В детских дошкольных учреждениях высота подоконников определяется в первую очередь
А.) соображениям безопасности
Б.) возможности быстрой эвакуации детей
В.) размерами отопительных приборов
Г.) создаваемым с противоположной стороны освещением
Д.) необходимостью профилактики утомления аккомодации аппарата глаза
Схема
К написанию акта санитарно-гигиенического обследования школы.
I. Общие данные.
1. Паспортная характеристика /адрес, год строительства, число учащихся, район обслуживания/.
2. Характеристика окружающей местности /в т.ч. наличие проездных дорог, их влияние / и здания школы / этажность, форма исполнения /.
3. Зонирование территории школы / физкультурная, зеленая, пришкольно-опытная, хозяйственная зоны /. Рисунок.
II. Характеристика помещений и учебного режима.
1. Описание помещений гардероба, физзала, столовой, школьных мастерских, место расположения, санитарное состояние, работа душевых, умывальников, освещение рабочих мест, подбор оборудования и т.д.
2. Характеристика учебного класса с определением площади на 1 ученика, подбор мебели, маркировка, оценка естественного освещения по световому коэффициенту, СК= Площадь ст./ Площадь пола.
искусственной освещенности расчетным методом, санитарное состояние класса.
3. Режим работы школы /смены, продленный день, секции, кружки/ и условия.
4. Анализ расписания занятий за день и в целом за неделю.
III. Медицинское обслуживание школьников.
1. Медкабинет, штаты, Ф.И.О. медработника.
2. Медосмотры /результаты -% охвата, заболеваемость, в т.ч. миопия, сколиоз/.
3. Знакомство с индивидуальной картой развития одного ребенка и описание его физического развития, размера мебели, группы здоровья и физического воспитания.
4. Санитарное состояние школы по санитарному журналу.
IV. Выводы и рекомендации.
Вопросы
к семинарскому занятию по разделу «Гигиена детей и подростков».
1. Гигиена детей и подростков. Определение. Задачи. Методы.
2. Принципы нормирования в гигиене детей и подростков.
3. Основные направления (разделов) «Гигиены детей и подростков».
4. Характеристика методов исследований в «Гигиене детей и подростков». Методики и связь с другими дисциплинами.
5. Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
6. Неравномерность темпа роста развития детей и подростков. Возрастные периоды.
7. Хронологический и биологический возраст. Замедленный и ускоренный типы индивидуального развития.
8. Не одновременность роста и развития отдельных органов и систем.
9. Половые различия, биологическая надёжность функциональных систем и организма, роль наследственности и среды, как закономерность роста и развития детей и подростков.
10. Акселерация роста и развития организма, её проявления.
11. Причины акселерации.
12. Акселерация как проявление секулярного трендера, её гигиеническое значение.
13. Понятия: ретардация, децелерация. Проявления.
14. Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.
15. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в дошкольном периоде (3-7лет). Возможные заболевания, их профилактика.
16. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в младшем школьном возрасте (7-10лет). Возможные заболевания, их профилактика.
17. Возрастные анатомо-физиологические особенности систем и органов в среднем (11-14лет) и старшем школьном возрасте (15-17лет). Возможные заболевания, их профилактика.
18. Нарушение и заболевания в связи анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов (нарушение осанки, юношеская гипертония, миопия и др.). Меры профилактики.
19. Физическое развитие детей и подростков (определение). Необходимые признаки для оценки.
20. Методика антропометрических измерений.
21. Соматоскопические признаки для оценки физического развития, их характеристика.
22. Физиометрические признаки. Их характеристика.
23. Методы оценки физического развития.
24. Современное состояние физического развития детей и подростков.
25. Комплексная оценка физического развития.
26. Здоровье детей и подростков. Определяющие признаки здоровья. Классификация.
27. Гигиенические основы физического воспитания. Профилактика гиподинамии.
28. Основные принципы физического воспитания. Средства и формы.
29. Медицинские осмотры – основа назначения и дозировки физических упражнений. Группы физического воспитания.
30. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика травм и перетренированности.
31. Закаливание детей и подростков. Средства. Принципы. Методики.
32. Виды деятельности и детей и подростков. Нормирование. Утомление. Усталость. Физиологические методики определения работоспособности учащихся.
33. Переутомление, его профилактика. Сон, его физиологическая сущность.
34. Физиолого-гигиенические основы режима дня. Динамический стереотип.
35. Бюджет времени. Характеристика его компонентов.
36. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».
37. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса в дошкольных, школьных учреждениях.
38. Профессиональная ориентация подростков. Медико-биологическое направление. Его аспекты. Задачи.
39. Сущность и принципы врачебно-профессиональной консультации. Группы профессий по условиям труда. Противопоказания.
40. Организация политехнического обучения детей и подростков.
41. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских школьных учреждений.
42. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений. Принципы групповой и индивидуальной изоляции.
43. Гигиенические требования к мебели и оборудованию детских учреждений. Подбор и размещение.
44. Требования к учебным пособиям и техническим средствам обучения, к детским игрушкам.
45. Роль медицинских работников детских учреждений в организации оздоровительной работы среди детей и подростков. Формы и методы работы.
Литература:
1. Программа по гигиене с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков (для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений).- М.: Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. – 1999. – 32с.
2. Гигиена /Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.-608с.
3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека, под редакцией Ю.П.Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.-423с.
4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: Медицина, 2001. – 384с.
5. Материалы для подготовки к квалификационному экзамену по медико-профилактическим специальностям. О40303 “Общая гигиена” / под ред. В.Г.Маймулова. – СПб. : СПб.ГМА, 2000.-268с.
Содержание
Введение..................................................................................................................................................3
Исследование и оценка физического развития детей и подростков.................................................4
Оценка состояния здоровья детского населения. Определение готовности детей к школе.........25
Гигиена учебных занятий в школе.....................................................................................................44
Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, ДДУ...........................................................58
Схема к написанию акта санитарно-гигиенического обследования школы..................................74
Вопросы к семинарскому занятию.....................................................................................................75
Литература............................................................................................................................................76