Структура внимания (свойства внимания).
Вниманию присущ ряд свойств:
- устойчивость;
- сосредоточенность;
- переключение;
- распределение;
- объем.
среди которых важнейшими являются: устойчивость, переключение и распределение. В зависимости от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особенностях внимания.
Устойчивость внимания - это степень и длительность сосредоточенности сознания. Показателем устойчивости внимания является отсутствие значительных колебаний внимания (временных ослаблений сосредоточенности). Физиологически устойчивость внимания, очевидно, объясняется прежде всего торможением действия побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения для удовлетворения потребностей человека. Внимание устойчиво до тех пор, пока выполняемая работа активизирует деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувств. Существенную роль играет здесь чувство долга, дисциплинированность. Как только эта активная деятельность прекращается, как только данный объект утрачивает значение, внимание отвлекается, переходя на другие объекты. Так, с неослабевающим вниманием прочитав интересный рассказ, человек может вновь и вновь подряд перечитывать его. Однако с каждым разом внимание будет становиться все более и более неустойчивым, наконец, сосредоточиться на процессе чтения станет попросту невозможным. Только поставив перед собой какую-нибудь новую задачу, например, пересказать прочитанное, составить план или конспект, можно опять сконцентрировать внимание на рассказе.
Ценное свойство внимания - устойчивость необходима человеку в любой деятельности: и рабочему у станка, и ученому, и милиционеру, и водителю транспорта, и учащемуся.
Устойчивость зависит от:
-темперамента и особенностей ВНД;
- устойчивости мотивов;
- актуальной потребности.
При переключении происходит преднамеренный переход от одного объекта внимания к другому, который в данный момент оказывается теснее связанным с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни (выражается в скорости переноса внимания). Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Так, возникший в классе шум отвлекает внимание учеников, до того времени серьезно и внимательно работавших. Между тем преднамеренный переход от одной деятельности к другой, например, от подготовки домашнего задания по физике к заданному на дом сочинению по литературе, является переключением внимания. При распределении внимания возможно одновременно выполнять две или несколько деятельностей. Это свойство внимания чрезвычайно важно в жизни Рабочему, летчику, шоферу, трактористу, учителю - всем им необходимо постоянно распределять внимание. Возможность распределения внимания зависит от степени автоматизации привычных действий.
Если в одно и то же время выполняются две или несколько деятельностей, которые прежде одновременно не выполнялись,распределять внимание весьма трудно.
Объемвнимания, который характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одновременно. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. Объем внимания зависит от степени знакомства с материалом, от заинтересованности, а в особенности от наличия или отсутствия связи между одновременно воспринимаемыми объектами. Хорошо читающий человек может одним взглядом (т.е. в 1/20 долю секунды) прочитать сразу до 20-30 букв, объединенных в несколько хорошо знакомых ему слов. В тот же промежуток времени он с трудом схватывает больше 4-5 связанных друг с другом согласных. У взрослого человека объем внимания составляет 5-7 единиц.
Сосредоточенность - степень концентрации внимания на объекте (концентрация внимания). Это интенсивность внимания.
Рассеянность –качество противоположное сосредоточению.
Рассеянность бывает двух видов.
Во-первых, существует рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредоточивать внимание, она выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Подобный вид рассеянности наиболее характерен для детей-дошкольников. Однако и среди старших школьников можно обнаружить немало таких, которые не умеют сосредоточенно работать. Рассеянность некоторых учащихся является одной из главных причин того, что они не усваивают знания на уроке. Справедливо образное сравнение: «Внимание - это резец памяти: чем острее оно, тем глубже следы». Одна из причин такой рассеянности - избыток всевозможных и при том неглубоких интересов. Так, человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем не сосредоточиться. Рассеянность порой оказывается причиной как производственных аварий, так и транспортных происшествий.
Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что - человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Иной ученый, всецело поглощенный своими трудами, перестает замечать «мелочи жизни», и поэтому некоторые его поступки окружающими воспринимаются как чудачества. Его рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности.