Задания конкурса тризформашка-2006
1. Оксюмороны.Истина и ложь (противоречие) – это две несовместимые характеристики одного высказывания. Противоречие недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью. Но в художественной речи противоречия играют важную роль, добавляя ей образности, выразительности.
Оксюморон – сочетание логически враждующих понятий, вместе создающих новое представление.
Например:
- Пышное природы увяданье (А.С. Пушкин). Действительно, как богато, пышно, красиво выглядит листва деревьев осенью, перед увяданьем!
- Свеча темно горит (А. С. Пушкин). Значит, свеча дает недостаточно света.
- "Книга обо всем и еще о многом другом". Так называется книга испанского писателя XVI-XVII вв. Ф.Кведо. Это название подчеркивает отсутствие какой-либо определенной темы у книги.
Придумайте свои оксюмороны и объясните их смысл.
Результат – текст.
2. ММЧ.Паяльная лампа – это переносной нагревательный прибор с открытым пламенем (горелка). Он состоит из металлического бака (с ручкой), в который заливается горючее (бензин, керосин, спирт). Сверху над баком располагается разбрызгиватель (форсунка). Струи горючего выбрызгиваются из форсунки, зажигаются и образуют факел.
На рисунках показаны современная паяльная лампа (не работающая), работающая паяльная лампа, которую используют знаменитые диснеевские Спасатели Чип, Дейл, Гайка и Рокфор, применение паяльной лампы для нагрева металлической детали.
Смоделируйте работающую паяльную лампу с помощью маленьких человечков.
Результат – рисунок.
3. Рыбки.Пусть изображение рыбки состоит из тела, хвоста, одного верхнего и одного нижнего плавника. Даны три разных вида хвостов, три вида верхних плавников, три вида нижних плавников. Составьте как можно больше разных рыбок, использую предложенные детали. Ответ – рисунок.
4. Морфоящик. Придумайте изобретательскую машину (морфологический ящик) для изобретения столов. Ответ – текст.
5.Три поросенка Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф изготовили шифровальную машину из лампочек для елочных новогодних гирлянд. Поросята придумали специальный шифр для кодирования чисел от 0 до 15: числа можно зашифровать набором горящих и негорящих лампочек, причем каждое число кодируется четырьмя лампочками.
Код поросят (горящие лампочки - светлые):
Наф-Наф придумал интересную игру. Он формировал различные гирлянды и предлагал решить примеры.
Решите примеры Наф-Нафа.
1)Если первое число разделить на второе, результат умножить на третье и затем из полученного числа вычесть четвертое, то получится то, что нужно добавить к гирлянде.
Дополните гирлянду.
2) Первое число разделили на второе. К результату прибавили третье, и получилось четвертое. Но вот беда: в коде третьего числа перегорела лампочка. Замените лампочку и зажгите ее.
Ответ – рисунок.
6.Бабушка Глафира Петровна из деревни Серебряные Росы славится своими ковриками. Она их шьет из квадратных лоскутков одинакового размера с пятью различными узорами, соединяя их так, чтобы ни один лоскуток не имел двух соседей с одним и тем же узором. Соседними считаются лоскутки, имеющие общие стороны.
Создайте рисунок бабушкиного коврика размером 10 х 10.
Ответ – рисунок.
7. Красавица Глаша и сэр Джон.(Краткое содержание предыдущих задач. В задачах ТРИЗформашки-2004, 2005 было рассказано о том, как любитель экстремального отдыха сэр Джон отправился на каникулы из Оксфорда в гости к своей тетке Марфе в подмосковную деревню Ромашкино. В соседней деревне Васильково он встретил красавицу Глашу. Сэр Джон и красавица Глаша стали хорошими друзьями. Во время совместных путешествий им приходится составлять алгоритмы, решать логические задачи и т.д.)
