Система сертификации. Органы и организации, участвующие в сертификации
Важнейшей особенностью процедуры сертификации является то, что все операции осуществляются в рамках определенной системы (см. рис. 3.4), которая имеет четкие правила выполнения и функционирует под руководством специально уполномоченного органа. Каждая система сертификации, в соответствии с «Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации» (Постановление Госстандарта России № 18 от 22 апреля 1999 г.), имеет свой регистрационный номер. Структура регистрационного номера системы сертификации:
Код типа системы сертификации может быть:
01 — система обязательной сертификации, которую в соответствии с законодательными актами Российской Федерации организует федеральный орган исполнительной власти;
03 — система добровольной сертификации, организованная органом исполнительной власти;
04 — система добровольной сертификации, организованная другими юридическими лицами.
Например, «Положение о Системе сертификации ГОСТР» имеет регистрационный номер РОСС RU.0001.010001,«Система сертификации поднадзорной продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ»
РОСС RU.0001.01ГСОО,«Система добровольной сертификации услуг торговли» — РОСС RU.0001.03ЭВОО,«Система сертификации и оценки интеллектуальной собственности» — РОССRU.0001.04ЯЗОО.
Системы сертификации разнообразны по своей организации и структуре, но в любой системе сертификации устанавливаются:
•область функционирования, т. е. виды продукции, на которые она распространяется, и нормативные документы, соответствие которым подтверждается;
•правила сертификации;
•состав участников и порядок их взаимодействия, требования к ним и порядок их аккредитации или включения в систему.
Система сертификации может распространяться на несколько различных видов продукции или на один вид, хотя и достаточно широкий. В первом случае речь идет об универсальной системе, во втором — о системе сертификации однородной продукции. В любом случае организация работ в системе подчиняется «Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации», утвержденным Постановлением № 26 Госстандарта России от 10 мая 2000 г.
Настоящий документ устанавливает цели, принципы и общие правила по проведению подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и иных объектов установленным требованиям. На данных Правилах базируются разрабатываемые правила систем сертификации продукции и другие документы, касающиеся подтверждения соответствия.
Правила дополнили и расширили перечень терминов, применяемых при проведении процедуры сертификации.
Система сертификации однородной продукции —система сертификации, распространяющаяся на виды продукции, объединенные по признакам общности назначения, характера требований, общими правилами и процедурами сертификации.
Центральный орган системы сертификации —орган, возглавляющий систему сертификации или систему сертификации однородной продукции.
И Орган по сертификации —организация, проводящая, сертификацию определенной продукции.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) —лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.
Аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) —процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией— контрольнаяоценка соответствия, осуществляемая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Заявитель —изготовитель, продавец или исполнитель, обратившийся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.
Эксперт по сертификации —лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Схема сертификации —форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.
Идентификация продукции —процедура, посредством которой устанавливаются тождественность представленной на сертификацию продукции ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную продукцию с выданным на нее сертификатом соответствия.
Правила построены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в Руководствах ИСО и МЭК,международных стандартах ИСО серий 9000, 10000, 14000, европейских стандартов серий 45000 и 29000 и др. Сделано это для обеспечения признания российских сертификатов за рубежом.
Настоящие Правила уточнили права и обязанности всех участников процедуры сертификации.
Центральный орган системы сертификации выполняет следующие функции:
•организует работы по формированию системы сертификации и осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий;
•разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в данной системе;
•участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация;
•рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Функции Центрального органа Системы сертификации ГОСТ Р по добровольной сертификации продукции возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации.
Орган по сертификации продукции выполняет следующие работы:
•проводит идентификацию продукции, для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;
•сертифицирует продукцию и выдает сертификаты;
•осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
•формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
•предоставляет по требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории, должна пройти процедуру аккредитации, которая в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулирований» осуществляется в следующих целях:
•подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
•обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
•создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Порядок и требования аккредитации органа по сертификации установлены нормативными документами Госстандарта России и документами системы сертификации. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг устанавливает ГОСТ Р ИСО/МЭК 65 — 2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции», к которым, в частности, относится следующее:
•структура органа по сертификации должна гарантировать беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных сторон в функционировании системы сертификации;
•орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, возглавляемый руководителем, при этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации.
Организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации продукции (услуг), должна иметь правовой статус.
Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей и при этом обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения сертификации.
Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний для сертификации.
Общие требования к испытательным лабораториям устанавливает ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 — 2000 «Общие требования к оценке компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», к которым относятся следующие требования:
•организация, на базе которой создана испытательная лаборатория, должна иметь правовой статус;
•испытательная лаборатория и ее персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки;
Совет по сертификации выполняет следующие функции:
•разрабатывает предложения по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ;
•подготавливает рекомендации по наиболее рациональной структуре организуемых сетей и оптимальному составу участников сертификации, по улучшению организационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ;
•анализирует функционирование систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содействует их реализации;
•рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккредитации;
•содействует распространению информации о деятельности системы (правилах, порядках), ее состоянии и развитии.
Совет по сертификации не может вмешиваться в работу других участников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом системы по сертификации.
Научно-методический центр создается, как правило, на базе одного из органов по сертификации и выполняет следующие
функции:
•проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сертификации;
•участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттестации экспертов;
•проводит научные исследования и разрабатывает предложения по совершенствованию методики и практики работ по сертификации продукции, в том числе по совершенствованию правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руководящих документов;
•принимает участие в разработке программ обучения, подготовке и аттестации экспертов;
•анализирует и обобщает информацию по объектам сертификации и аккредитации, ведет банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;
•разрабатывает методические рекомендации технико-экономического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного опыта;
•подготавливает информацию для Центрального органа по перечисленным выше направлениям.
Функции научно-методического центра устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.
Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникающих при проведении сертификации, из представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных организаций. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.
Изготовители продукции при проведении обязательной сертификациидолжны выполнять следующее:
•направлять заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представлять продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;
•принимать декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и регистрировать ее в органе по сертификации;
•обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов, на соответствие которым она была сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии;
•маркировать сертифицированную продукцию и продукцию, соответствие которой подтверждено зарегистрированной в установленном порядке декларацией о соответствии, знаком обращения на рынке в порядке, установленным техническим регламентом;
•указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителей;
•применять сертификат, декларацию о соответствии и знак обращения на рынке, руководствуясь законодательными актами России и правилами системы сертификации;
обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией и продукцией, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии;
•приостанавливать или прекращать реализацию продукции, подлежащую обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям технических регламентов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии, или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае приостановки или отмены действия сертификата решение органа по сертификации;
сообщать в трехдневный срок о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации в случае выявления федеральными opгaнами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям;
•извещать орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации система сертификации предусматривает свободный доступ, потребителям, общественным организациям, органам по сертификации, испытательным лабораториям (центрам), а также всем другим заинтересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации о ее деятельности и сертификации.
Если в системе аккредитовано несколько органов по сертификации однородной продукции, то заявитель вправе провести сертификацию или зарегистрировать декларацию о соответствии в любом из них.
Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции. Сертификация отечественной и импортной продукций проводится по одним и тем же правилам.