Лекция 5. Тема. Научные и общественно-исторические предпосылки возникновения эволюционного учения

Тема. Научные и общественно-исторические предпосылки возникновения эволюционного учения.

1.Общественно-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения.

2.Накопление доказательств единства происхождения организмов и историческое развитие живой природы.

3 Значение научного наследия Ж.Кювье, Ж.Сент-Илера. Работы К.Бэра

Возникновение теории Дарвина обычно определяется тремя предпо­сылками: 1) общественно-историческими условиями в Англии первой по­ловины XIX в., 2) состоянием естествознания и прежде всего биологиче­ских наук в этот период, 3) особенностями сельскохозяйственной прак­тики.

Общественно-исторические условия способствовали бурному разви­тию эмпирического направления в науке и это соответствовало интере­сам зарождающегося капиталистического общества. Рассматривать под­робно этот фактор нет необходимости. Кратко остановимся лишь на некоторых политико-экономических идеях первой половины XIX в., по­влиявших на формирование теории Дарвина. Прежде всего это взгляды Адама Смита и Томаса Мальтуса.

Смит (1723—1790) в труде «Исследование о природе и причинах бо­гатства народов» (1776) развил экономическую теорию о факторах «на­ционального богатства». Он исходил из укрепившейся тогда идеи о ес­тественных законах и создал учение о «свободной конкуренции». Смит считал, что двигателем свободной конкуренции является «естественное своекорыстие» или «естественный эгоизм» человека и это служит источ­ником национального богатства, которое достигается по принципу: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Неприспо­собленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Идея о кон­курентных отношениях, характерных при переходе к капитализму, по­влияла, как это ни парадоксально, и на формирование представлений о развитии живой природы.

Особое значение имели и идеи Мальтуса (1766—1834), изложенные в работе «Опыт о законе народонаселения» (1792). По Мальтусу, чело­веческое население возрастает в геометрической прогрессии, а средства для его существования в арифметической, и в результате перенаселения возникает нехватка средств существования. Это объявлялось «естествен­ным законом природы». Считалось, что его действие можно ограничить лишь уменьшением численности населения. В противном случае природа сама восстановит равновесие при помощи «естественных орудий» ■— го­лода, болезней и т. д.,— резко повысив интенсивность конкуренции.

Таким образом, в Англии первой половины XIX в. были широко рас­пространены: идея свободной конкуренции; естественной гибели неудач-

 
  Лекция 5. Тема. Научные и общественно-исторические предпосылки возникновения эволюционного учения - student2.ru

В конце XVIII и начале XIX в. на основе интенсивно увеличивающего­ся фактического материала появилось много обобщений. Важнейшими из них были:

1) представление об изме­няемости видов,

2) понятие о естест­венных группах,

3) идея о единстве плана строения,

4) представление о смене форм и нарастание, в последо­вательных геологических горизонтах сходства в строении вымерших форм с современными,

5) представление о историческом развитии земной коры,

6) эволюционное учение Ламарка,

7) фактическое доказательство заро К. Бэрдышевого сходства систематически далеких друг от друга животных,

8) зарождение биогеографии и эколо­гии. Остановимся на успехах эмбриологии, биогеографии и экологии, которые существенно повлияли на формирование эволюционной идеи.

В первой половине XIX в. эмбриологи выдвинули идею о паралле­лизме развития животного царства и эмбрионов высших животных. Не­мецкий анатом Иоганн Меккель (1781—1833) в 1821 г. указал, что «ор­ганизмы тем проще, чем ближе они стоят к моменту.своего возникнове­ния», и что «развитие отдельного организма совершается по тем же законам, что и развитие всего ряда животных, т. е. высшее животное в главных чертах своего развития проходит ниже его стоящие ступени».

В 1828 г. крупнейший эмбриолог того времени Карл Максимович Бэр (1792—1876) опубликовал работу «Об истории развития животных», в которой на основе сравнительного изучения зародышевого развития представителей различных классов позвоночных приходит к выводам: 1) общее у зародыша образуется раньше, чем специальное, т. е. у заро­дыша вначале появляются признаки типа, затем класса, отряда, рода и, наконец, вида и особи; 2) зародыши животных разных классов на первых этапах развития сходны, но постепенно отклоняются друг от дру­га; 3) зародыши никогда не бывают похожи на взрослые формы других животных, а похожи только на их зародышей. Это обобщение Бэра во­шло в историю науки под названием «закона зародышевого сходства». Лекция 5. Тема. Научные и общественно-исторические предпосылки возникновения эволюционного учения - student2.ru
Однако Бэр трактовал его с метафи­зических позиций, без эволюционного подхода. Придерживаясь взглядов Кювье, он не признавал родственных связей между типами животных, и сходство в развитии зародышей объ­яснял изначально существующим па­раллелизмом стадий эмбрионального развития низших и высших животных.

В первой половине XIX в. начинается детальное изучение географического распространения организмов, появляется большое количество фаунистических и флористических работ, развивается землеведение. Все это способствовало развитию биогеографиии зарождению экологии, первые обобщения которых имели большое значе-
ние для обоснования идеи эволюции. К. Ф. Рулье хаК) в 1807 г. немецкий натуралист

А. Гумбольд (1769—1859) высказыва­ет мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. В 1846 г. английский зоолог Э. Форбс (1815—1854), оставаясь на позициях теории творения, развивает идею о центрах происхождения видов. При этом он сравнивает фауну Бри­танских островов с фауной европейского континента, т. е. анализирует биогеографические факты в историческом аспекте. Основа этой идеи была заложена еще Бюффоном, но Форбс и его современники сформу­лировали ее значительно четче, что позволило конкретизировать поня­тие о зоогеографических областях и доказать значимость сравнитель­ного изучения их. Сравнительный анализ фаун различных областей ставил перед биогеографами общую проблему о причинах различий и сходства между ними.

К третьей группе предпосылок дарвинизма, как уже отмечалось, от­носят состояние сельского хозяйства в Англии первой половины XIX в., когда широко распространяется воз­никшая ранее идея селекции и метод отбора становится ведущим. Еще не­мецкий натуралист Р. Камерариус (1665—1721) в 1694 г. предсказал возможность получения новых форм

Литература

Георгиевский Дарвинизм. Изд «Высшая шаола» М., 28-35

Правдин Ф.Н.. Дарвинизм. Изд. «Просвещение». М., 1960 С.53-67

Константинов А.В. Основы эволюционной теории. Изд. «Высшая школа» М., 1979 С.42-49

Наши рекомендации