Интернет-ресурсы, справочные системы
Методические рекомендации по выполнению
и варианты контрольных работ
По дисциплине «ЛОГИКА и ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ».
Содержание работы.
Контрольная работа является одним из основных видов контроля знаний студентов. Контрольная работа по логике представляет собой развернутый ответ на один теоретический вопрос и решение трех практических задач по своему варианту. Номер варианта определяется по первой букве фамилии студента.
Содержание ответов должно быть результатом самостоятельной проработки рекомендованной основной и дополнительной литературы, материалов из электронных ресурсов. Ссылки на используемые источники в виде сносок внизу страницы обязательны.
При выполнении заданий необходимо придерживаться следующих принципов:
1) решать задачи следует поэтапно, по мере изучения разделов дисциплины, и в той последовательности, как идут соответствующие темы и сформулированы задания, это позволит активизировать и систематизировать усвоение материала курса;
2) иметь в виду, что решение задач предусматривает недопущение подмены логического обоснования бытовыми представлениями о предмете и не интуитивное нахождение «верного» ответа, а обоснованное применение логических формализованных процедур, отражающих рациональные свойства мышления;
3) при возникновении затруднений внимательно проанализировать примеры, образцы решения аналогичных задач, приведенные в разделах и темах учебников, а также обратиться к преподавателю за консультацией.
Оформление работы.
Структура контрольной работы включает титульный лист, оглавление (перечень вопросов-заданий с указанием страниц ответов на них), текст ответов на вопросы, библиографический список (список используемой литературы), составленный в алфавитном порядке фамилий авторов или названий работ. Объем текста ответов на вопросы должен быть 10-12 страниц. Текст должен быть выровнен по ширине. Абзацные отступы - 1,25 см, междустрочный интервал одинарный, кегль 12, шрифт Times New Roman.
Критерии оценки контрольной работы.
Выполненные контрольные работы оцениваются «зачтено» и «незачтено». Контрольная работа по дисциплине оценивается как «зачтено» при выполнении следующих требований:
· на все вопросы даны ответы по существу вопроса, использована информация из нескольких источников, на них имеются ссылки;
· на теоретический первый вопрос дан развернутый полный ответ, три практических упражнения (вопросы 2,3,4) выполнены правильно, не имеют существенных ошибок;
· соблюдены все требования к оформлению работы.
Варианты контрольных работ
Вариант 1 (А)
1. Опишите предмет и значение логики.
2. Определите, правильно ли проведено ограничение понятий, объясните ошибки:
а) населённый пункт – город – Курган;
б) институт – факультет – группа – студент;
в) музыкальный коллектив – оркестр - виолончель.
3. Укажите суждения, находящиеся к данным в отношении противоположности:
а) всякое открытие ведёт к новым проблемам:
б) ни одна трудность не является непреодолимой:
в) неверно, что некоторые суждения не склоняются.
4. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построен категорический силлогизм. - Некоторые металлы не тонут в воде, так как натрий – металл, а натрий не тонет в воде.
Вариант 2 (Б)
1. Опишите этапы развития логики.
2. Определите, в каком отношении находятся понятия; изобразите эти отношения круговыми схемами:
а) религия – христианство - православие;
б) государство, столица, Токио;
в) друг, враг.
3.Опираясь на законы исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждения:
а) каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права. Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются;
б) подозреваемый в 18.00 вечера находился в ресторане. В 18.00 подозреваемого в ресторане не было;
в) не все птицы поют. Все птицы поют.
4.Произведите превращение следующих суждений:
а) все студенты нашей группы являются успевающими;
б) некоторые люди обладают музыкальными способностями;
в) ни одно крестьянское восстание не закончилось победой.
Вариант 3 (В)
1. Опишите понятие как форму мышления, содержание и объём понятия.
2. Определите, какие из перечисленных имен выражают общие, единичные, нулевые понятия: человек, побывавший на Луне; естественный спутник Земли; опера П.И.Чайковского; самое большое действительное число; планета.
