Лексика с точки зрения функциональной принадлежности
Межстилевая (обще употре битель ная) | Стилистически ограниченная | |||||||
книжная | разговорная | |||||||
Общекнижная | Публи цистическая - обшественно-политическая; - морально-этичеркая; - экономическая. | Научная - обще- научная; - терми- нологи ческая (медицин ская, химическая,биологи- ческая, психологи ческая) | Деловая - диплома- тическая; - офици- ально-докумен тальная; - судебно-юридическая; - канцеляр ская | Поэтичес кая | Разговорно-литератур ная | Разговор но-быто вая | Просто речная | |
Таким образом, каждый из функциональных стилей русского литературного языка имеет свою специфическую лексику, что в какой-то степени нередко позволяет нам уже по лексике определить принадлежность текста к тому или иному функциональному стилю речи. Однако каждый из стилей речи имеет свои речевые черты или языковые средства на всех ярусах языка, не только на лексическом, но и на фразеологическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом.
Сравним речевые чертыкаждого из стилей речи на всех ярусах языка:
Ярусы языка | Книжные стили речи | Разговорный стиль речи | |||
Научный стиль | Деловой стиль | Художествен ный стиль | Публицисти ческий стиль | ||
Лексичес кий | Слова нейтральные, книжные, с обобщенным и отвлеченным значением (животные, скорость и пр.), термины 15-25% (кардиограмма, гепатит и др.). | Слова нейтральные, книжные с обобщенным и отвлеченным значением | Конкретные слова и выражения; слова в переносном значении; сравнения, олицетворения, метафоры; эмоционально-оценочные слова. | Общественно-политическая лексика, эмоционально-экспрессивная лексика | Разговорные непринужденные слова (вымахал, вырос); эмоционально-оценочные слова (умница, безобразничать). |
Фразеоло гический | Составные термины (острый живот) | Стандартные выражения, клише | Книжные и разговорные фразеологизмы | Общественно-политическая фразеология | Разговорные фразеологизмы |
Словооб Разовате льный | Отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными книжными суффиксами -ени, -ств, -ист, -изм,-ирова | Отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными книжными суффиксами -ени, -ств, -ист, -изм,-ирова. | Использование разнообразных суффиксов в зависимости от цели текста | Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Слова с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами (таблеточка, кисленький), слова с суффиксом неполного качества (сладковатый, синеватый) |
Морфоло гический | Существительные преобладают над глаголами, большое количество прилагательных, глаголы в форме 3-го лица настоящего времени. | Использование отглагольных существительных (ведение, заседание) и отыменных предлогов (на основании, в отношении) | В меру существительных и глаголов в зависимости от цели и содержания текста | В меру существительных и глаголов в зависимости от цели и содержания текста | Преобладание глаголов над существительным и, использование сокращенных форм имен (Маш, Петь) в звательной форме |
Синтакси ческий | Составное именное сказуемое, использование вводных слов (во-первых, во-вторых и др.), причастных и уточняющих оборотов, глагола-связки «быть» в настоящем времени | Повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислениями, прямой порядок слов, наличие стандарта, обязательность формы. | Различные по цели высказывания-предложения, простые и сложные. | Предложения побудительные и восклицательные, риторические вопросы, распространенные обращения, повторы, предложения простые и сложные. | Различные по цели высказывания предложения; предложения с обращениями, неполные предложения, пропуски слов, паузы, слова-паразиты, нарушение порядка слов, использование частиц (-ка, -то). |
Если подвести итог всему вышесказанному, то можно выделить для каждого функционального стиля свои т. н. стилевые черты.
Характерными стилевыми чертами
• разговорного стиля будет непринужденность, эмоциональность;
• научного – обобщенность (говорится, например, о березе вообще как о породе дерева, подчеркнутая логичность, доказательность);
• делового – строгость, бесстрастность;
• художественного – конкретность, образность, выразительность;
• публицистического – страстность и призывность.