Тема № 1. Предмет формальной логики, ее задачи
Н.В. Чудина-Шмидт
ЛОГИКА
Учебно-методическое пособие
для курсантов и слушателей Крымского филиала
Краснодарского университета МВД России
Симферополь
УДК 87.4 ББК 69 Ч 84 | Одобрено редакционно-издательским советом Крымского филиала Краснодарского университета МВД России |
Рецензенты:
И.В. Полозова, профессор кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук;
Е.А. Попов, профессор кафедры истории и философии ФГКОУ ВО «Барнаульского юридического института МВД России», доктор философских наук, профессор.
|
Логика: учебно-методическое пособие для курсантов и слушателей Крымского филиала Краснодарского университета МВД России / Н.В. Чудина-Шмидт. – Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2016. – 91 с.
ISBN
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой базового курса «Логика» гуманитарного, социального и экономического цикла рабочего учебного плана и включает основной теоретический материал, необходимый для усвоения темы, а также алгоритмы задач, призванных обеспечить усвоение практических навыков оперирования логическим материалом в юридической практике. Помимо указанных элементов каждая тема включает перечисление основных понятий и терминов, вопросы для самоконтроля знаний, тестовые задания и список рекомендованной литературы. Такое строение каждой темы способствует более глубокому усвоению материала и повышению логической культуры мышления.
При подготовке учебно-методического пособия использованы материалы ведущих специалистов в сфере логического знания, а также, учитывая юридическую направленность, используется база правовых наук, судебной и следственной практик.
Для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, обучающихся по специальностям 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности и 40.05.02 – Правоохранительная деятельность, а также для всех, кто интересуется логическим знанием.
УДК 87.4
ISBN
|
© Краснодарский университет МВД России (Крымский филиал), 2016
© Чудина-Шмидт Н.В., 2016
Содержание
Предисловие …………………………………………………………………… | |
Тема № 1. Предмет формальной логики, ее задачи и возможности в развитии юридического мышления ……………………….......................... | |
Тема № 2. Понятия: виды и способы логического оперирования с ними ………………………………………………………………................ | |
Тема № 3. Суждения: виды, состав, логические отношения ………………. | |
Тема № 4. Норма и вопрос в юридической теории и практике ……………. | |
Тема № 5. Умозаключение как форма мышления. Особенности применения умозаключений в юридической деятельности ………………………………. | |
Тема № 6. Основы теории аргументации …………………………………… | |
Тема № 7. Логические формы развития знания ………………………………. | |
Библиографический список …………………………………………………… |
Предисловие
Логика – отрасль научного знания, которая изучает рассуждение, т.е. те мыслительные процессы, которые направлены на выявление и обоснование истины. На решение задач и преодоление трудностей, которые встают перед нами как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Однако логику не интересует содержание нашей мысли, ее прерогатива -схема (форма) рассуждения в поиске истинного знания. То, какими формами и по каким законам мыслит человек, является основным предметом логической науки. Учитывая сложившиеся в современном мире положения, крайне важным является знание специфики мыслительных процессов, протекающих в процессе построения рассуждения, поскольку используя только форму мысли, исключив из них все многообразие чувственной окраски, можно увидеть его истинное значение.
В этом заключается актуальность изучения логики для будущих правоохранителей. Логика обеспечивает решение наиболее общих проблем в практической деятельности сотрудника органов внутренних дел, разработку ее принципов, законов и категорий, предоставляет научным исследованиям правовых явлений и процессов соответствующую методологию.
Требования логики более или менее полно конкретизируются в специфических методах решения теоретических проблем права и практической деятельности юристов.
Основными задачами данного учебно-методического пособия является:
Ø Определение основной задачи и практической значимости изучения темы для сотрудника правоохранительных органов;
Ø Ознакомление с теоретическими знаниями каждой темы, ее основными понятиями и терминами;
Ø Выработка навыков применения полученных теоретических знаний в практической деятельности в виде решения типовых задач, алгоритмы которых приводятся в учебно-методическом пособии;
Ø Закрепление теоретического и практического материала, для чего в учебно- методическом пособии предлагаются вопросы для самоконтроля знаний и типовые тестовые задания.
Решение указанных задач, которые ставит перед собой учебно-методическое пособие, связано с тем, что изучение логики требует сосредоточения и систематического подхода. Все темы взаимосвязаны между собой, поэтому исключено понятие следующей темы, без усвоения предыдущей. Последовательность освоения логики определяется направлением от простого к сложному – от понятия к различным видам умозаключения. Изучение логики начинается с выяснения основных этапов ее развития, объекта, предмета и методов.
Познание логики имеет двойное значение для деятельности современного специалиста правоохранительных органов: во-первых, оно повышает его общую теоретическую подготовку; во-вторых, способствует совершенствованию его профессиональных навыков.
Основной целью изучения логики в этом случае является развитие правильно оформленного и строго регламентированного мышления. Знание логики позволит специалисту точно и аргументировано строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ложные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии.
Таким образом, главная задача учебно-методического пособия заключается в том, чтобы вооружить будущих сотрудников органов внутренних дел не только необходимыми теоретическими знаниями об основных формах мышления и его формально-логических законах, но и выработать необходимый для решения служебных задач уровень навыков.
Тема № 1. Предмет формальной логики, ее задачи