3. Установите, являются ли умозаключения, приведенные ниже, превращением:
а) так как все опята – съедобные грибы, то, значит, ни один опенок не является несъедобным;
б) ни один человек не рождается преступником, следовательно, все люди рождаются не-преступниками;
в) некоторые психологи являются опытными специалистами. Значит, некоторые психологи являются неопытными специалистами.
4. Опираясь на закон непротиворечия, определите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений:
а) на Марсе есть жизнь. На Марсе нет жизни;
б) некоторые студенты нашей группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты нашей группы не подготовились к зачету по логике;
в) обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника.
Вариант 4 (Г)
1. Опишите виды понятий и виды отношений между понятиями.
2. Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями: болезнь, больной человек, человек с больным сердцем, больное сердце.
3. Приведите суждения к четкой логической форме. Определите вид суждения, его термины, связку и кванторные слова:
а) законность – неотъемлемая часть демократии;
б) не существует абсолютной повторяемости явлений;
в) некоторые грибы ядовиты.
4. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.
Все студенты сдают экзамены. Смирнов не является студентом.
Вариант 5 (Д)
1. Опишите логические операции с понятиями.
2. Определите вид суждения, его формулу, изобразите отношения между терминами с помощью логических кругов, установите распределенность терминов в суждениях:
а) некоторые трудовые споры рассматриваются судами;
б) Марс – планета солнечной системы;
в) не все работники суда имеют высшее образование.
3. Правильно ли проведено ограничение понятий:
а) ужин – званый ужин – гости званого ужина;
б) город России – Курган – Кетово;
в) цветок – гвоздика – махровая гвоздика.
4. Произведите обращение следующих суждений:
а) ни один страус не летает;
б) некоторые книги являются интересными;
в) все трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу
Вариант 6 (Е)
1. Опишите операцию определения понятий.
2. Укажите, где сделана ошибка в определении вида отношения между понятиями:
а) виновность, невиновность – противоположность;
б) квадрат, равносторонний прямоугольник – подчинение;
в) кража, кража личного имущества граждан – подчинение.
3. Найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку в суждениях:
а) кое-кто из учеников еще не решил эту задачу;
б) каждый обязан соблюдать правила поведения;
в) некоторые студенты имеют повышенную стипендию.
4. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.
Все, кто внимателен, хорошо понимают урок. Некоторые ученики внимательны. Следовательно,..
Вариант 7 (Ё)
1. Опишите операцию деления понятий.
2. Укажите, какая операция (обобщение или ограничение) произведена:
а) запрет – неразрешение;
б) агрессивность – активность;
в) закрытая дверь – запертая дверь;
г) вращение – движение.
3. Приведите суждения к четкой логической форме. Выделите вид суждения, его термины, связку и кванторные слова:
а) среди людей встречаются миллионеры;
б) волк овце не товарищ;
в) некоторые рыбы живут до ста лет.
4. Установите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделан вывод?
Некоторые студенты не посещают занятия.
Некоторые студенты работают.
Некоторые из работающих не посещают занятия.
Вариант 8 (Ж)
1. Опишите суждение как форму мышления, соотношение суждения и предложения.
2. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся к данному в отношении: а) подчинения; б) противоположности. Установите их истинность (ложность)
- Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке (общеотрицательное, ложное)
3. Представьте с помощью круговых схем понятия, находящиеся в отношениях подчинения и внеположенности.
4. Произведите обращение следующих суждений:
а) ни один страус не летает;
б) некоторые книги являются интересными;
в) все трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу.
Вариант 9 (З)
1. Опишите виды суждений, распределённость терминов в категорическом суждении.
2. Подберите понятия в отношениях пересечения и соподчинения, представьте их с помощью круговых схем.
3. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся к данному в отношении: а) противоречия; б) субконтрарности (частичной совместимости).
Установите истинность или ложность полученных суждений.
- Некоторые вулканы не являются потухшими (частноотрицательное, истинное)
4. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.
Все студенты сдают экзамены. Петров сдает экзамены. Следовательно,…
Вариант 10 (И)
1. Опишите отношения между простыми суждениями (логический квадрат).
2. Приведите примеры понятий (по одному), являющихся одновременно:
а) единичным и конкретным;
б) общим и абстрактным;
в) нулевым и конкретным.
