Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 2 страница
[п] - [п'] [з] - [з1] [р] - [р']
[б] - [б'] [т] - [т'] [л] - [л']
[в] - [в'] [д] - [д'] [к] - [к']
[Ф] - [Ф'] [м] - [м'] [г] - [г']
[с] - [с'] [н] - [н'] [х] - [х']
Не все согласные объединяются в пары по признаку твердости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж] и [ц], а непарными мягкими — [ч], [j], [ш'] и [ж'].
Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка).
Среди губных выделяются группы согласных г у б н о -губных: [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'] и губно-зубных
(образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в'], [ф], [ф'].
Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка — самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются переднеязычные зубные (кончик языка примыкает к области верхних зубов): [с], [с'], [з], [в*], [т], [т*], [д], [д*], [ц], [л], [л'], [н], [н'] и переднеязычные передненёбные (кончик языка примыкает к передней части нёба): [р], [р'], [ш], [ш*], [ж], [ж'], [ч].
Среднеязычным является только звук [j].
Заднеязычные согласные — это звуки [к], [к'], [г], [г'],[х]и[х'].
Способ образования. Этот признак связан с тем, какое препятствие для идущей из легких воздушной струи образуют органы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи.
Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в'], [ф], [ф*], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ш'], [ж], [Я'], [j], [х], [х'].
Смычные согласные образуются при полном смыкании органов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются:
смычные взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'] — для их образования сомкнутые речевые органы резко, словно при «взрыве», размыкаются под действием напора воздуха в полости рта;
смычно-щелевые [ц]и [ч], которые характеризуются тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель;
дрожащие [р]и [р'], образуемые в результате «дрожания» кончика языка, его неоднократного примыкания к передней части нёба;
смычно-проходные носовые [м], [м'], [н], [н'], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и одновременным выходом воздуха через нос;
смычно-проходные боковые [л] и [л'], при артикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, создаваемой кончиком языка и верхними зубами.
Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш'] (счастье [ш'ас'т^и]) и [ж'] (езжу [jiac'y]). У которых долгота — их самостоятельный признак. Эти звуки являются непарными по признаку долготы/краткости, потому что, например, [ш'] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягкостью (это касается и соотношения звуков [ж'] и [ж]).
Однако в русской речи много долгих звуков, которые образуются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с] + [с] долгий звук [с] ра[с]ыпать; ср. также: [с] + [ш] =■ [ш] — ра[Щалйться; [д] + [т] = [т] — по[т]ащйть; [т'] + [с] = [ц] — учйЩъ] (учиться).
Классификация согласных звуков
Место образования | ||||||||
Способ образования | губные | переднеязычные | среднеязычные | заднеязычные | ||||
губно-губные | губно-зубные | зубные | передненёбные | средненёбные | средненёбные | задненёбные | ||
Щелевые | ф в ф'в' | с з с' з' | ш ж ш'ж' | J | х' | X | ||
Смычные | взрывные | п б п*б' | т д т' д' | к'г' | к г | |||
смычно-щелевые | Ц | ч | ||||||
дрожащие | Р Р' | |||||||
смычно-проходные носовые | м м' | н н' | ||||||
смычно-проходные боковые | л л' |
Примечание. Выделены сонорные звуки.
10. Прочитайте текст. Укажите согласные в сильных позициях.
Вот взошла луна златая, Тише... чу... гитары звон... Вот испанка молодая Оперлася на балкон (А. Пушкин).
11. Прочитайте текст. Укажите согласные в слабых позициях.
Туманом легким парк наполнился,
И вспыхнул на воротах газ.
Мне только взгляд один запомнился
Незнающих спокойных глаз (М. Цветаева).
12. Транскрибируйте предложение. Укажите звук, непарный по
признаку долготы/краткости.
Мне чужого не надо, я и своих-то устала считать (Цв.).
13. Прочитайте текст. Какие звуки являются шумными, какие —
сонорными?
Идти на гору Люсе не очень и хотелось, но чем заняться еще, она не нашла. Не сидеть же весь день дома. Сначала, не подумав, она позвала с собой Надю, и та согласилась... (В. Распутин).
