Оценки физического развития индивидуума методом сигмальных отклонений.
1. Сформировать таблицу 1. с показателями физического развития индивидуума (Мфакт) – рост, вес окружность грудной клетки.
Таблица 1
Показатель | Мфакт. | М станд. | ∆+М | σ ст. | σ откл |
Рост | |||||
Вес | |||||
ОГК |
2. Определить средние арифметические взвешенные (Мстанд.) роста, массы тела, окружности грудной клетки для соответствующей возрастно-половой группы по «Стандартам физического развития школьников г. Иркутска». Результаты внести в таблицу.
3. Сравнив показатели физического развития индивидуума (Мфакт.) со стандартными величинами (Мстанд.) определить разницу между ними. Результаты представить в таблицу со знаком + или -.
4. Определить стандартные сигмальные отклонения σ ст. показателей роста, веса, окружности грудной клетки из «Стандартов физического развития школьников г. Иркутска». Результаты внести в таблицу.
5. Определить сигмальное отклонение σ откл.Для этого разделить полученную разницу, со знаком + или -, на среднее квадратичное отклонение из Стандартов физического развития школьников г. Иркутска».. Полученное частное от деление называется сигмальным отклонением σ откл.со знаком + или -. Представить полученные данные в таблицу.
6. Построить профиль физического развития. Для получения графического изображения:
- отложить значения сигмальных отклонений на координатной сетке (построенной с шагом в 1 σ)
- соединить полученные точки между собой.
Таблица 2
Координатная сетка для построения профиля физического развития
М
-3σ | -2σ | -1σ | +1 σ | +2σ | +3σ | |
Рост | ||||||
Вес | ||||||
ОГК |
7. Оценить полученный график:
- в каком сигмальном интервале он расположен
- насколько отличается степень отклонения полученных точек между собой
8. Оценить уровень физического развития по критериям
1. Среднее от М-1 σ до М+1 σ
2. Выше среднего от М+1,1σ до М+2 σ
3. Высокое от М+2,1 σ и выше
4. Ниже среднего от М-1,1 σ до М -2 σ
5. Низкое от М-2,1 σ и ниже
Задача- пример.
Оценить физическое развитие ребенка методом сигмальных отклонений. Возраст 13 лет. Рост – 157 см, вес – 47 кг, ОГК – 73см.
Решение
Показатели физического развития следует сравнить со средними показателями (Мстанд) для мальчика 13 лет
Таблица 1
Показатель | Мфакт. | М станд. | ∆+М | σ ст. | σ откл |
Рост | 153.5 | 3.5 | 8.22 | 0.43 | |
Вес | 45.1 | 1.9 | 5.33 | 0.36 | |
ОГК | 75.0 | -2.0 | 4.55 | - 0.44 |
Определив разницу в росте 157-153,5=3.5, вносим ее в таблицу. Аналогично производим расчеты для веса и окружности грудной клетки.
Полученную разницу 3,5 делим на σ ст.(3.5:8,22), получаем таким образом сигмальное отклонение по росту – 0,43. Аналогично получаем сигмальные отклонения для веса и окружности грудной клетки.
Далее строим профиль физического развития
М
-3σ | -2σ | -1σ | +1 σ | +2σ | +3σ | |
Рост | * | |||||
Вес | * | |||||
ОГК | * |
Оцениваем уровень физического развития: так как сигмальное отклонение по росту, весу, ОГК укладывается в сигмальный интервал от -1σ до +1 σ,то уровень физического развития мальчика 13 лет средний.
Оценка физического развития по (шкалам регрессии)
С внедрением оценки по шкалам регрессии графический метод с помощью профиля физического развития практически перестал применяться. Преимущество метода оценки по шкалам регрессии заключается в том, что он позволяет дать оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи и выявлять соотношение соразмерных антропометрических признаков, где отдельные признаки физического развития ребенка даются в соответствующей зависимости - длина тела и масса, длина тела и окружность грудной клетки.
Основными принципиальными положениями при использовании денного метода являются следующие:
· Рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основание для правильной оценки
· При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.
· В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие может быть гармоничным, дисгармоничным и резкодисгармоничными
Для характеристики роста используются следующие обозначения:
1) средний, при котором показатели имеют отклонения от средней арифметической (М) в пределах от М - 1 σ до М +1σ ;
2) выше среднего, в пределах от М +1,1 σ от до М + 2σ ;
3) высокий, в пределах от М +2σ и выше;
4) ниже среднего, в пределах от М — 1 σ до М - 2σ ;
5) низкий, в пределах от М — 2σ и ниже.
Найдя соответствующее значение роста в стандартах физического развития, определяют должные массу тела и окружность грудной клетки, затем вычисляют разницу между данными обследования ребенка и этими величинами. Степень отставания (—) или превышения (+) выражают в сигмах регрессии, для чего разницу делят на соответствующую частную сигму регрессии (σR ). Затем оценивают физическое развитие.
1. Гармоничное, если показатели массы тела и окружности грудной клетки ребенка в пределах от М-1 σ до М+1 σ
2.. Дисгармоничное, если показатели массы тела и окружности грудной клетки ребенка в пределах от М+1,1σ до М+2 σ
3. Резкодисгармоничное, если показатели массы тела и окружности грудной клетки ребенка в пределах от М+2,1 σ и выше
4. Дисгармоничное, если показатели массы тела и окружности грудной клетки ребенка в пределах от М-1,1 σ до М -2 σ
5. Резкодисгармоничное, если показатели массы тела и окружности грудной клетки ребенка в пределах от М-2,1 σ и ниже
Следует отметить, что дисгармоничным считают также состояние, при котором показатели массы тела и окружности грудной клеткиболее должных величин (от +1.1 σ до 2.1 σ ) за счет повышенного жироотложения.
Алгоритм № 2