Сэр Джон давно мечтал увидеть русскую зиму. Перед Рождеством ему выдалась возможность вырваться из Оксфорда в дорогую ему сердцу деревню Ромашкино. Тетка Марфа была довольна: "Вот сейчас позвоню красавице Глаше, приглашу ее елку украшать к Новому году". "Замечательно! Где тут у вас елки продают?" – поинтересовался Джон. "Не надо покупать, зачем рубить красоту? Мы елочку в лесу нарядим!"
На следующее утро Марфа, Глаша, сэр Джон, а так же собака Чернильница и кошка Роксолана вышли в лес елку наряжать. Тропа была узкая, поэтому шли друзья гуськом:
1) Тетка Марфа шла перед красавицей Глашей, но после кошки Роксоланы.
2) Сэр Джон и Роксолана не шли друг за другом.
3) Собака Чернильница не находилась рядом ни с кошкой, ни с Марфой, ни с сэром Джоном.
Друзья дошли по узкой тропинке до красивой поляны и увидели невысокую стройную елочку, стоящую в центре поляны. С большим воодушевлением они нарядили елочку, поводили вокруг нее хороводы, спели новогодние и рождественские песенки на двух языках. В хорошем настроении дружная компания выстроилась в обратный путь на узенькой тропинке. "Интересно, мы стоим в обратной последовательности по отношению к тому, как шли сюда," – в задумчивости сказал сэр Джон.
В каком порядке тетка Марфа, красавица Глаша, сэр Джон, а так же собака Чернильница и кошка Роксолана вышли в обратный путь?
(Продолжение истории сэра Джона и красавицы Глаши см. в следующем конкурсе.)
8.Во время очередного похода в Хогсмид Гарри Поттер, Рон, Гермиона, Джинни, Фред и Джордж зашли в трактир "Три метлы", чтобы немного перекусить.
1) Гарри взял то же, что и Рон, и вдобавок еще печенье.
2) Гермиона купила то же, что Джинни, но не стала покупать сахарные перья.
3) Джордж ел то же, что Фред, но без мармеладных лягушек.
4) Рон взял то же, что и Фред, но эклерам он предпочел засахаренные орешки.
5) Джинни ела то же, что и Фред, но вместо сливочного пива пила тыквенный сок.
Что купил каждый из детей? Расположите продукты, купленные друзьями, в порядке убывания их популярности.
9.Назовите как можно больше систем, обладающих следующей функцией:
(1) отрезалка, (2) соединялка, (3) шумелка.
Назовите как можно больше систем, обладающих сразу двумя из названных функций, сразу тремя. Укажите, какими функциями обладают перечисленные системы. Ответ – текст.
10.Назовите как можно больше функций системы «автомобиль». Ответ – текст.
11. Черные ящики. Дано описание трех систем в виде «черных ящиков». Определите функции этих систем. Для каждого «ящика» запишите его функцию и продолжите заполнение таблицы «Вход-выход». Ответ – текст.
1)
Вход | а | б | аб | абв | абвг | ба | бав | баг | в | вв | даааа | даа | н | эюя | малции | |||
Выход | б1 | в1 | б2 | б3 | б4 | в2 | в3 | в3 | г1 | Г2 | е5 | е3 | д4 | и2 | л3 |
2)
Вход | А | ||||||||||||
Выход | Не понимаю | ||||||||||||
Вход | |||||||||||||
Выход |
3)
Вход | а | б | в | аб | ав | ба | вб | абв | абг | бва | абвгд | аааааа | ддддд | |
Выход | Не понимаю | а | а | а | б | б | б | б | в | в | в | д | е | д |
Вход | дгвба | бэби | вега | клмно | бац | алкомн | ||||||||
Выход | д | г | г | е | ё | ж |
Структура системы.
Молекула сложного химического вещества представляет собой систему, состоящую из атомов простых веществ, связанных друг с другом.
Одна молекула нитробензола состоит из 6 атомов углерода, одного атома азота, двух атомов кислорода и 5 атомов водорода.
Каждый атом углерода имеет 4 связи с другими атомами, атом азота – 5 связей, каждый атом кислорода – 2 связи, каждый атом водорода – одну.
