Библиографический список. 6.1. Липаев В.В. Надежность программного обеспечения / В.В

6.1. Липаев В.В. Надежность программного обеспечения / В.В. Липаев. М.: Наука, 1998.

6.2. Орлов С. А. Технологии разработки программного обеспечения: учебник для вузов / С. А. Орлов. СПб.: Питер, 2004.

6.3. Майерс Г. Надежность программного обеспечения / Г. Майерс. М.: Мир, 1980.

6.4. Липаев В.В. Методы обеспечения качества крупномасштабных программных средств / В.В. Липаев. М.: Сантег, 2003.

6.5. Пальчун Б.П. Оценка надежности программного обеспечения / Б.П. Пальчун, Р.М. Юсупов. СПб.: Наука, 1994.

6.6. Капбертсон Р. Быстрое тестирование: пер. с англ. / Р. Капбертсон, К. Браун, Г. Кобб. М.: Издательский дом « Вильямс», 2002.

6.7. Иыуду К.А. Надежность, контроль и диагностика вычислительных машин и систем / К.А. Иыуду. М.: Высшая школа, 1989.

6.8. Гнеденко Б.В. Математические основы теории надежности / Б.В. Гнеденко, Ю.К. Беляев, А.Д. Соловьев. М.: Наука, 1966.

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ АСОИУ

Основные понятия и определения

Эргономика осуществляет комплексное изучение человека (группы людей) и их деятельности с техническими средствами и предметом деятельности в среде, в которой эта деятельность осуществляется [7.1].

Эргономика является одновременно и научной и проектной дисциплиной. Она возникла на стыке наук о человеке и его деятельности и технических наук.

Исходными данными для эргономических исследований являются следующие группы факторов:

· физиологические,

· антропологические,

· социологические,

· экономические,

· психологические,

· технологические,

· гигиенические.

Выходной результат исследований – эргономическое проектирование деятельности человека и использование техники.

Объектом изучения эргономики является система « человек- машина», а предметом изучения – деятельность человека или группы людей с техническими средствами.

Система « человек-машина» относится к числу основных понятий эргономики, в котором фиксируются существенные признаки данного класса объектов. Это абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. В целостном образовании, каковым является система «человек-машина», эргономика вычленяет и решает задачи распределения функций в системе, соотношения деятельности человека с функционированием технической системы и ее элементов, распределения и согласования функций между людьми при выполнении рабочих задач, обосновывает требования к средствам деятельности человека и условиям реализации деятельности. Кроме того, эргономика разрабатывает методы реализации этих требований в процессе проектирования и использования систем.

Общая цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования:

· удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека,

· эффективное функционирование системы « человек-машина»,

· сохранение здоровья человека и развитие личности.

Имея в качестве объекта исследования систему « человек-машина», эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике.

В табл. 7.1 представлена связь человеческих факторов в технике с эргономичностью - интегральной характеристикой спроектированной системы « человек-машина». Свойство эргономичности взаимосвязано с показателями производительности, надежности, экономичности, экологичности и др.

Эргономичность системы проявляется через такие ее свойства как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость (см.табл.7.1).

Проектирование системы «человек – машина», направленное на оптимизацию деятельности человека или группы людей по их освоению, управлению, ремонту и обслуживанию технической системы в нормальных и экстремальных условиях выделилось в самостоятельное направление – эргономическое проектирование. Эргономическое проектирование осуществляется на всех этапах общего процесса проектирования технической системы.

Наши рекомендации