Оценка биологического анамнеза
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих
по специальности «Педиатрия 060103»
Владикавказ, 2014 г.
Авторы:
Зав. каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р.
Ассистент Худалова Ф.К.
Рецензенты:
Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент
Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор
Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА
Минздрава России
___________________________
Цель занятия: изучить критерии здоровья детей, научиться оценивать биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма и на их основе определять группу здоровья ребенка.
Студент должен знать:
1) определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения;
2) критерии оценки состояния здоровья детей: особенности онтогенеза, уровень физического развития, показатели нервно-психического развития, оценка резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.
Студент должен уметь:
1) оценить биологический анамнез, нервно-психическое развитие, уровень резистентности организма;
2) определить группу здоровья ребенка периода новорожденности;
3) определить группу здоровья ребенка после периода новорожденности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература:
1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с.
2. Медико-биологические основы обучения и воспитания детей. Руководство для медицинских работников/ В.Р. Кучма/ Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 523 с.
Дополнительная литература:
Ø Педиатрия/ учебник/ ред. Н.П. Шабалов, СПб.: СпецЛит, 2005. – 893 с.
Ø Здоровый ребенок от рождения до 7 лет / ред. А.С. Калмыкова, Н.В. Ткачева, Л.И. Марочкина, Л.Я. Климов, Н.В. Зарытовская, О.К. Кулешова, В.Н. Шайтанова, О.С. Феодосиади – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с.
Здоровье — один из показателей, наиболее полно определяющий специфику и структуру современного общества. Современные данные эпидемиологии здоровья все больше подтверждают то положение, что именно в детском возрасте закладываются многие пожизненные свойства здоровья и состояния риска, и даже субклинические дебюты многих хронических заболеваний людей взрослого и пожилого возраста.
По определению ВОЗ (1986) «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Здоровье человека может также рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом.
Принято выделять следующие компоненты здоровья.
Соматическое— текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. В основе психического здоровья лежит полноценное развитие и психическое равновесие на всех этапах онтогенеза, наличие общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.
Психологическое здоровье — комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.
Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферыжизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.
Репродуктивное здоровье— отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
Уровень здоровья— обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).
В донозологической диагностике такая шкала создавалась для оценки промежуточных состояний, переходов от «здоровья» к болезни.МНИИ им. Н.А. Семашко определяет уровень здоровья как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний; это возможность оптимально выполнять адекватно возрасту биологические и социальные функции». Применительно к ребенку «уравновешенность с окружающей средой» — это его рост и развитие в соответствие с возрастом, уровень здоровья и социализации.
Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом является мерой адаптации: чем больше адаптационные возможности, тем выше уровень здоровья человека (В.В. Шевцов, 1995).
Другая точка зрения: уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Г.Л. Апанасенко, 1992).
Качество здоровья — это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями, как благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.
Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показателей.
Оценка качества здоровья — процедура в значительной мере субъективная. Преодоление этого субъективизма возможно только при использовании количественных критериев.
Критерии здоровья
В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев:
Первыйкритерий, обусловливающий здоровье — особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез).
Второйкритерий, определяющий здоровье — уровень физического развития и степень его гармоничности.
Третийкритерий — уровень нервно-психического развития.
Четвертыйкритерий — уровень резистентности организма.
Пятыйкритерий — уровень функционального состояния органов, систем и поведенческие реакции.
Шестойкритерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья)— оцениваются на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.
Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (лучше четырех) поколений, включая пробанда.Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:
■ расстояние между поколениями должно быть одинаковым;
■ каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;
■ линии пересечения должны обозначаться четко;
■ поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего (I);
■ в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.
При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).
Оценка ГА проводится для:
■ выявления моногенных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.);
■ количественной оценки отягощенности ГА;
■ качественной оценки отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (1о), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех родственников (Б), исключая пробанда (1о = А : Б).Генеалогический анамнез считается «благополучным» при числовом выражении 1о до 0,3, «условно благополучным» при 1о от 0,3 до 0,6 и «неблагополучным» при 1о 0,7 и более.
При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность,если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.
Сбор биологического анамнеза
Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).
В АНП выясняют особенности течения первой и второй половины беременности: гестозы, угроза выкидыша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.
В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
В ПП имеют значение: повторные острые инфекционные заболевания, рахит; анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-фия), диатезы.Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Оценка биологического анамнеза
БА расценивается как благополучный,если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза. БА — неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.
О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития — MAP) может бытьразличным. В норме порог стигматизации не превышает 5-7стигм.
Второй критерий здоровья— уровень физического развития.
К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля динамики процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).
Для оценки показателей ФР используются нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонками цифр, отражающими значение признака. Пространство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака.
Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть помещен в свою область или «коридор» центильной шкалы. Результаты измерения в области до 3 центиля указывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 — на «низкий», от 10 до 25 центиля — на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиляуказывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 — на «высокий» и от 97 центиля — на «очень высокий» показатель.
Оценку физического развития начинают с определения его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4—5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уровню ниже и выше среднего, 2 и 7 коридоры — низкому и высокому, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень высокому.
Здоровых детей (без ожирения и гипотрофии) можно отнести к одному из четырех соматотипов, которые определяются только у детей с гармоничным развитием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки. При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 — ребенок относится к микросоматическому типу (ФР ниже среднего), при сумме от 11 до 14 баллов — мезомикросоматическому, от 14 до 17 — мезомакросоматическому (ФР среднее), при сумме от 18 до 24 баллов — макросоматическому (ФР выше среднего).
Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если 3 и более — резко дисгармоничным.
Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела.Вероятность патологической природы этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами. В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года в этих случаях употребляется термин субнанизм.
В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором — при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состояние следует отличать от конституциональной низкорослости, где отсутствуют нарушения трофики, отставание в НПР, нарушение толерантности к пище.Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.
Форма итоговой записи антропологического исследования
Рекомендуется записывать следующие данные: дата измерения, возраст ребенка, результат каждого измерения (масса, длина, окружность головы, окружность груди) в см и кг, а рядом с этими результатами (в скобках) — номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов. Затем формируется общая оценка антропометрических данных — уровень физического развития, степень гармоничности, соматотип, отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется.
Третий критерий здоровья — уровень нервно-психического развития (НПР). Контроль НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженным в таблице.