3. Сформулируйте суждения, которые бы находились к нижеследующим в отношениях противоречия и подчинения:
а) некоторые студенты получают именную стипендию;
б) граждане РФ имеют право на труд;
в) не все студенты – мастера спорта.
4. Найдите заключение и посылки в следующем категорическом силлогизме.
- Некоторые морские животные – млекопитающие, так как все киты – морские животные, и все они – млекопитающие.
Вариант 11 (К)
1. Опишите сложные суждения и основные типы логических связей между ними.
2. Ограничьте и обобщите следующие понятия:
а) федерация, б) наводнение; в) заработная плата.
3. Составьте суждения вида А, Е, I, O из следующих пар понятий:
дети (субъект), шалун (предикат).
4. Сформулируйте из данного суждения непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату):
«Никакое умение не даётся без труда».
Вариант 12 (Л)
1. Опишите виды модальности суждений.
2. Определите, какие из перечисленных имен выражают общие, единичные, нулевые понятия: книга, учебник по логике, естественный спутник Земли, круглый квадрат, симфония Бетховена.
3. Правильно ли установлены качество и количество, распределенность терминов и модальность суждения:
- "Честный ученый не может устраниться от решения экологических проблем".
Суждение частноотрицательное, субъект и предикат распределены, суждение о необходимости.
4. На основе трёх понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус: умный человек, студент, учащийся.
Вариант 13 (М)
1. Опишите два из четырех основных законов формальной логики: закон тождества, закон достаточного основания.
2. Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями:
испуг, испуганный человек, пугливый человек.
3. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся к данному в отношении: а) частичной совместимости (субконтрарности); б) подчинения.
Определите их истинность или ложность.
- Некоторые взрослые люди любят сладкое (частноутвердительное, истинное)
4. Сделайте вывод из посылок. Если его нельзя сделать, объясните почему. Проверьте правильность своего заключения с помощью круговых схем.
- Имена собственные пишутся с большой буквы. Названия городов – имена собственные.
Вариант 14 (Н)
1. Опишите два из четырех основных законов формальной логики: закон непротиворечия, закон исключённого третьего.
2. Укажите, в каких из приведенных ниже примерах имеет место деление объема понятия, а в каких – мысленное деление предмета на части:
а) год делится на 12 месяцев;
б) углы делятся на острые, прямые и тупые;
в) университет делится на факультеты.
3. Приведите суждения к ясной логической форме, определите их вид по количеству и качеству, записав суждения сокращенно формулой, изобразите отношения между терминами круговой схемой, установите распределенность терминов в суждениях:
а) ни один студент не лишен способностей;
б) не всякий гриб съедобен;
в) каждый обязан соблюдать правила поведения.
4. Сделайте непосредственное умозаключение (превращение, обращение и противопоставление предикату) из суждения "Некоторые летчики являются космонавтами".
Вариант 15 (О)
1. Опишите логику вопросов и ответов (вопросно-ответные ситуации).
2. Укажите суждения, находящиеся к данным в отношении противоположности:
а) всякое открытие ведет к новым проблемам;
б) ни одна трудность не является непреодолимой;
в) неверно, что некоторые существительные не склоняются.
3. Определите в круговых схемах отношения между понятиями.
А – лес, В – хвойный лес, С – дерево, Д - сосна
4. Сделайте заключение. Найдите термины, установите фигуру и модус силлогизма.
Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые профессора – женщины.
Вариант 16 (П)
1. Опишите дедуктивные и недедуктивные умозаключения как форму мышления.
2. Правильно ли произведено деление понятия "наука"? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления:
- науки делятся на естественные, технические и юридические.
3. Определите в круговых схемах отношение терминов в суждении: "Некоторые великие люди не любят летать самолетами".
4. Произведите превращение следующих суждений:
а) некоторые цветы хорошо пахнут;
б) все древнегреческие математики были философами;
в) счастливые часов не наблюдают.
Вариант 17 (Р)
1. Опишите непосредственные умозаключения.