14. Транскрибируйте слова и формы слов. Определите, парным
или непарным по признаку глухости/звонкости является каждый из
согласных звуков (для парных звуков укажите его пару по глухости/
звонкости). Многосложные слова поделите на слоги, охарактеризуй
те их.
Скат, сад, рук (Р. п. мн. ч.), друг, суп, груб, чудак, зигзаг.
15. Транскрибируйте слова. Охарактеризуйте все согласные по
признаку твердости/мягкости (если звук парный, назовите его пару
по этому признаку).
Сяду, чадо, щука,«яма, пример, мэр, лей, ЛЭП, сыр, миф, жив, дрожжи, цирк, шея, жесть, в душе.
16. Определите место образования каждого согласного звука.
Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже был в гостиной, разговаривая с маленькой княгиней... Потом к ней подошел Анатоль... (Л. Толстой).
17- Определите способ образования каждого согласного звука. Воспоминания толпою проходили перед ним, но были однообразны и исчерпывались одним словом: «ученье» (С.-Щ.).
18. Рассмотрите все согласные звуки в пословицах. Охарактеризуйте каждый согласный по схеме: 1) шумный или сонорный; 2) глухой или звонкий; 3) твердый или мягкий; 4) место образования; 5) способ образования.
1. На ошибках учатся. 2. Веселье — делу не помеха. 3. Москва веками строилась.
__________________________________________________ &>
СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Сильной позицией для гласных звуков является положение в ударном слоге. В этой позиции различается 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Гласные звуки классифицируются по нескольким артикуляционным признакам: ряд, подъем, огубленность/неогубленность, а также ударность/безударность.
Ряд. Признак ряда связан с продвинутостью языка в полости рта вперед или назад. Различаются 3 ряда: передний, средний и задний. Гласными переднего ряда являются звуки [и] и [э], гласными среднего ряда — [ы] и fa], гласными заднего ряда — [у] и [о].
Подъем. Этот признак связан с продвинутостью языка в полости рта вверх или вниз. Различаются три группы гласных по признаку подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], гласные среднего подъема [э] и [о] и гласный нижнего подъема [а].
Огублённость/неогублённость. Признак огубленности связан с особой артикуляцией, при которой губы сближаются, округляются и вытягиваются вперед. Огубленными являются лишь гласные звуки заднего ряда [у] и [о], остальные гласные звуки — неогубленные.
Таким образом, 6 основных гласных звуков русского языка — [и], [ы], [у], [э], [о], [а] — имеют следующие артикуляционные признаки:
[и] — гласный звук верхнего подъема, переднего ряда, неогубленный;
[ы] — гласный звук верхнего подъема, среднего ряда, неогубленный;
[у] — гласный звук верхнего подъема, заднего ряда, огубленный;
[э] — гласный звук среднего подъема, переднего ряда, неогубленный;
[о] — гласный звук среднего подъема, заднего ряда, огубленный;
[а] — гласный звук нижнего подъема, среднего ряда, неогубленный.
Классификация гласных звуков
Подъем | Ряд | ||
передний | средний | задний | |
Верхний | [и] | [ы] | [у] |
Средний | [э] | [о] | |
Нижний | [а] |
Примечание. Выделены огубленные гласные звуки.
Ударные и безударные гласные. Гласные в ударном слоге отличаются от безударных гласных большей длительностью, громкостью и тщательностью артикуляции. Например, в слове трава [трава] ударный гласный звук [а] отличается от очень похожего на него безударного звука [а]; точно так же несколько отличаются друг от друга ударные и безударные звуки [у] и [у] в слове руку [руку], [ы] и [ы] в слове рыбы, [и] и [и] в слове Чили.
Из шести звуков, которые различаются под ударением: [и], [ы]» [у], [э], [о], [а], два звука — [о] и [э] — не употребляются в безударном положении.
В безударных слогах могут встречаться звуки [а] (с[а]лш), [У] (б[у]ран), [ы] (р[ы]бак) и [и] (п[и]ла). При этом безударный гласный, как бы он ни походил на ударный, всегда является гласным редуцированным.