Шесть атомов углерода соединены в кольцо. Причем каждый из них имеет две связи с одним из своих соседей и одну связь с другим.
5 атомов углерода соединены одной связью с атомами водорода. Шестой атом углерода соединен одной связью с атомом азота. Кроме того, атом азота соединен с двумя атомами кислорода, с каждым – двумя связями.
В химии атом углерода обозначается буквой C, атом азота – буквой N, атом кислорода – буквой O, атом водорода – буквой H.
Изобразите структуру системы «молекула нитробензола».
Ответ – рисунок.
13.Назовите, пожалуйста, как можно больше систем, имеющих следующую структуру:
Дайте пояснения.
14.Исполнитель ТЕКСТ-ФЕКС-ПЕКС умеет составлять тексты из заранее приготовленных строк. Его СКИ (система команд исполнителя) следующая:
ВНИЗ – сдвинуть курсор на строку вниз
ВВЕРХ – сдвинуть курсор на строку вниз
ЗАПОМНИТЬ – запомнить текущую строку
ВСТАВИТЬ – вставить запомненную строку перед текущей. Курсор остается на месте.
УДАЛИТЬ – удалить текущую строку
ПОВТОРИТЬ <число> РАЗ НЦ – заголовок цикла
команды по одной в строке – тело цикла
КЦ – конец цикла
ПОВТОРЯТЬ ПОКА <условие> НЦ – заголовок цикла
команды по одной в строке – тело цикла
КЦ – конец цикла
ЕСЛИ <условие> ТО
команды по одной в строке
ИНАЧЕ команды по одной в строке
ВСЕ
Исполнитель умеет проверять следующие условия:
ВВЕРХ МОЖНО
ВВЕРХ НЕЛЬЗЯ
ВНИЗ МОЖНО
ВНИЗ НЕЛЬЗЯ
СТРОКА ПУСТА
СТРОКА НЕ ПУСТА
СТРОКА СОДЕРЖИТ слово
СТРОКА НЕ СОДЕРЖИТ слово
Перед началом работы исполнителя курсор стоит вначале первой строки.
Примеры команд на языке исполнителя ТЕКСТ-ФЕКС-ПЕКС
ЕСЛИ СТРОКА СОДЕРЖИТ СЛОВО бегемот ТО
ЗАПОМНИТЬ
ВВЕРХ
ИНАЧЕ УДАЛИТЬ
ВСЕ
ПОВТОРЯТЬ ПОКА ВНИЗ МОЖНО НЦ
ВНИЗ
КЦ
ПОВТОРИТЬ 3 РАЗА НЦ
ПОВТОРЯТЬ ПОКА СТРОКА НЕ ПУСТА НЦ
ВНИЗ
КЦ
УДАЛИТЬ
КЦ
Составьте алгоритм для исполнителя ТЕКСТ-ФЕКС-ПЕКС, по которому он должен действовать, чтобы собрать правильный текст известной детской песенки.
Выполните этот алгоритм, изменяя исходный текст в соответствии с исполняемыми командами вручную на бумаге или в текстовом редакторе.
Укажите (напишите) в какой строке останется курсор после выполнения алгоритма?
Ответ: алгоритм + текст, полученный в результате выполнения алгоритма.
Два весёлых гуся:
Жили у бабуси
Другой белый,
Один серый,
Два весёлых гуся.
У кого длиннее –
Вытянули шеи,
Другой белый,
Один серый,
Два весёлых гуся.
В луже у канавки –
Мыли гуси лапки
Другой белый,
Один серый,
Два весёлых гуся.
«Ой, пропали гуси –
Вот кричит бабуся
Другой белый,
Один серый,
Гуси, мои, гуси!»
Кланялись бабуси –
Выходили гуси,
Другой белый,
Один серый,
Два весёлых гуся.
15. Таблица решений.В таблице решений приведены данные о том, какие лекарственные растения можно использовать при тех или иных заболеваниях.
Пользуясь таблицей решений, ответьте на поставленные вопросы.
Для простоты ответ можно дать в виде перечисления номеров решений (Р31, Р29, Р43) или номеров условий (У31, У29, У43).
