Взаимосвязь умственного и физического труда

Различия умственного и физического труда носят количественный характер участия в каждом из них информационного и двигательного компонентов. По мере научно-технического прогресса количественная разница стирается. В физическом труде в результате широкого использования различной техники возрос удельный вес информационного компонента, появилась необходимость более глубокого осмысления отдельных звеньев и трудового процесса в целом. Повысилась интеллектуальная и снизилась двигательная нагрузка на работников, занятых физическим трудом.

Продолжительный умственный труд снижает функциональную активность коры больших полушарий. Уменьшаются амплитуда и частота основных ритмов ЭЭГ. Развивающееся утомление носит центральный характер и обусловлено стимуляцией коры больших полушарий сигналами от напряженных скелетных мышц через ретикулярную формацию. Чем интенсивнее интеллектуальная нагрузка, тем более выражено мышечное напряжение при утомлении.

Темпы развития утомления при умственном труде определяются особенностями типа нервной системы человека. Лица с устойчивым и экономичным режимом нервной деятельности к концу рабочего дня сохраняют резервы умственной работоспособности; лица с неустойчивым, неэкономичным режимом испытывают духовное и физическое переутомление. Утомление при умственном труде не проявляется в виде выраженной усталости, возможно, потому, что с окончанием работы умственная деятельность не прекращается. В коре больших полушарий протекают следовые процессы, ослабляющие мышечное напряжение. Изменения в деятельности внутренних органов при умственной работе не имеют специфических черт и отличаются от таковых при физической работе только количественно. Утомление при физической работе характеризуется более выраженными признаками в виде субъективной усталости, покраснения кожи лица, обильного потоотделения, произвольного отказа продолжать работу. Причиной отказа от продолжения физической работы может быть недостаточность мозгового кровообращения. При интенсивных физических нагрузках, сопровождающихся изменением гомеостаза (рН ниже 7,36), гемоциркуляция в коре больших полушарий возрастает и удерживается до определенного предела повышения мощности работы. Околопредельные нагрузки не вызывают подобного эффекта.

Физический труд стимулирует все функциональные отправления организма от обмена веществ до высшей интегративной деятельности мозга.

Умеренный физический труд способствует функциональному и физическому совершенствованию организма, по существу оздоровлению человека. Функциональное и физическое совершенствование обеспечивает высокую физическую и умственную работоспособность, нормальную осанку, высокую двигательную культуру за счет образования различных моторных координации, адекватное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и ловкости), необходимых для оптимальной адаптации человека к условиям

руда и среды обитания. Разностороннее совершенствование повышает иммунную устойчивость, активность систем жизнеобеспечения, приспособление их деятельности в различных, в том числе в экстремальных, стрессовых ситуациях.

Чрезмерный физический труд, наоборот, истощает биоэнергетический потенциал организма и физиологические регуляторные механизмы, обеспечивающие биологическую и социальную адаптацию человека.

№5

І.Тема:Умственный труд: методы исследования и оценки.

ІІ.Цель:ознакомить студентов с понятием умственный труд, методами исследования.

ІІІ.Задачи обучения:

Студент должен знать:

- виды умственного труда;

- методы исследования;

- утомление умственной деятельности;

- влияние утомления на здоровье;

- мероприятия, напрапвленные на укрепление здровья. Студент должен уметь:

- охарактеризовать виды умственного труда;

- дать оценку методам исследования умственного труда;

- охарактеризовать утомление умственной деятельности;

- анализировать влияние утомления на здоровье.

IY. Форма проведения: круглый стол

Y. Задания по теме:

Задание №1. Изучить виды умственного труда.

Задание №2. Проанализировать методы исследования умственного труда.

Задание №3. Оценить влияние утомления на здоровье.

YI. Раздаточный материал: информационный блок по теме

YII. Литература: На русском языке основные:

1.Измеров Н. Ф., КирилловВ.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.-592 с.

3. Гигиена. /Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник. Алматы. 2009 г. - 668 с.

2.A.M. Большаков, В.Г. Маймулов. Общая гигиена. Учебник. Москва. 2006г. -729с.

3.Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. - Караганда, 2008. -562 с.

4.Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. Под ред. проф. В.Ф. Кириллова. Москва. 2008г.

дополнительная:

1.Санитарные нормы и правила по гигиене труда промышленности. 3 т. -Омск. 1995. - 1050 с.

2.Медицина труда. Учебник/ под ред. Измерова Н.Ф./2008. - 520 с.

3.Методика изучения производственного микроклимата и его влияния на организм работающих. Под.ред. к.м.н. Жакеновой СР. Учебно-методическое пособие. 9965-406-50-2.

4.Караганда, 2005. -56 с.

5.Галаева А.И. Производственные аэрозоли, их гигиеническая оценка и нормирование. Методы исследования и профилактика пылевой профпатологии. Учебное пособие. - Караганда, 2008. - 80 с.