Редукция звука — это ослабление его артикуляции по сравнению с ударным звуком: уменьшение длительности и громкости его звучания (количественная редукция) или некоторое изменение ряда и подъема звука (качественная
редукция). Например, для безударного звука [у] в первом предударном слоге отмечается количественная редукция по сравнению с ударным [у], а для безударного звука [а] — и количественная, и качественная редукция: безударный [а] не только короче, чем [а] ударный, но он обычно и менее открытый (т. е. является гласным не нижнего, а скорее промежуточного между средним и нижним — «средне-нижнего» подъема). Степень редукции гласного звука зависит от его местоположения (позиции) в слове по отношению к ударению. Важно учитывать две основные позиции безударных гласных:
1) в первом предударном слоге (т. е. в слоге, непосредственно предшествующем ударному) отмечается меньшая степень редукции гласных;
2) во всех других предударных и в заударных (находящихся за ударным слогом) слогах наблюдается самая сильная степень редукции гласных.
Позиция первого предударного слога.Здесь встречаются 4 гласных звука:
[а] — [сапок] сапог, [тапор] топор;
[и] — [иван] Иван, [п'ирок] пирог, [в'иду] веду, [п'итак] пятак',
[ы] — [жыла] жила*;
[У] —[рука] рука.
Как становится ясно из приведенных примеров, для современного русского литературного произношения безударных гласных характерно «аканье» и «иканье».
Под аканьем понимается то, что в безударных слогах в позиции после твердых согласных не может звучать [о], который всегда заменяется редуцированным звуком [а]: [вада] вода, [хажу] хожу, [ражать] рожать и т. д. Таким образом, например, если в корне слова под ударением звучит [о] сом или [а] сам, то в первом предударном слоге после твердых мы слышим и произносим в обоих случаях совершенно одинаковый редуцированный звук [а]: слова сама (ж. р. местоимения) и сома (Р. п. ед. ч. от слова сом) произносятся одинаково — [сама].
* Безударный звук [ы] более точно транскрибируют как [ыэ]; это означает, что безударный [ы] является звуком *[ы], склонным к [э]» (т. е. средним между [и] и [э]), который претерпел качественную редукцию по сравнению с ударным [ы] и является звуком не верхнего, а промежуточного верхне-среднего подъема.
Иканье связано с тем, что в безударных слогах в позиции после мягких согласных никогда не слышатся звуки [а], [о] или [э] — они заменяются редуцированным звуком [и]*: тяну [т'ину], леса [л'иса] и лиса [л'иса].
Все гласные первого предударного слога звучат несколько короче по сравнению с теми же ударными гласными.
Позиция предударных (кроме первого) и заударных слогов. Вэтой позиции наблюдается еще более заметная количественная и качественная редукция гласных.
Так, только в указанной позиции встречается один из наиболее частотных русских гласных — очень сильно редуцированный неогубленный звук среднего ряда и среднего подъема, который в транскрипции обозначается буквой «ер» (твердый знак): [ъ]; ср.: дорогой [дърагой], самовар [съмавар], голосовых [гълъсавых], природа [пр'иродъ], нового [новъвъ]. Звук [ъ] значительно короче других гласных звуков. Он по образованию (средний ряд, средний подъем) одновременно похож и на [а], и на [ы], и на [э]. Таким образом, буква ъ, которая на письме никакого звука не обозначает, в фонетической транскрипции используется для обозначения вполне определенного безударного редуцированного звука непереднего образования.
Кроме редуцированного гласного звука [ъ], в данной позиции встречаются также редуцированные (прежде всего в количественном отношении) звуки:
[у] — [рукав'йчкъ] рукавичка, [у-заборъ] у забора, [голъву] голову (В. п. ед. ч);
[ы] — [сыраршкъ] сыроежка, [жыръзъм'ин'йт'ил'] жирозаменитель, [пастрожы] построже; звук [ы] в этой позиции звучит кратко, поэтому в быстрой речи он часто заменяется редуцированным звуком [ъ]: [съра.)эшкъ], [пастрожъ];
[и] — [п'иражбк] пирожок, [п'итушок] петушок, [п'ита-чок] пятачок, [пол'и] поле, [с'иводн'и] сегодня.
