Стоматологическая помощь взрослому населению по обращаемости
На основании рекомендаций ВОЗ стоматологическая помощь взрослому населению оказывается по обращаемости по поводу лечения, острой боли, протезирования и другим причинам.
Планирование стоматологической помощи по обращаемости состоит из следующих этапов:
Ø Анализ ситуации на основе данных эпидемиологических исследований стоматологической заболеваемости и факторов, имеющих к ней отношение
Ø Формулирование измеримых задач стоматологической помощи населению по обращаемости
Ø Кадровое и финансовое обеспечение
Ø Мониторинг эффективности оказания стоматологической помощи
Возможности оказания стоматологической помощи ограничены по сравнению с системой оказания систематической стоматологической помощи детскому населению. Поэтому основной ее измеримой целью является процент населения, обратившегося за стоматологической помощью.Оптимальный покзатель – 50-60%. В Самарской области в 2012 году доля первичных посещений для взрослого населения была равна 33% для городских жителей и 16% - для сельских, в 1985 – соответственно 45% и 32%. Вокруг этих показателей формируются виды стоматологической помощи и ее объемы, типы стоматологического персонала. Для определения ориентировочного процента людей, обращающихся за стоматологической помощью, можно воспользоваться данными статистических отчетов по стоматологии о количестве посещений к стоматологу, а также результатами анкетирования или опроса населения.
Возможна различная интерпретация данных по обращаемости. Например, высокая обращаемость может быть не только критерием хорошей организации стоматологической помощи взрослым, но и свидетельствовать о высокой заболеваемости и/или о неадекватности ее оказания и низком качестве лечения или о большом распространении, например, осложнений кариеса. При низкой обращаемости населения следует планировать увеличение доли первичных посещений с учетом существующего персонала.
Планирование подготовки персонала
От оснащения лечебно-профилактических учреждений всеми необходимыми видами персонала зависит планирование здравоохранения в целом (объем и качество медицинской помощи), количество и виды персонала и его рациональное использование.
Этапы планирования персонала
1. Определение измеримых целей стоматологического здоровья (после анализа ситуации)
2. Определение общего количества персонала, необходимого для выполнения поставленных измеримых целей стоматологического здоровья
3. Расчет необходимого персонала: врачи-стоматологи, зубные техники, гигиенисты, помощники стоматолога и др.
4. Определение видов и объема стоматологической помощи, которые можно оказать при использовании существующего персонала и с учетом текущей подготовки
5. Корректировка видов и объема стоматологической помощи с учетом изменившейся обеспеченностью персонала и реальной перспективой подготовки и формирование новых измеримых задач стоматологического здоровья в связи с изменившейся ситуацией
6. Пересмотр первоначальных расчетов потребностей в персонале в связи с коррекцией целей стоматологического здоровья
Первый этап: использование данных, полученных в ходе анализа ситуации по стоматологии. Например, в результате эпидемиологических исследований и анализа ситуации выявлено:
- КПУ 12 лет = 4. Доля первичных посещений – 50%
- Показатели лечебной работы на 1000 посещений: запломбировано зубов по поводу кариеса зубов – 500, проведено эндодонтическое лечение – 100, скейлинг зубного камня – 120, удалено зубов – 140, ортопедическое лечение – 40, другое (заболевания слизистой оболочки полости рта, пародонта, травмы, операции) – 60
Второй этап:определение задач системы оказания стоматологической помощи
А. Первичная профилактика (см. раздел 2)
Б. Систематическое лечение школьников. Согласно рекомендациям ВОЗ 1 стоматолог необходим на 2-6 тыс. детей в зависимости от интенсивности кариеса. Фактически на 10000 детского населения в Самаре, например, приходится 7 детских стоматологов по данным статистических отчетов за 2012 г.