6.Предупредительный и текущий санитарный надзор за вентиляцией.

Под ред . Сраубаева Е.Н., Жакенова СР., Шинтаева Н.У - Караганда, 2010. - 66 с.

7.Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности РК. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010. - 73 с.

8.Гигиена труда при работе с видеотерминалами. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010.-68 с.

9.Предупредительный санитарный надзор при новом строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы 2010 - 72 с.

10.Шайзадина Г.Н - Предупредительный санитарный надзор. Учебно-методическое пособие Астана, 2010. -50 с.

YIII. Контроль: вопросы

1.Понятие умственный труд.

2.Виды умственного труда.

3.Методы исследования умственного труда.

4.Оценка умственного труда.

5.Влияние умственного труда на здоровье.

6.Нервно-эмоциональное напряжение.

7.Профилактические мероприятия.

Умственный труд

Умственный труд - это выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, обеспечивающих такие психические процессы как внимание, память, мышление, эмоции.

1.Операторский труд - группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами.

2.Управленческий труд ~ это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории умственного труда характерен большой объем информации, требуемый для постоянного использования, дефицит времени, ответственность за принятие решения.

3.Творческий труд - требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, большой объем памяти, напряженность мышления.

4.Труд медицинских работников — характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактом с людьми, большим объемом памяти, личной ответственностью.

5Труд учащихся и студентов - он требует напряжения памяти, внимания (особенно, концентрации и устойчивости внимания), восприятия и характеризуется наличием стрессовых ситуаций ~ экзаменов и зачетов.

При правильной организации умственный труд не оказывает отрицательного влияния на организм человека. А его позитивные плоды благотворно влияют на здоровье. У конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, поскольку труд конструкторов не имеет больших эмоциональных срывов, напряжения, напротив, у телефонисток, которым приходится иметь дело с дефицитом времени при обработке информации, этот уровень достигает 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руководящих работников.

К факторам риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда относятся:

- повышенная нервно-эмоциональная напряженность,

- гипокинезия,

- избыточная масса тела,

- курение,

- наследственная предрасположенность.

Мозг при выполнении умственного труда является не только регулирующим, но и работающим органом, влияние его прежде всего сказывается на функциональном состоянии ЦНС.

Современные представления о нейрофизиологических механизмах умственной деятельности основаны на достижениях нейрофизиологии и психологии. При умственной деятельности функционируют одновременно оба полушария мозга. Любая умственная

Деятельность сопровождается генерализованной активацией мозга с одновременным повышением локальной активности, зависимой от вида психического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Например, при вербальных функциях активируются одни структуры мозга, что отражается на ЭЭГ, а при решении задач — другие. Лобные доли играют особую роль в умственной деятельности. Эмоциям принадлежит роль организатора целенаправленной умственной деятельности.

От чего же при умственной деятельности возникает нервно-эмоциональная напряженность? Это объясняется тем, что объем информации, которую необходимо обработать мозгу, близок или превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. При этом часто требуется различение близких по значению сигналов и выполнение тонких процессов мышления. К эмоциональному напряжению приводит ответственность работы. В целом, при умственной работе обычно имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической деятельности. Поэтому говорят о нервно-эмоциональном напряжении.

Чем выше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих структур. Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряжения, вероятно, играет положительную роль в деятельности ЦНС, так как возрастает интенсивность обмена веществ в ЦНС, увеличивается скорость переработки информации. Однако при значительном нервно-эмоциональном напряжении существенно меняется деятельность сердечно-сосудистой системы — происходит рост систолического и минутного объема сердца, возрастает артериальное давление, учащается пульс. В стрессовых ситуациях, например, на экзамене, еще в большей степени происходит активация симпатической нервной системы.

О наличии эмоционального напряжения при умственной деятельности свидетельствует величина артериального давления. Например, у операторов железной дороги при обнаружении аварии артериальное давление тут же возрастает до 160/100 мм рт. ст. и удерживается на этом уровне на протяжении всей оставшейся смены. Наиболее ярко существование эмоционального компонента в работе отражает величина среднединамического артериального давления (диастолическое +1/3 пульсового давления) — она возрастает сразу же после эмоционального напряжения.

При значительном эмоциональном напряжении происходит снижение интенсивности коронарного кровотока. Так, при аварийных ситуациях в метрополитене у машиниста число сердечных сокращений достигает 150 ударов в минуту, а на ЭКГ появляются типичные признаки коронарной недостаточности. При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока, он становится интенсивнее в регионах, принимающих непосредственное участие в деятельности. В целом, интенсивность кровотока при умственной деятельности возрастает, особенно в левом полушарии.

Постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое сопровождает умственный труд, приводит к патологии.

