Взаимодействие дыхательной и речеобразовательной функций
Взаимосвязь и взаимодействие дыхательной и речеобразовательной функций осуществляются в процессе формирования звуковой составляющей экспрессивной речи, т.е. во время деятельности, которая направлена на создание звуков.
Звукявляется основным компонентом звуковой речи и представляет собой колебательные движения упругих тел, распространяющиеся в различных средах в виде волн. Периферическим аппаратом генерации звуков является гортань с ее голосовыми связками (рис. 8.2). В голосовой щели гортани различают голосовую и дыхательную части. Голосовая передняя часть ограничена голосовыми связками. Истинные голосовые связки состоят из исчерченных (скелетных) мышц и покрыты многослойным плоским эпителием.
Дыхательная задняя часть голосовой щели — короткая, имеет вид выемки, обычно открыта, и через нее свободно осуществляются вдох и выдох.
При спокойном дыхании гортанная (голосовая) щель име-
ет вид треугольника. При глубоком дыхании она расширяется настолько, что становятся видны разветвления трахеи.
Колебания голосовых связок возникают под давлением воздуха, который выходит из легких во время выдоха. Считают, что голосовые связки могут создавать звуки и при вдохе, т.е. при действии на них вдыхаемой струи воздуха.
При произношении звуков свободные края голосовых связок напрягаются и сближаются настолько, что между ними остается только узкая щель. При этом происходит вибрация свободных краев голосовых связок и формируется звук. Голосовые связки могут создавать множество различных звуков, совокупность которых получила название голоса.
Голос обладает рядом свойств. Высота голоса зависит от частоты колебания связок. Чем больше число колебаний, тем выше звук. Частота колебаний и соответственно высота голоса зависят от длины голосовых связок: у женщин она составляет 18—20 мм, а у мужчин — 20—22 мм. Поэтому женские голоса обычно выше мужских. Сила голоса определяется амплитудой колебания связок, которая зависит от степени их напряжения и от мощности выдоха. Мощность выдоха находится в прямой зависимости от силы дыхательных мышц и от жизненной емкости легких. Тембр голоса, его индивидуальная окраска определяются функцией резонаторов. Принято различать верхние и нижние резонаторы. К верхним резонаторам относят глотку, полость носа и полость рта, а также воздухоносные пазухи. К нижним резонаторам относят трахею, бронхи и легкие.
Все органы, участвующие в образовании звуковой речи, де-
лят на две группы: органы, дыхания (легкие, бронхи и трахея) и органы, непосредствен но "участвующие в звукообразовании. Среди последних различают активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствия для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности. К активным относят гортань, глотку, мягкое небо, язык, губы; к пассивным — зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи (рис. 8.3).
Эти органы образуют три взаимосвязанных компонента периферического механизма речи: генераторный — формирующий звук, резонаторный — усиливающий звук и энергетический, обеспечивающий звукопроизводство. Различают два генератора звуков — тоновый, представленный гортанью, и шумовой, образующийся за счет создания щелей в полости рта. Усиливают звук два модулирующих резонатора, которыми являются полость рта и глотка, и один немодулирующий, представленный носоглоткой с придаточными полостями. Энергетический компонент речи создается работой межреберных мышц, диафрагмы, мышц живота и гладких мышц трахео-бронхиального дерева.
Поскольку звуковая речь формируется обычно на выдохе, а выдох происходит, как правило, через рот, то в создании речи большую роль играют зубы, губы и другие органы челюстно-лицевой области (рис. 8.4).
В медицинском аспекте представляет интерес изучение нарушений речеобразовательной деятельности, что в логопедии
обозначают термином дислалии. Дислалии могут возникать в результате повреждений органов полости рта и отсутствия зубов и при наличии зубных протезов.
Дислалии в зависимости от локализации анатомической аномалии разделяют на палатинальные, лингвальные, дентальные, лабиальные. Так, палатолалии связывают с патологией твердого и мягкого неба (новообразования, расщелины), глоссолалии — с аномалией строения и нарушением функции языка; дентолалии — с нарушением формы зубов и их расположения в альвеолярных дугах, частичной адентией. Дислалии, развивающиеся при поражении органов полости рта, участвующих в формировании переднеязычных согласных (С, 3, Ц, Ш, Щ, Ч), получили название сигматизма. Так, нарушение целостности зубных рядов, особенно резцовой группы, приводит к изменению и затруднению в формировании зубных звуков (Д, Т, С, Ц). При этом могут наблюдаться шепелявость, присвист. Патологические изменения языка приводят к затруднению воспроизводства фрикативных звуков (3, Ч, Ж, Ш, Щ). Нарушения в области губ осложняют производство взрывных (Б, П) и фрикативных звуков (В, Ф).
На результат фонации большое влияние оказывает измененный прикус. Особенно это проявляется при открытом, перекрестном прикусах, прогнатии и прогении.
Дефектному произношению гласных звуков могут способствовать следующие аномалии и патологические состояния речевого аппарата:
• для звуков А, Е — контрактуры височно-челюстных суставов и жевательных мышц, препятствующие достаточному раскрытию рта; нарушения свободы движений средней части языка;
• для звуков О, У — ограничения движений губ, средней и задней частей языка;
• для звуков И,Ы — ограничения движений средней и задней частей языка вверх и назад.
Дефектному произношению согласных звуков способствуют следующие аномалии и патологические состояния:
• для звуков П, Б, М — глубокий прикус, прогнатия, толстые губы, укороченная верхняя губа, нарушение подвижности губ, щек, углов рта, искривление носовой перегородки;
• для звуков Ф, В — сужение челюстей в сочетании с глубоким прикусом и прогнатией, открытый прикус, редкие верхние зубы и неправильное их положение, нарушение подвижности губ и сокращения подбородочной мышцы;
• для звуков Т, Д, Н — открытый прикус, нарушения подвижности языка вверх, особенно его кончика, длинный и узкий язык, искривление носовой перегородки;
• для звуков С, 3, Ц — открытый прикус, диастемы, прогнатия, прогения, боковой прикус, аномалии количества и формы зубов, плоский небный свод, затрудненная подвижность губ, затрудненное движение кончика языка вперед и вверх, макроглоссия;
• для звуков Ш, Ж, Ч — открытый прикус, прогнатия, язычный наклон зубов, прогения, глубокий прикус, ограничения подвижности языка, губ, подбородочной мышцы, макроглоссия;
• для звука Л — глубокий прикус при широком плоском небе, открытый прикус, при крутом высоком узком небе, массивном языке и короткой уздечке звук Л звучит как звук В;
• для звука Р — сужение челюстей, прогнатия, глубокий прикус, узкое высокое небо, низкое плоское небо, высокое широкое небо при относительно узком языке, высокое узкое небо при массивном языке, нарушения подвижности кончика и края языка, малый язык;
• для звуков Г, К, X, Й — прогнатия с глубоким прикусом, открытый прикус, резко приподнятый участок твердого неба на границе с мягким небом, нарушения подвижности средней части языка при его экскурсиях вверх и к небу, нарушения подвижности корня языка.
Дефекты речи могут быть также обусловлены нарушением функции слюнных желез (сухость во рту), жевательной мускулатуры (контрактура мышц и паралич двигательных нервов), ви-сочно-нижнечелюстных суставов (контрактура нижней челюсти).
Глава 9 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