О, дай мне, боже быть поэтом!

Мою душу не мучай...

Во сне улыбайся

(все слезы, отставить!),

цветы собирай

и гадай, где поставить,

и мноокество платьев красивых купи.

Прости меня — слышишь? —

люби меня — слышишь? (Евт.)

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложе­ния стано-вятся восклицательными, если заключенные в них: сообщение, вопрос или побуждение сопровождаются интонаци­онным выражением каких-либо чувств — восторга, удивления, гнева, возмущения и т. д. Например:

повествовательно-восклицательное предложение

От восторга рушатся

ложи и галерки.

Балерина русская

танцует в Нью-Йорке! (Евт.),

вопросительно-восклицательное предложение

Куда же ушла ваша силушка,

Ноженьки мои, ноженьки?! (Евт.),

побудительно-восклицательное предложение

О, дай мне, боже быть поэтом!

Не дай людей мне обмануть! (Евт.)

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИХ СТРУКТУРЫ

По структурным особенностям выделяется несколько самостоя-тельных групп предложений:

1) двусоставные и односо­ставные,

2) распространенные и нераспространенные,

3) полные и неполные,

4) простые и сложные предложения.

Односоставные предложения строятся на основе только одного глав-ного члена. Например: Жалко жизни! (Твард.) Двусо­ставные предложения имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое. Например: Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (Твард.)

Нераспространенные предложения имеют только глав­ные члены. Например: Наши бьют! (Твард.) Распространен­ные предложения, кроме главных членов, имеют и второстепенные. Например: Тут как даст вблизи тяже-лый! (Твард.)

При наличии «полного комплекта» членов предложения назы­ваются пол-ными. В случае устранения из данного «комплекта» какого-либо члена без ущерба для структуры, предложения называ­ются неполными. Например: Прямо в ровик спрыгнул живо в по­лушубке офицер (полное) — Офицер — из пистолета (неполное). (Твард.)

Простое предложение имеет один предикативный центр, а сложное предложение — два или несколько предикативных цен-тров и состоит из нескольких частей, каждая из которых по форме является предложением. Например: В самый раз его танкисты подобрали, повезли (простое предложе­ние).— Шла машина в снежной дымке, ехал Теркин без дорог, и держал его в обнимку хлопец — башенный стрелок (сложное пред­ложение). (Твард.)

Нерасчленяемыми на­зываются предложения, у которых на месте главных членов стоит фразеологическое словосочетание.

Так как такое сочетание понимается только в целом, то выделить в подоб-ных предложениях подлежащее и сказуемое совершенно невозможно. Возьмём предложение: Хлопот мартышке полон рот. (Кр.) Было бы неправильно разо-брать это предложение по его чле­нам так: рот — подлежащее; полон хлопот — сказуемое, потому что буквальное понимание этого лексически цельного слово-сочетания лишено смысла.

Идиома хлопот полон рот имеет значение «очень занята», сле­довательно, предложение Хлопот мартышке полон рот значит «Мартышка очень занята».

Грамматическое строение нерасчленяемых предложений может быть очень разнообразным, но так как понимание этих предложений объясняется не соотно-шением слов, входящих в их состав, то и разбивка их на члены предложения не имеет смысла. Например: Первый блин комом. Час от часу не легче! Наша взяла! и т. п.

ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ

В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению ло-гических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содер-жания всего высказывания.

Например: На встрече представителей двух государств принятые обяза-тельства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обяза-тельства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в кото-рой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью ло-гического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой си-туации.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зави-симости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). – Дочь (подле-жащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. –Че-ловек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя ма-ма (подлежащее) – наша учительница (сказуемое). – Наша учительница (подле-жащее) – моя мама (сказуемое) и т.д.
Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.
1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения.

Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обы-грала машина, которые различаются не лексически, а только порядком слов, со-держится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — до-полнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению пред-ложения.

2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная пло-щадь. Тих прохожего шаг.


3. Порядок слов может различать члены предложения, и тогда он выпол-няет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль.
При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяя-ются прямой и обратный порядок слов.

Припрямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

· в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

· несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.

· обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для

выделения

нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).

Инверсия позволяет:

1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.

Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).

В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания на-певности, мелодичности:
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

(М. Лермонтов.)

Интонациявключает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамма-тических категорий или для выражения чувств говорящего.

Выделяют различныевиды интонации: вопросительную, восклицатель-ную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

Интонация— явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.
1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, кото-рое по смыслу самое важное.
2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи.
3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.
4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:

Как удивили его / слова брата!
Как удивили его слова / брата!

Интонациявопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения ин-тонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:

Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.

Логическое ударение – это ударение смысловое, оно может падать на лю-бое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно вы-деляет в предложении самое главное.

Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмечен-ные слова:

1) В нашем саду созрел виноград;
2) В нашем саду созрел виноград;
3) В нашем саду созрел виноград.

В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.

Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообще-нии, называют логическим ударением.

Возьмем, например, предложение Брат учится в техникуме.

Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в техникуме учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударе-нием последнее слово, подчеркнем, что брат учится в техникуме (а не в училище, университете и т. п.).

Наши рекомендации