2. Укажите, правильно ли выполнено деление понятий:
а) преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные;
б) леса делятся на хвойные, лиственные и смешанные;
в) люди делятся на мужчин, женщин и детей.
3. Произведите операцию противопоставления предикату:
а) некоторые играющие в шахматы не являются математиками;
б) все дети талантливы;
в) ни одна планета не светит собственным светом.
4. Найдите термины, определите фигуру и модус категоричного силлогизма. Определите, является ли умозаключение правильным.
Все белые медведи живут за полярным кругом.
Все белые медведи – млекопитающие
Некоторые млекопитающие живут за Полярным кругом.
Вариант 18 (С)
1. Опишите простой категорический силлогизм.
2. Представьте с помощью круговых схем отношения между объемами понятий:
число; нечетное число; четное число; число, делящееся на четыре
3. Укажите суждения, находящиеся к данным в отношении противоречия:
а) все свидетели дают правдивые показания;
б) некоторые регионы РФ являются дотационными;
в) в некоторых городах нет зоопарка.
4. Сделайте вывод из посылок. Если его нельзя сделать, объясните, почему. Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем.
- Все снайперы обладают твердой рукой и острым зрением. Петров обладает твердой рукой и острым зрением. Следовательно,..
Вариант 19 (Т)
1. Опишите фигуры и модусы простого категорического силлогизма.
2. Определите в круговых схемах отношения между понятиями:
а) А - плоская замкнутая геометрическая фигура, В – квадрат, С – круг;
б) А – отец, В – сын, С – внук;
в) А – движение, В – вращение, С – быстрое движение.
3. Правильно ли установлены качество и количество, распределенность терминов в суждении: "Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность"?
- Общеутвердительное суждение, субъект не распределен, предикат распределен.
4. Сделайте непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату) из суждения:
"Все ученики хорошо понимают урок".
Вариант 20 (У)
1. Опишите выводы из сложных суждений: чисто-условное и условно-категорическое умозаключение.
2. Укажите, где сделана ошибка в определении вида отношений между понятиями:
а) основоположник формальной логики, философ Аристотель – равнозначность;
б) студент, преподаватель – подчинение;
в) депутат, ученый – пересечение.
3. Установите распределенность терминов в следующих суждениях:
а) некоторые планеты находятся за пределами Солнечной системы;
б) некоторые преступления не представляют большой общественной опасности;
с) ни один приговор суда не должен быть необоснованным
4. Установите вид умозаключения, его модус, проверьте достоверность вывода. Если вывод не достоверный, объясните, почему.
Если бухта замерзает, корабли не могут зайти в неё. Сейчас корабли не могут войти в бухту, значит, она замёрзла.
Вариант 21 (Ф)
1. Опишите выводы из сложных суждений: разделительно-категорическое и условно-разделительное умозаключение.
2. Обобщите и ограничьте следующие понятия: а) треугольник; б) роман русского писателя; в) драгоценный металл.
3. Определите вид суждения, его форму, изобразите отношения между терминами с помощью логических кругов, установите распределённость терминов в суждении:
а) среди людей встречаются миллионеры;
б) каждый обязан соблюдать правила поведения;
в) кое-кто из учеников ещё не решил эту задачу.
4. Установите вид умозаключения, его модус, проверьте достоверность вывода. Если вывод не достоверный, объясните, почему.
- Либо все студенты нашей группы научились мыслить логично, либо ни один из нас не усвоил этой науки. Но ясно, что нельзя сказать, будто все мы научились мыслить логично. Следовательно, ни один из нас мыслить логично не научился.
Вариант 22 (Х)
1. Опишите индуктивное умозаключение и его виды.
2. Укажите, где сделана ошибка в определении вида отношения между понятиями:
а) аргумент, довод – равнозначность;
б) позвоночное, млекопитающее – пересечение;
в) совместимые понятия, несовместимые понятия – противоречие.
3. Сформулируйте суждения, находящиеся к данным в отношении противоречия:
а) все свидетели дают правдивые показания;
б) некоторые регионы РФ являются дотационными;
в) в некоторых городах нет зоопарка.