Ответ – текст.
У1 | При ушибах | + | – | – | – | – | – | – | – | – |
У2 | При ссадинах | – | + | – | – | – | – | – | – | – |
У3 | При высокой температуре | – | – | + | – | – | – | – | – | – |
У4 | Общеукрепляющие | – | – | – | + | – | – | – | – | – |
У5 | При боли в горле | – | – | – | – | + | – | – | – | – |
У6 | При кашле | – | – | – | – | – | + | – | – | – |
У7 | При сыпи на коже | – | – | – | – | – | – | + | – | – |
У8 | Успокаивающие | – | – | – | – | – | – | – | + | – |
У9 | При воспалении во рту | – | – | – | – | + | – | – | – | – |
У10 | При порезах | – | + | – | – | – | – | – | – | – |
У11 | При простуде | – | – | + | + | + | – | – | – | – |
У12 | При ожогах | – | + | – | – | – | – | – | – | – |
У13 | При фурункулах | – | + | – | – | – | – | – | – | – |
У14 | При нарушении сна (бессоннице) | – | – | – | – | – | – | – | + | – |
У15 | При зубной боли | – | – | – | – | – | – | – | – | + |
Р1 | Подорожник (листья) | + | + | + | ||||||
Р2 | Лопух (листья) | + | ||||||||
Р3 | Капуста (листья) | + | ||||||||
Р4 | Мята перечная (листья) | + | + | + | ||||||
Р5 | Ромашка аптечная | + | + | + | + | |||||
Р6 | Зверобой | + | + | |||||||
Р7 | Багульник (побеги) | + | ||||||||
Р8 | Ноготки (цветы) | + | + | |||||||
Р9 | Фиалка трёхцветная | + | ||||||||
Р10 | Солодка (корень) | + | ||||||||
Р11 | Валериана (корень) | + | ||||||||
Р12 | Пустырник (корень) | + | ||||||||
Р13 | Малина (ягоды) | + | ||||||||
Р14 | Шиповник | + | ||||||||
Р15 | Рябина (ягоды) | + | ||||||||
Р16 | Клюква | + | + | |||||||
Р17 | Иван-чай | + | ||||||||
Р18 | Чистотел | + | ||||||||
Р19 | Шалфей | + | + | + | ||||||
Р20 | Облепиха (масло) | + | + | + |
Вопросы
1. Что можно рекомендовать для повышения иммунитета (общего укрепления организма)?
2. Какие лекарственные растения можно предложить при простуде без температуры?
3. Какие растения являются одновременно успокаивающими и противокашлевыми?
4. Сравнить по возможным способам лечения боль в горле и кашель.
5. Что можно лечить подорожником?
6. Какое из перечисленных растений имеет самое широкое применение?
7. В каких случаях можно использовать облепиху вместе с ромашкой аптечной?
8. Сравнить по возможным способам применения подорожник и облепиху.
9. Какое минимальное количество лекарственных растений, перечисленных в таблице, надо иметь дома, чтобы лечить все перечисленные заболевания? Составьте один из наборов.
10. Перечислите все средства, которые можно использовать при лечении простуды?
Словарь.
1) Даны 60 слов. Сформируйте из них словарь с верхними индексами. В словаре должно быть 3 разворота. На каждом развороте по 4 колонки, в каждой колонке – по 5 слов.
2) Дано слово «Напротив». Запишите в столбик те слова, которые надо просмотреть при быстром поиске этого слова в нашем словаре. Рядом с ними выпишите буквы, которые при этом следует читать.
3) Дано слово «Наугад». Запишите в столбик те слова, которые надо просмотреть при быстром поиске этого слова в нашем словаре. Рядом с ними выпишите буквы, которые при этом следует читать.
Ответ – текст.
Слова для составления словаря:
17.Заполните табл.1, используя информацию из табл.2, 3, 4.
Запишите в табл.1 информацию о федеральных трех округах, в которых находятся самые крупные города России.
Таблица 1