Утомление проявляется прежде всего снижением функциональных возможностей ЦНС, что отражается на ЭЭГ. Повышается тонус парасимпатической нервной системы (вероятно, как способ защиты от чрезмерного стрессового воздействия) ~ об этом свидетельствует снижение кожно-гальванического рефлекса, снижение артериального давления, снижение вагосимпатического индекса р/Т, урежение пульса. При наличии эмоциогенных факторов все изменения в организме имеют более выраженный характер.

Все сдвиги, которые наблюдаются при умственной деятельности, в основном возникают из-за наличия эмоционального напряжения. Чем выше этот компонент, тем глубже изменения в процессе умственной деятельности.

Утомление при умственной деятельности, скорее всего, обусловлено снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору и подкорковую область. Доказательством этому служат данные об использовании аминазина ~ это вещество блокирует восходящее влияние ретикулярной формации и при этом возникает состояние, которое сопровождается теми же изменениями, что и при умственном утомлении, в том числе и вызванными переменой психического состояния.

Для умственной деятельности характерно то, что и после работы она может продолжаться и иногда бывает трудно остановить ее. А. И. Герцен говорил, что мысль нельзя сложить, как руки. Для того чтобы остановить мыслительный процесс, необходимо переключение. С этой точки зрения особенно эффективно переключение с умственной

деятельности на физическую.

При организации умственной деятельности все исследователи ссылаются на 5 пунктов:

1.В работу нужно входить постепенно.

2.Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует

выработке навыков и замедляет развитие утомления.

3.Необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности. Это

предполагает регулярную, организованную и плановую работу.

4.Необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями.

5.Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической

деятельности, при которой укрепляется навык.

Доказано, что напряженная умственная деятельность без достаточного отдыха между рабочими днями приводит к появлению перенапряжения. Оно проявляется прежде всего в повышении артериального давления, росте периферического сопротивления, изменении мозгового кровотока и экскреции катехоламинов (ночное снижение продукции этих гормонов

при переутомлении отсутствует).

Улучшения умственной деятельности можно достигнуть не только в процессе и в результате самой деятельности, но и под влиянием ряда внешних эмоциогенных или стрессорных раздражителей -- шума, гравитационного стресса, охлаждения, показа картин, кинофильмов, вызывающих отрицательные или положительные эмоции. Улучшение функций ЦНС отмечено и у животных под влиянием таких неблагоприятных (в общем) воздействий, как

охлаждение, ограничение подвижности.

Есть основание считать, что и при действии производственных и непроизводственных внешних факторов -- стрессоров механизмы возникновения эмоционального напряжения, активации ЦНС и повышения эффективности умственной деятельности близки к механизмам активации в процессе собственно трудовой деятельности, в частности, в них важную роль играет лимбико-ретикулярная система. Возможно, в этих случаях возбуждение более генерализовано (не только вследствие интенсивности раздражителя) охватывает симпатоадреномедуллярную и гипоталамо-адренокортикальную системы и сопровождается заметными изменениями уровня гормонов в крови.

Имеется определенный оптимальный уровень активации, причем для различных видов деятельности у лиц с разным исходным функциональным состоянием уровень этот различен. Превышение этого уровня активации ведет к ухудшению функций.

Механизмы эмоционального возбуждения многогранны и включают ряд биохимических изменений в ЦНС и других органах и тканях. При непродолжительном эмоциональном напряжении они, очевидно, оказывают положительное влияние на функции ЦНС.

Таким образом, умеренное психо-эмоциональное напряжение способствует повышению эффективности труда.

Кредит №5

№1

І. Тема: Экспертиза проекта промышленного объекта.

ІІ. Цель: ознакомить студентов с экспертизой проекта промышленного объекта.

ІІІ. Задачи обучения:

Студент должен знать: -

1.приказ №51 от 04.02.1999г. «О состоянии и мерах по усилению предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора за строящимися, реконструируемыми объектами» в 2010г.;

2.СанПиН №795 от 06.10.2010га «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории населенных мест»;

3.приказ № 334 от 8.07.2005 года Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно- эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов

4.технико-экономическое обоснование строительства;

5.гигиеническую экспертизу проекта промышленного объекта строительства;

6.генеральный план строительства;

7.эскизный проект промышленного объекта;

8.контроль строительства промышленного объекта;

9.порядок осуществления надзора при приемке законченного строительством объекта; Студент должен уметь:

10.дать оценку соответствия расчетных технико-экономическим показателям строительства;

11.оценить проект строительства;

12.оценить документы по строительству промышленного объекта;

13.проводить контроль строительства промышленного объекта;

14.оценить соответствие выполненных строительно-монтажных работ, охране окружающей среды;

IV. Форма проведения: круглый стол

V. Задания по теме:

Задание №1. Ознакомиться с приказом №51 от 04.02.1999г. «О состоянии и мерах по усилению предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора за строящимися, реконструируемыми объектами» в 2010г..