Несомненно, самый эффективный способ стоматологической помощи – это профилактика и раннее лечение стоматологических заболеваний, потом - лечение. Такой подход применяется при оказании стоматологической помощи детскому населению. Мы выявили, что если первые моляры начинают лечить по поводу кариеса с 6-7 лет, то они не «доживают» ко времени окончания школы: компонент «К» в структуре КПУ в первом классе равен 0,4, а к 17-18 годам компонент «У» составляет 0,35. (Багдасарова О.А., 2008), К пожилому возрасту выявляется высокая потребность в протезировании, что характеризует оказание стоматологической помощи на коммунальном уровне как неудовлетворительное.
В. Лечение населения по обращаемости. В условиях Самары среди взрослого населения необходимо его поддерживать на уровне 35%
Третий этап -расчеты времени, необходимого на лечение. Ниже приведены данные ВОЗ (1980) на манипуляции при оказании стоматологической помощи на массовом уровне и персонал, необходимый для этого (табл.3).
Таблица 3.
Ориентировочные затраты времени на лечение (ВОЗ, 1980)
Лечебные процедуры | Время | Персонал |
Пломбирование | 30 мин. | Стоматолог или зубной врач |
Эндодонтия | 45 мин. Х 2 | Стоматолог или эндодонтист |
Удаление зуба | 15 мин. | Стоматолог |
Ортопедическое лечение | 60 мин. Х 2 | Стоматолог |
Удаление зубного камня | 40 мин. | Гигиенист стоматологический |
Затраты времени на стоматологические манипуляции зависят от типа учреждения, оснащенности необходимыми инструментами, материалами и аксессуарами, вспомогательным персоналом и других факторов.
Четвертый этап– определение общего количества персонала. Количество врачей для определенного вида лечения = вид лечения, умноженное на среднее время, необходимое для данного вида лечения, умноженное на среднее время процедуры, умноженное на число обратившихся пациентов. Полученный числитель делится на время работы врача за год, которое определено как 1750 часов. Суммированием всех видов персонала определяют общее их число, необходимое для функционирования системы.
Нормативы обеспечения стоматологической службы, рекомендованные ВОЗ следующие: на 1 стоматолога должно приходиться 1 ассистент, 1 гигиенист, 2 зубных техника. Проблемы подготовки персонала, характерные для многих регионов России:
- дефицит медицинских сестер, поэтому на одного врача приходится в среднем по службе менее 0,5 помощника стоматолога или гигиениста, что удорожает оказание стоматологической помощи, т.к. врач-специалист занимается неквалифицированной работой.
- узкая специализация стоматологов на додипломном уровне, хотя для оказания эффективной стоматологической помощи ВОЗ рекомендует использование врача-стоматолога широкого профиля с привлечением адекватного вспомогательного персонала – ассистентов врача и/или гигиениста в соотношении 1:1 или 2 на 1 стоматолога. Таким образом, модель стоматологического персонала по ВОЗ (1983) выглядит так пирамида в основании которой персонал первичной медико-санитарной помощи, а специалист, врач-стоматолог – на вершине, а между ними – средний персонал: помощник стоматолога, гигиенист.
ВОЗОВСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАДРОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
- Соотношение между численностью населения и числом стоматологического персонала различных видов с учетом географического распределения населения.
- Соотношение между различными видами работников: врачами, медсестрами, гигиенистами, зубными техниками.
- Соотношение между всеми работниками стоматологического профиля и остальным персоналом здравоохранения
- Соответствие учебных программ подготовки персонала с долгосрочными целями стоматологического здоровья населения. Учебный план и программы ВУЗов при подготовке стоматологов должны соответствовать международным критериям.
Стоматологическое образование должно ориентироваться на общество и отвечать следующим принципам:
ü Здоровье и качество жизни, которое обеспечивает физическое, психологическое и социальное благополучие человека
ü Стоматологическое здоровье – интегральная часть общего здоровья человека
ü Здоровый образ жизни
ü Доступность лечения для всех
ü Социальная ориентация
ü Бригада профессионалов: стоматолог, гигиенист, медсестра, помощник стоматолога.
Для последипломного образования заложена концепция непрерывного образования каждого медицинского работника в течение своей профессиональной деятельности, а также путем 2-5 летней специализации по ортодонтии, ортопедической, хирургической, детской стоматологии.