4. Укажите, в каких случаях заключение может быть получено методом полной индукции:
а) все мамонты имели бивни:
б) всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту;
в) все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.
Вариант 23 (Ц)
1. Опишите методы установления причинной связи (методы Милля).
2. Определите, какие из следующих понятий выражают отношения рода и вида, а какие – целого и части:
а) печатное издание – книга – сборник стихов;
б) молекула – атом – электрон;
в) автомобиль – автомобиль "Волга" – двигатель внутреннего сгорания.
3. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся к данному в отношении: а) противоположности, б) противоречия. Установите их истинность или ложность.
- Ни одно правило не имеет исключений (общеотрицательное, ложное).
4. Сформулируйте непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату) из суждения:
- Некоторые студенты занимаются спортом.
Вариант 24 (Ч)
1. Опишите аналогию как вид умозаключения.
2. Подберите понятия, находящиеся в отношении:
а) равнозначности – к понятию "независимое государство";
б) пересечения – к понятию "студент";
в) противоречия – к понятию "взрослый".
3. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся к данному в отношении:
а) подчинения
б) субконтрарности (частичной совместимости)
Установите истинность (ложность) полученных суждений.
- Некоторые государства являются федеративными (частноутвердительное, истинное).
4. Определите вид аналогии, проверьте её обоснованность.
- Второе издание этой книги будет распродано так же быстро, как и первое, поскольку тиражи первого и второго издания одинаковы, они отпечатаны в одной и той же типографии и оформления книг похожи.
Вариант 25 (Ш)
1. Опишите специфику логической аргументации, ее культурно-исторические и психологические основания.
2. Определите, какие из перечисленных имен выражают общие, единичные, нулевые понятия: русский писатель Виктор Астафьев, тайфун, астра, вечный двигатель, английская королева.
3. Определите с помощью логического квадрата отношения между следующими простыми суждениями
а) все металлы теплопроводны. Некоторые металлы электропроводны.
б) некоторые глаголы пишутся с частицей "не" вместе. Ни один глагол не пишется с частицей "не " вместе;
в) некоторые компьютерные игры являются интересными. Некоторые компьютерные игры не являются интересными.
4. Сделайте вывод из посылок. Если его нельзя сделать, объясните, почему. Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем:
Все грибы – споровые растения. Некоторые грибы являются боровиками.
Вариант 26 (Щ)
1. Опишите процедуру логического доказательства, его виды, правила и ошибки.
2. Представьте с помощью круговых схем отношения между объектами понятий: выходной день; воскресенье; праздничный день; 8 Марта.
3. Определите, в каком суждении субъект распределен, а предикат не распределен:
а) некоторые школьники – филателисты;
б) Юрий Гагарин – первый космонавт планеты;
в) никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.
4. Найдите термины, установите фигуру и модус силлогизма. Проверьте его правильность:
Куприянов и Семенов – студенты.
Куприянов и Семенов сдали экзамен по философии.
Некоторые студенты сдали экзамен по философии.
Вариант 27 (Ы)
1. Опишите логическое опровержение и его виды, правила и ошибки.
2. Определите отношения между понятиями, изобразите их с помощью логических кругов: наводнение; стихийное бедствие; ураган; ураган, пронесшийся над Приморьем.
3. Определите, в каком суждении субъект распределен, а предикат не распределен:
а) понятие – это форма мышления;
б) некоторые металлы не тонут в воде;
в) римские рабы не обладали гражданскими правами.
4. Сделайте непосредственное умозаключение (превращение, обращение и противопоставление предикату) из суждения «Некоторые летчики являются космонавтами».
Вариант 28 (Э)
1. Опишите гипотезу как форму развития знания.
2. Найдите ошибки в логической характеристике понятий:
а) физика – общее, положительное;
б) стихийное бедствие – общее, отрицательное;
в) баба Яга – пустое, положительное.
3. При помощи логического квадрата выведите суждения, находящиеся к данному в отношении: а) противоположности; б) подчинения. Установите их истинность (ложность)
- Все четные числа делятся на два (общеутвердительное, истинное).