В быстрой речи звук [и] в заударных и предударных слогах (кроме первого предударного) может звучать очень кратко, и тогда этот сильно редуцированный гласный звук транскрибируют так: [ь]; ср.: [п'ьтачок], [с'иводн'ь]. Следовательно, буква
* Безударный гласный [и] иногда транскрибируют как [иэ] («[и], склонный к [э]»), так как этот звук претерпевает не только количественную, но и качественную редукцию, становясь звуком верхне-среднего, а не верхнего подъема.
2. Современный русский язык
ь («ерь», или мягкий знак), которая на письме никакого звука не обозначает, в транскрипции используется для обозначения особого редуцированного гласного переднего образования.
Звук [а] в этой позиции обычно не встречается, кроме тех случаев, когда он заменяет звук [ъ], который никогда не звучит в абсолютном начале фонетического слова, вместо него употребляется безударный звук [а]; ср.: по дороге [пъдарог'и], но о дороге [а-дарог'и] — в последнем примере предлог о занимает позицию второго предударного слога, однако транскрибируется не как [ъ], а как [а], потому что находится в самом начале фонетического слова, где нет сильной редукции гласных.
19. Убедитесь, что при произнесении гласных язык занимает то
более переднее, то более заднее положение. Произнесите несколько
раз звуки и следите при этом за движением языка в полости рта.
1. [и] - [ы] - [у], [и] - [ы] - [у] ... 2.[э]-[о], [э]-[о]...
20. Определите, какого ряда каждый из ударных гласных в сле
дующем поэтическом отрывке.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою (М. Лермонтов).
21. Убедитесь, что при артикуляции гласных язык занимает раз
ное — то более высокое, то более низкое — положение в полости рта,
и при этом одновременно с движением языка опускается или подни
мается и нижняя челюсть, что делает звук более открытым или за
крытым; для этого произнесите несколько раз звуки, контролируя
движения языка и нижней челюсти.
1.[и]-[э], [и]-[э]...
2.[ы]-[а],[ы]-[а]...
3.[у]-[о],[у]-[о]...
22. Определите, какого подъема каждый из ударных гласных
в следующем поэтическом отрывке.
Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья (А Пушкин).
23. Транскрибируйте слова. Дайте характеристику всех ударных
гласных (укажите ряд, подъем, огубленность/неогубленность).
Цех, жизнь, йод, счет, цифры, шесть, часть, ясный, люди, щит.
24. Транскрибируйте слова и формы слов. Дайте характеристику
гласных звуков в выделенных словах по схеме: 1) ударный или без
ударный гласный; 2) ряд; 3) подъем; 4) огубленность.
1. Стол, столы; сад, сады; цены, цена; жир, жиры; судно, суда.
2. Вышло, вышла; дело, дела (Р. п. ед. ч.), делу; утро, утром; яблоко, яблока, яблоком, яблоками; живого, нового, ловкого.
3. Цех, цеха, цеховой, о кварце; цирк, циркач, цирковой, царицы; шест, шесты, шестовик, о нашем; жест, жестикулировал, к луже.
4. Пять, пятак, пятачок; лёд, ледок, ледяной; зверь, зверёк, зверовод; пир, пиры, пировать; люди, людской, людоед.
5. Осторожно, автомат, от воды, о сапогах, а скажи-ка, этажерка, экономно.
__________________________________________________________ ^
Звук и фонема
Звуки языка чередуются друг с другом в зависимости от фонетической позиции. Так, в слове нога [нага] перед гласным звуком [а] мы слышим звук [г], а в форме Р. п. мн. ч. ног [нок] в том же самом корне, но в другой фонетической позиции — на конце слова — произносится глухой звук [к]. Различия между звуками [к] и [г] в этих примерах связаны только с фонетическими условиями: в конце слова невозможен звонкий шумный согласный, «оглушение» обязательно. Другой пример: в корне слова лист [л'йст] предпоследний согласный в корне — твердый звук [с], а в слове листик [л'йс'т'икЛ перед мягким согласным [т'] происходит смягчение предшествующего звука — [С].
Звуки, различия между которыми связаны только с изменением фонетической позиции, принято объединять в более крупную единицу языка — фонему. Так, звуки [г] и [к] в формах нога и ног — разновидности одной и той же согласной фонемы. Точно так же звуки [а] и [6] в этих формах — разновид-
V
ности одной гласной фонемы, так как они встречаются в одном корне, и их различие зависит только от фонетической позиции — от ударности или безударности слога: под ударением слышится звук [6], без ударения — [а].
Фонемы важны для различения значимых единиц языка, прежде всего слов, а также их значимых частей — морфем (корней, суффиксов, приставок и др.): [к]от — [р]от, [б]ас — [п]ас (в таких противопоставлениях реализуется очень важная функция фонем — смыслоразличительная). Раздел фонетики, изучающий систему фонем, называется фонологией. При записи фонем используются особые скобки — угловые < > или косые //.
Чтобы узнать количество фонем в языке, нужно посмотреть, сколько звуков различается в сильных позициях.
Сильной позицией для согласных является позиция перед любым гласным. В этой позиции различается 37 согласных фонем современного русского языка: губные <п>, <п'>, <б>, <б'>, <ф>, <ф'>, <в>, <в'>, <м>, <м'>, переднеязычные <с>, <с'>, <з>, <з'>, <т>, <т'>, <д>, <д'>, <ш>, <ш'>, <ж>, <ж'>, <ц>, <ч>, <н>, <н'>, <л>, <л'>, <р>, <р'>, среднеязычная фонема <j> и заднеязычные <к>, <к'>, <г>, <г'>, <х>, <х'>.
Сильной позицией для гласных является ударная позиция. В этой позиции различается 6 звуков: [а], [о], [э], [ы], [и], [у]. Многие ученые полагают, что все они являются самостоятельными фонемами. Однако московские фонологи считают, что звуки [и] и [ы] — это разновидности одной фонемы, так как их различие не самостоятельно, оно зависит от фонетической позиции: в начале слова и после мягких согласных звучит [и], а после твердых согласных — [ы]: играть — с[ы]грать, институт — пед[ы]нститут. Таким образом, в русском языке устанавливают 5 гласных фонем: <а>, <о>, <э>, <и>, <у>.
О/гфоэпил
Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы
Орфоэпией называется система норм правильного произношения. Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.
Принято различать разные орфоэпические нормы: «старшую» и «младшую», а также нормы высокого и нейтрального стилей произношения.
Для старшей нормы, отличающей прежде всего речь образованных людей пожилого возраста, характерно произношение було[шн]ая, мяг[къй], [з'в']ерь. Младшая произносительная норма, наблюдаемая в речи молодежи, владеющей литературным языком, допускает произношение було[чн]ая, мяг[к'ий], [зв']врь.
Нормы высокого стиля произношения (ср. размеренную речь диктора радио или телевидения, а также артиста, читающего со сцены торжественную оду) допускают, например, произношение безударного звука [о] в заимствованных словах: п[о]эт, с[о]нет, н[о]ктюрн. В нейтральном стиле эти и подобные слова произносятся по общему правилу замены безударного звука [о] звуком [а]: п[&]эт, с[&]нет, н[а]ктюрн.
Система современных норм русского литературного произношения и особенности произношения более 63 000 слов и их
грамматических форм отражены в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р. А. Аванесова (первое издание вышло в 1983 г., после чего был ряд переизданий). И для школьника, и для учителя полезен также компактный «Словарь трудностей русского произношения» М. Л. Каленчук и Р. Ф. Касаткиной (М., 1997), в котором представлены 15 000 наиболее употребительных русских слов, произношение которых может вызывать затруднения.
Для овладения нормами правильного литературного произношения важно учитывать четыре раздела орфоэпии: орфоэпия согласных звуков; орфоэпия гласных звуков; орфоэпия отдельных грамматических форм; орфоэпия заимствованных слов.
Орфоэпия согласных
1. Звуки [г] и [г'] в литературном языке (в отличие от южных говоров) — взрывные, а не щелевые. Лишь в нескольких словах нужно произносить заднеязычные щелевые (похожие на [х] и [х'], но только звонкие) звуки, которые принято транскрибировать как [у] и [у']: бухгалтер [бууалт'ир], разговорные междометия ага [ауа], ого [оуо], угу [ууу], эге [эу'э]. Кроме того, старшей нормой допускается произношение звука [у] в словах Господь [уаспбт'], Господи [уоспъд'и], в формах слова Бог: Бога [боуъ], Богу [боуу] и т. д., а также произношение мягкого звука [у'] в форме о Боге [а-боу'и]; согласно младшей норме, в этих случаях произносится по общему правилу взрывной звук [г] (или соответственно мягкий [г']).
