О, дай мне, боже быть поэтом!
Мою душу не мучай...
Во сне улыбайся
(все слезы, отставить!),
цветы собирай
и гадай, где поставить,
и мноокество платьев красивых купи.
Прости меня — слышишь? —
люби меня — слышишь? (Евт.)
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения стано-вятся восклицательными, если заключенные в них: сообщение, вопрос или побуждение сопровождаются интонационным выражением каких-либо чувств — восторга, удивления, гнева, возмущения и т. д. Например:
повествовательно-восклицательное предложение
От восторга рушатся
ложи и галерки.
Балерина русская
танцует в Нью-Йорке! (Евт.),
вопросительно-восклицательное предложение
Куда же ушла ваша силушка,
Ноженьки мои, ноженьки?! (Евт.),
побудительно-восклицательное предложение
О, дай мне, боже быть поэтом!
Не дай людей мне обмануть! (Евт.)
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИХ СТРУКТУРЫ
По структурным особенностям выделяется несколько самостоя-тельных групп предложений:
1) двусоставные и односоставные,
2) распространенные и нераспространенные,
3) полные и неполные,
4) простые и сложные предложения.
Односоставные предложения строятся на основе только одного глав-ного члена. Например: Жалко жизни! (Твард.) Двусоставные предложения имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое. Например: Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (Твард.)
Нераспространенные предложения имеют только главные члены. Например: Наши бьют! (Твард.) Распространенные предложения, кроме главных членов, имеют и второстепенные. Например: Тут как даст вблизи тяже-лый! (Твард.)
При наличии «полного комплекта» членов предложения называются пол-ными. В случае устранения из данного «комплекта» какого-либо члена без ущерба для структуры, предложения называются неполными. Например: Прямо в ровик спрыгнул живо в полушубке офицер (полное) — Офицер — из пистолета (неполное). (Твард.)
Простое предложение имеет один предикативный центр, а сложное предложение — два или несколько предикативных цен-тров и состоит из нескольких частей, каждая из которых по форме является предложением. Например: В самый раз его танкисты подобрали, повезли (простое предложение).— Шла машина в снежной дымке, ехал Теркин без дорог, и держал его в обнимку хлопец — башенный стрелок (сложное предложение). (Твард.)
Нерасчленяемыми называются предложения, у которых на месте главных членов стоит фразеологическое словосочетание.
Так как такое сочетание понимается только в целом, то выделить в подоб-ных предложениях подлежащее и сказуемое совершенно невозможно. Возьмём предложение: Хлопот мартышке полон рот. (Кр.) Было бы неправильно разо-брать это предложение по его членам так: рот — подлежащее; полон хлопот — сказуемое, потому что буквальное понимание этого лексически цельного слово-сочетания лишено смысла.
Идиома хлопот полон рот имеет значение «очень занята», следовательно, предложение Хлопот мартышке полон рот значит «Мартышка очень занята».
Грамматическое строение нерасчленяемых предложений может быть очень разнообразным, но так как понимание этих предложений объясняется не соотно-шением слов, входящих в их состав, то и разбивка их на члены предложения не имеет смысла. Например: Первый блин комом. Час от часу не легче! Наша взяла! и т. п.
ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ
В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению ло-гических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содер-жания всего высказывания.
Например: На встрече представителей двух государств принятые обяза-тельства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обяза-тельства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в кото-рой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью ло-гического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой си-туации.
Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зави-симости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.
Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). – Дочь (подле-жащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. –Че-ловек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя ма-ма (подлежащее) – наша учительница (сказуемое). – Наша учительница (подле-жащее) – моя мама (сказуемое) и т.д.
Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.
1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения.
Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обы-грала машина, которые различаются не лексически, а только порядком слов, со-держится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — до-полнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению пред-ложения.
2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная пло-щадь. Тих прохожего шаг.
3. Порядок слов может различать члены предложения, и тогда он выпол-няет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль.
При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяя-ются прямой и обратный порядок слов.
Припрямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:
· в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.
· приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
· согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
· несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
· обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.
Обратный порядок слов может быть любой, он используется для
выделения
нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).
Инверсия позволяет:
1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.
Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).
В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.
Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания на-певности, мелодичности:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
(М. Лермонтов.)
Интонациявключает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамма-тических категорий или для выражения чувств говорящего.
Выделяют различныевиды интонации: вопросительную, восклицатель-ную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.
Интонация— явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.
1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, кото-рое по смыслу самое важное.
2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи.
3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.
4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:
Как удивили его / слова брата!
Как удивили его слова / брата!
Интонациявопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения ин-тонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:
Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.
Логическое ударение – это ударение смысловое, оно может падать на лю-бое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно вы-деляет в предложении самое главное.
Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмечен-ные слова:
1) В нашем саду созрел виноград;
2) В нашем саду созрел виноград;
3) В нашем саду созрел виноград.
В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.
Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообще-нии, называют логическим ударением.
Возьмем, например, предложение Брат учится в техникуме.
Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в техникуме учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударе-нием последнее слово, подчеркнем, что брат учится в техникуме (а не в училище, университете и т. п.).