4. Произведите операцию противопоставления предикату:
а) все члены профсоюза платят членские взносы;
б) ни один прокурор не выступает защитником;
в) некоторые птицы не поют.
Вариант 29 (Ю)
1. Опишите связь логики и языка.
2. Ограничьте и обобщите следующие понятия:
а) закон; б) разводной мост; в) русский композитор.
3. Определите с помощью логического квадрата отношения между следующими суждениями:
а) все книги – рукописные – Ни одна книга не является рукописной;
б) Некоторые дети являются послушными – Не все дети послушны;
в) Все люди грамотные – Некоторые люди грамотные.
4. Сделайте непосредственные умозаключения (превращение, обращение, противопоставление предикату) из суждения: " Ни один студент нашего курса не является неуспевающим".
Вариант 30 (Я)
1. Раскройте роль мышления в познании.
2. Подберите понятия, находящиеся в отношении:
а) пересечения – к понятию "ученый";
б) подчинения – к понятию "сознание";
в) противоположности - к понятию "интересная книга"
3. Правильно ли установлены качество, количество, распределенность терминов в следующем суждении: «Граждане Российской Федерации имеют право на образование»?
Суждение общеутвердительное, субъект и предикат не распределены.
4. Найдите тезисы и аргументы, которые подтверждают тезисы. Укажите вид доказательства.
«Огромное богатство, добытое внезапно и неправедным путём - это западня. Оно не пошло нам на пользу и мимолётны были дарованные им горячечные радости. А между тем ради богатства мы отказались от милой нам, простой, счастливой жизни – да послужит пример наш предостережением для других». (М.Твен)
Основная литература
- Демидов И.В. Логика. - М.: Дашков и К, 2014. - ЭБС IPRbooks
- Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. - М.: Юнити-Дана, 2012.
Дополнительная литература
- Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Проспект, 2010. - 240 с.
- Светлов В.А. Логика: задачи. М.: Логос, 2012.
Интернет-ресурсы, справочные системы
- Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Логика.М.: Российская академия правосудия, 2013 - https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fop.raj.ru%2Fpdf%2Fantyushin_mihalkin.pdf&name=antyushin_mihalkin.pdf&lang=ru&c=57ca54abfdb5
- Гусев Д.А. Логика. Учебный курс (учебно-методический комплекс). - http://www.e-college.ru/xbooks/xbook005/book/index/index.html?go=part-001*page.htm
3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие. - http://www.bibliotekar.ru/logika-2/index.htm
- Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учеб. пособие. - http://bookre.org/reader?file=636009&pg=4
- Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. Электронный ресурс. - http://informatika-vt-2011.narod.ru/olderfiles/1/Logika.PDF
6. Челпанов Г.И. Учебник логики / Электронный ресурс. - http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_13.html
7. Электронно-библиотечная система IPR-books. - http://www.iprbookshop.ru/
8. Электронно-библиотечная система. Издательство «Лань». - http://www.e.lanbook.com/
9. Электронно-библиотечная система. Изд-во «ЮРАЙТ». - http://www.biblio-online.ru/ -Гуманитарные и общественные науки - Логика
Первоисточники:
- Бизам Д., Герцег Я. Игра и логика. - М. Мир, 1975.
- Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М. Новая школа, 1996.
- Гжегорчик А. Популярная логика. – М. Наука, 1979
- Еемерен Ф.Х, ван; Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. – Л. Васильевский остров, 1992.
- Зегет В. Элементарная логика. - М. Высш. шк., 1985.
- Каверин Б.И., Демидов И.В. Теория аргументации. – М.: Юнити, 2005.
7. Кайберг Т. Вероятность и индуктивная логика. – М., 1978.
8. Маковельский А.О. История логики. - М.: Кучково поле, 2004.
- Кэрролл Л. Логическая игра. - М. Наука, 1991.
- Логика. Логические основы общения. – М.- Наука, 1994.
- Логика и риторика. Хрестоматия. – Мн. Тетрасистемс, 1997.
- Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. – М. МГУ, 1991.
13. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – СПб: Лань, 1996.
- Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. – М. Книга, 1979.
- Смоллиан Р.М. Как же называется эта книга? – М. Мир, 1981.