2. Долгий мягкий звук [ж'], согласно старшей норме, произносится в словах и формах слов: брезжить [бр'эж'ит'], брызжет [брыж'ит], брюзжать [бр'уж'ат'], взгромозжу [взгръмаж'у], а также визжать, вожжи, дребезжать, дожди, дождик, дрожжи, езжу, жжет, жужжать, поезжай, позже, размозжить, сожженный. Младшая норма допускает в перечисленных словах произношение твердого долгого [ж] ([брыжът], [бр'у5кат'], [взгръмажу]) или — в словах дожди, дождик — сочетания звуков [жд'] ([дажд'й], [дожд'ик]).
3. На месте сочетания букв чн рекомендуется произносить звуки [шн] в словах: двоечник, конечно, очечник, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница (в отличие от слов вечный, отличник, прочный, точный и многих других, где произносится [чн]). В ряде случаев допустимы варианты про-
изношения — как с [шн] (старшая норма), так и с [чн] (младшая норма): булочная, подсвечник, сливочный, стрелочник и др. Наконец, иногда произношение [чн] или [шн] зависит от значения и сочетаемости: каша — моло[чн]ая и моло[шн]ая, но кислота — только моло[чн]ая; разг. друг серде[шн]ый, но серде[чн]о-сосудистые заболевания.
25. Как нужно произносить слово снег, если учитывать рифму?
Можно ли признать литературным такое произношение?
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились слезы собачьи Золотыми звездами в снег (С. Есенин).
26. Обратите внимание на слово, с которым рифмуется выделен
ное прилагательное. Какая особенность старого петербургского про
изношения сочетания чн отражена в стихотворении?
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит (А. Пушкин).
________________________________________________________ J@>
Орфоэпия гласных
1. Русское литературное произношение — «акающее»: в безударном слоге звук [о] в нейтральном стиле произношения невозможен (в отличие от северных диалектов, где говорят: [вода], [городок]). Аканье как орфоэпическая норма проявляется прежде всего в том, что после твердых согласных в соответствии с ударными [о] и [а] в первом предударном слоге произносится безударный звук [а] ([вада] вода, [сад'йт'] садить), а в других безударных слогах — редуцированный гласный непереднего образования [ъ]: водяной [въц'пнб)], городок [гърадок], садовод [съдавот], верно [в'эрнъ].
Но в некоторых словах (лошадей; жалеть, к сожалению, жакет, жасмин; двадцати, тридцати) после звуков [ш], [ж] и [ц] рекомендуется в первом предударном слоге перед мягким согласным произносить не [а], а [ы]: [лъшыд'э^], [жык'эт], [двъцыт'й].
2. Для безударных гласных в позиции после мягких согласных характерна «икающая» норма произношения, поэтому буквы и, е, я, служащие для обозначения безударных гласных, читаются в этой позиции одинаково — как [и]; ср.: листок [л'исток], летать [л'итат'], пятёрка [п'ит'оркъ].
27. Произносите ли вы на месте выделенных гласных один и тот
же звук? Если нет, объясните различия в произношении.
Царапать, тридцати; шаман, шаги, лошадиный; жаровня, жалеть.
28. Одинаково ли вы произносите выделенные гласные? Если да,
какой орфоэпической норме соответствует ваше произношение?
Придавать — предавать; приду — пряду; петушок — пиро
жок — пятачок. _
__________________________________________________ <#>
Орфоэпия отдельных грамматических форм
1. Согласно старшей орфоэпической норме, имена прилагательные на -кий, -гий, -хий и глаголы на -кивать, -гиватъ, -хивать полагалось произносить с твердыми заднеязычными согласными (это произношение еще сохранилось в речи многих известных артистов и дикторов): русс[къ)], стро[гъ]], ти[хъ)]; растал[къ]вать, дотра[гъ]ваться, встря[хъ]вать. Младшая норма разрешает произношение во всех подобных словах мягких заднеязычных [к'], [г'], [х']: русс[к'щ], стро[г'щ], встря[х'и]вать.