Обстоятельства, выраженные наречиями
Обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без зависимых слов), обособляются только в том случае, если автор хочет привлечь к ним внимание, если они имеют значение попутного замечания и т.п.:
Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда, выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев).
С помощью обособления автор подчеркивает внезапность, неожиданность действия. Однако такое обособление всегда является авторским, факультативным.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Преобразуйте данные ниже конструкции в простые предложения с обособленными обстоятельствами. Расставьте знаки препинания: Сколько мы могли бы написать интересных вещей, если бы не тратили время на пустяки! (Пауст.) ‑ Сколько мы могли бы написать интересных вещей, не тратя времени на пустяки.
1.Юность моего поколения была особенно напряженной и тревожной, потому что совпала с началом нынешнего века (Марш.)
2.Костя, если что пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания (Коч.)
3. И, наверно, крылья кто-то выдумал, потому что птице позавидовал (К. Рыжов)
4. В заглохшем лесу распевает соловей, радостно встречает восход солнца.
5. Под облаками заливали воздух серебряными звуками, встречали восход солнца жаворонки.
6. Две стаи уток испугались, сорвались с середины озера.
Задание 2. Определите, чем выражено обособленное обстоятельство: одиночным деепричастием или деепричастным оборотом? Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите место обособленного обстоятельства в предложении.
1. Часы шипя двенадцать раз пробили в соседней зале, темной и пустой (Бунин).
2. Стаи снегирей сидели нахохлившись на засыпанных снегом рябинах (Пауст.).
3. Распластав белые крылья пролетает над тундрой сова (С.М.).
4. Где-то глубоко под землей сочилась пробиваясь к озеру грунтовая вода (Пауст.)
5. На цыпочках стоит за стогом тишина храня косцов недолгий отдых (Рыленков).
6. Попривыкнув Поля оглянулась (Леонов).
Задание 3. Определить место деепричастного оборота в предложении. Расставить знаки препинания.
1. Из леса выбежав берёзка одна стояла на юру (Вс. Рождественский). Справка: на юру – ‘на открытом возвышенном месте’.
2. Поезд скорость набирая бросает дым на грудь земли (Смеляков)
3. Солнце жгло поутру накаляя песок добела (Саян.)
4. Легко ворча уходит гром (Вс. Рожд.)
5. Через сцену опираясь на палочку торопливо проходит Фирс (Чехов).
6. Дул ветер дождь выветривая буднично (Лук.)
Задание 4. Определить, сколько обособленных обстоятельств в предложении с союзом И. Поставить знаки препинания.
1. Гребцы бросили вёсла и поставив парус сами сели на дно шлюпки (Гонч.)
2. «Посмотри-ка!»‑ сказал я Фадееву указывая на беспорядок и махнув рукой ушёл в капитанскую каюту (Гончаров)
3. Берг взял краски и не напившись даже чаю пошёл на озеро (Паустовский)
4. Дуня говорила глядя в окно и сложив руки на груди (Драг.)
5. Они ушли весело переговариваясь и радостно кивая мне головами (Короленко)
6. Девочка взяла Петю за руку холодной рукой и стараясь не скрипеть ботинками ввела в мазанку (В. Катаев)
7. Схватив удочку Павка дёрнул её и оборвав зацепившуюся лесу выскочил на дорогу (Н. Островский)
8. Мать возилась на кухне приготовляя обед и не обратила на Павку внимания (Н.О.)
9. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее (Фадеев)
10. Тихо ступая босыми ногами и стараясь ничего не задеть по пути направился я к двери (Марш.)
Задание 5. В каком предложении деепричастный оборот имеет наречное значение (фразеологический оборот) и, являясь обстоятельством образа действия (как?), не обособляется.
1. Тихую песнь напевая парень на шахту идёт (Фат.)
2. Я стоял раскрыв рот и отказывался верить всему слышанному (Гайдар)
3. Потом мы уходили напившись кипятку (Драг.)
4. Скрепя сердце Андрей перебирал кандидатуры (Гран.)
5. Команда чинит паруса не покладая рук (Пауст.)
6. Петя закричал во всё горло взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз (В. Катаев)
7. Напрасно Петя вытягивал шею всматриваясь вдаль (В. Катаев)
8. Машинист глядел не смыкая глаз в тёмное окно.
9. Сотрясая мост через речку редкие поезда гремят (Слуцкий)
Задание 6. Одиночное деепричастиене обособляется, если сохраняет значение глагольности, указывая на образ действия. В этом случае оно обычно приближается по значению к наречию или к сочетанию существительного с предлогом, употребленному в обстоятельственном значении, и не обособляется: Поезд шёл не останавливаясь («безостановочно»); Она говорила об этом улыбаясь («говорила с улыбкой»); Он сидел не шевелясь (как сидел? в каком положении?). Определить, имеет ли обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, наречное значение. Если имеет, то подберите синоним (существительное с предлогом или наречием).
1. Кучер мой слез молча и не торопясь. (А. Пушкин)
2. Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь. (А. Н. Толстой)
3. Не смолкая бушует метель за окном. (И. Бунин)
4. Костин не колеблясь отправился к двери. (П. Проскурин)
5. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л.Т.);
6. Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.)
7. Дома у себя Громов всегда читал лёжа.
8. Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая (А.Т.);
9.Дети болтали не переставая.