Этапы освоения синтаксического понятия
Освоение нового материала проходит четыре этапа:
- восприятие,
- осознание существенных свойств,
- запоминание,
- воспроизведение.
Восприятие – это анализ предъявленного материала.
Осознание существенных признаков изучаемых явлений предполагает применение специальных методов обучения, т. е. способов совместной деятельности учителя и учащихся:
- сообщение учителя, самостоятельный анализ теоретических сведений;
- беседа, самостоятельный анализ языкового материала.
осознание языкового явления завершается работой над определением понятия.
Запоминание обеспечивает прочность полученных знаний. Реализуется в форме двух-трехкратного чтения про себя определения, а так же самостоятельного составления плана параграфа, таблицы, схемы, в которых словесно или графически отражаются существенные особенности изучаемого явления.
Воспроизведением завершается освоение учениками нового языкового явления: устные ответы на вопросы 2-3 учеников или письменные ответы всех учеников.
Применение полученных знаний: алгоритмы, образцы рассуждений.
Синтаксические упражнения
Упражнения аналитического типа, направленные на развитие умения распознавать синтаксические конструкции:
- назвать указанные синтаксические конструкции;
- выполнить схемы синтаксических конструкций;
- установить соответствие схем и конструкций;
- сгруппировать данные конструкции в соответствии с указанными типовыми значениями;
- сгруппировать предложения по общности интонации;
- проанализировать интонацию, отраженную в схемах предложений;
- сравнить схемы предложений, выявить общее и специфичное;
- охарактеризовать предложение по его схеме;
- из ряда данных выбрать конструкцию, уместную в указанном стиле речи;
- произвести полный или частичный синтаксический разбор с целью решения практической задачи;
определить синтаксическую доминанту текста указанного типа речи;
- охарактеризовать синтаксические конструкции текста определенного жанра и стиля речи;
- выявить синтаксические средства связи предложений в тексте.
Упражнения аналитико-синтетического типа, направленные на формирование и совершенствование синтаксического строя речи учащихся:
- составить предложения по аналогии с данными;
- преобразовать данные конструкции в указанные;
- выполнить схемы данных предложной, по ним составить собственные, сохранив их стилистическую окраску;
- охарактеризовать названный предмет речи в соответствии с указанным значением грамматической основы;
- воспроизвести предъявленный текст, сохранив его синтаксические особенности;
- восстановить соответствующие части текста с учетом синтаксической доминанты имеющихся частей;
- продолжить текст по его началу, сохранив его синтаксическую доминанту.
Упражнения творческие, направленные на формирование коммуникативных умений:
- составить предложения указанной структуры, целевой установки и ритмомелодического рисунка;
- указанные типовые значения и отношения выразить синонимическими конструкциями, указать сферу их употребления;
- по представленным схемам составить связное высказывание определенного типа речи;
- отредактировать негативный текст, устранив синтаксический монотон;
- подготовить связное высказывание на указанную тему определенного типа и стиля речи, эффективно используя синтаксические средства связи предложений в тексте.
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки являются разновидностью грамматических ошибок и связанные с нарушением структуры синтаксической единицы – словосочетания и предложения.
На уровне словосочетания учащиеся допускают нарушения норм:
- согласования
- управления
На уровне предложения учащиеся нарушают нормы:
- согласования сказуемого с подлежащим
- правила построения однородного ряда
- связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают
Частотны ошибки при построении:
- предложений с причастными и деепричастными оборотами
- СПП с определительной придаточной частью
Проявление синтаксических ошибок у школьников, прежде всего, объясняется недостаточным опытом речевой деятельности, которая, к сожалении, нередко подменяется грамматическими разборами, что не развивает удерживающую и упреждающую память и ее объем, не формирует способности структурировать смысл данного предложения и следующих за ним, не создает условий для обогащения речи школьников синтаксическими синонимами.
31. Методика обучения пунктуации. Цели, задачи, частнометодические принципы обучения пунктуации в общеобразовательном учреждении. Содержание и этапы обучения пунктуации, обусловленность введения пунктуационных правил последовательностью формирования синтаксических умений.
Принципы методики обучения пунктуации в школе
- Принцип анализа строения, состава и типов предложения, а также смысловых отношений между словами, предложениями и частями предложения.
- Принцип развития речевого слуха учащихся, основывающийся на том, что у учащихся формируется умение с помощью таких элементов интонации, как ударение, словесное и логическое, паузы различной длительности и характера, мелодика тона (повышение и понижение голоса), темп речи и тембр голоса, точно и полно улавливать, воспринимать мысли и чувства говорящего и читающего.
- Принцип выразительности «чтения» знаков препинания.
- Принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма.
- Принцип тщательно продуманной работы над пунктуационным правилом по его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению в процессе выполнения разнообразных упражнений в определенной системе.
Структура и содержание курса:
5 классСинтаксис и пунктуация
Словосочетание
Предложение
Учебно-языковые умения и навыки: обнаружение главного и зависимого слов в словосочетании, анализ главного слова и формы зависимого слова, постановка смыслового вопроса к зависимому слову; выделение словосочетаний из предложений.
Коммуникативные умения и навыки: распространение имени существительного формами изученных частей речи для обозначения признака предмета; распространение глагола для обозначения объекта и признака действия; использование синонимичных словосочетаний в целях точности и выразительности речи.
Пунктуационная норма: запятая между однородными членами при отсутствии союза; запятая между однородными членами, соединенными союзами; двоеточие после обобщающего слова. Запятая между частями сложного предложения перед и, а, но, что, чтобы, когда, как, потому что, потому что, если, который. Выделение кавычками прямой речи; тире перед словами автора и двоеточие после них.
8 классСинтаксис и пунктуация
Словосочетание
Предложение
Простое осложненное предложение
Учебно-языковые умения и навыки: вычленение из предложений словосочетаний, определение вида синтаксической связи в словосочетании.
Коммуникативные умения и навыки: уместное употребление в предложении синонимичных словосочетаний.
9 классСинтаксис и пунктуация
Сложное предложение:
Общая характеристика сложного предложения
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с разными видами связи
Учебно-языковые умения и навыки: обнаружение частей в составе сложного предложения и определение их количества; определение типа сложного предложения: союзное и бессоюзное; определение основных видов придаточных частей с СПП; разграничение союзов и союзных слов; анализ СПП с несколькими придаточными; составление схем сложного предложения; составление сложных предложений по схемам; интонирование сложных предложений; синтаксический и пунктуационный разборы ССП, СПП, бессоюзных предложений, сложных предложений с разными видами связи.
Коммуникативные умения и навыки: использование текстообразующей роли различных типов сложных- предложений для организации типа речи: сложных предложений со значением обусловленности и синонимичных им конструкций в рассуждении, сложных предложений со сравнительными отношениями и синонимичных им конструкций в описании; использование СПП с придаточной изъяснительной для выражения авторской позиции и создания целостности текста; употребление бессоюзных предложений в разговорной речи; использование синонимичных синтаксических конструкций как источника богатства и разнообразия речи.