Задание №2. Ознакомиться с рабочим проектом строительства промышленного объекта.

Задание №3. Написание санитарно-эпидемиологическое заключение по строительству промышленного объекта.

VI. Раздаточный материал: Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. Под ред. проф. В.Ф. Кириллова. Москва. 2008г. стр.259-267., форма санитарно-эпидемиологического заключения на строительство.

VII. Литература: На русском языке основные:

1. Измеров Н. Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. Москва, 2008.-592 с.

2. Гигиена. /Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник. Алматы. 2009 г. - 668 с.

3. A.M. Большаков, В.Г. Маймулов. Общая гигиена. Учебник. Москва. 2006г. -729с.

4. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А. - Караганда, 2008. -562 с.

СРСП

5. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. Под ред. проф ВФ Кириллова Москва. 2008г.

6.

долнительная:

1.Санитарные нормы и правила по гигиене труда промышленности. 3 т. - Омск. 1995. - 1050 с.

2. Медицина труда. Учебник/ под ред. Измерова Н.Ф./2008. - 520 с.

3. Методика изучения производственного микроклимата и его влияния на организм работающих. Под.ред. к.м.н. Жакеновой СР. Учебно-методическое пособие. 9965-406-50-2 - Караганда 2005. -56 с.

4. Галаева А.И. Производственные аэрозоли, их гигиеническая оценка и нормирование. Методы исследования и профилактика пылевой профпатологии. Учебное пособие. - Караганда, 2008. - 80 с.

5. Предупредительный и текущий санитарный надзор за вентиляцией. Под ред. Сраубаева Е.Н., Жакенова СР., Шинтаева Н.У - Караганда, 2010. - 66 с.

6. Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности РК. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010. - 73 с.

7. Гигиена труда при работе с видеотерминалами. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010. - 68 с.

8. Предупредительный санитарный надзор при новом строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010. - 72 с.

9. Шайзадина Г.Н - Предупредительный санитарный надзор. Учебно-методическое пособие Астана, 2010. - 50 с.

VIІІ. Контроль: вопросы

1.Гигиеническая экспертиза проекта промышленного объекта строительства.

2.Генеральный план и эскизный проект строительства.

3.Проект планировки территории под строительство.

4.Проведение обследований намеченного участка под строительство.

5.Форма оформления санитарно-эпидемиологического заключения на строительство.

№2

І.Тема: Экспертиза проекта административного и бытового здания.

ІІ.Цель: ознакомить студентов с экспертизой проекта административного и бытового здания.

ІІІ. Задачи обучения:

Студент должен знать:

приказ № 533 23.07.2010 года Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения»;

- СНиПРК№3 02.02.2001 «Общественные здания и сооружения»;

- размещение административного и бытового здания на генеральном плане;

- объемно-планировочные и конструктивные решения зданий;

система проектирования бытовых помещений в зависимости от санитарной характеристики производственных процессов;

- требования к оборудованию, соде

дополнительная:

1 Санитарные нормы и правила по гигиене труда промышленности. 3 т. - Омск. 1995. - 1050 с.

2 Медицина труда. Учебник/ под ред. Измерова Н.Ф./2008. - 520 с.

3 Методика изучения производственного микроклимата и его влияния на организм работающих. Под.ред. к.м.н. Жакеновой СР. Учебно-методическое пособие. 9965-406-50-2. - Караганда, 2005. -56 с.

Галаева А.И. Производственные аэрозоли, их гигиеническая оценка и нормирование. Методы исследования и профилактика пылевой профпатологии. Учебное пособие. - Караганда, 2008. - 80 с.

3 Предупредительный и текущий санитарный надзор за вентиляцией. Под ред . Сраубаева Е.Н., Жакенова СР., Шинтаева Н.У - Караганда, 2010. - 66 с.

3 Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности РК. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010. - 73 с.

3 Гигиена труда при работе с видеотерминалами. Учебно-методическое пособие Тогузбаева К К Алматы. 2010. - 68 с.

3 Предупредительный санитарный надзор при новом строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Учебно-методическое пособие. Тогузбаева К.К. Алматы. 2010. - 72 с.

3 Шайзадина Г.Н - Предупредительный санитарный надзор. Учебно-методическое пособие Астана, 2010.- 50 с.

VІІІ. Контроль: вопросы-

1.Содержание пояснительной записки.

2.Основные разделы пояснительной записки

3.Основные данные объекта на строительство

4.Генеральный план участка.

5.Архитектурно-строительные решения, значение.

6.Технологические решения, значение.

7.Инженерное обеспечение, сети, системы.

8.Мероприятия по снижению вредных воздействий на окружающую среду в период строительства.

9.Организация строительства.

10.Сметная документация.

Наши рекомендации