I и ii спряжение глаголов (2 ч)
При изучении данной темы учащиеся узнают, что по личным окончаниям глаголы распределяются на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. Ученики наблюдают за системой личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени каждого спряжения, постепенно запоминают их, устанавливают соотношение между личными окончаниями каждого спряжения:
ð в глаголах I спряжения в 3-м лице множественного числа окончания -ут, -ют, а в других формах глаголов этого спряжения в личных окончаниях перед согласным стоит е;
ð в глаголах II спряжения в 3-м лице множественного числа окончания -ат, -ят, а в других формах этого спряжения в личных окончаниях перед согласным стоит буква и.
е и
-ут -ют -ат ят
Проводятся упражнения в определении времени, спряжения, лица и числа глаголов по личным окончаниям (читает — наст. вр., I спр., 3-е л., ед. ч.), в изменении формы лица глагола. (При этом обращается внимание на правильную постановку вопроса к личным формам глагола: что делает? спешит — что делаешь? спешишь.)
В упражнениях учебника, в основном для анализа, предлагаются глаголы с ударными личными окончаниями. Наблюдая за написанием личных окончаний глаголов, учащиеся подводятся к выводу, что ударные окончания проверке не подлежат, личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся: летят, говорит, шумишь, молчим,жужжат, звоните.
УРОК 1 (131)
I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени, наблюдать за различием в написании личных окончаний в глаголах I и II спряжения; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Презентация выполненного проекта (учебник, с. 92).
2. Чтение темы урока «I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени», постановка задачи и определение целей урока.
3. Работа с таблицей «Спряжение глаголов в настоящем времени» (учебник, с. 88) и выполнение заданий (учебник, упр. 180). Чтение вывода под рубрикой «Обратите внимание!» (учебник, с. 88). Учитель обращает внимание на то, что у глаголов I спряжения в 3-м лице множественного числа окончания -ут, -ют, а в других глагольных формах в личных окончаниях перед согласным есть буква е (ё), в глаголах II спряжения в 3-м лице множественного числа окончания -ат, -ят, а в других личных окончаниях перед согласным — буква и.
4. Работа в парах: грамматическая зарядка (выполнение заданий упр. 181).
5. Чтение стихотворных строк (учебник, упр. 182). Выполнение заданий учебника. Обсуждение: «Почему у глаголов настоящего времени в 3-м лице единственного числа (идёт, проходит, ходит, хлещет) разные окончания?» (Они относятся к разным спряжениям.) Выполнение задания (на выбор): 1) выписать глаголы сначала I спряжения, затем II спряжения; 2) записать под диктовку первые два предложения; 3) выполнить письменное задание упражнения. Разбор глагола проходит по составу.
6. Работа с таблицами и заданиями к упражнениям: «Спряжение глаголов в будущем времени» (учебник, упр. 183, с. 89), «Спряжение глаголов в сложном будущем времени» (учебник, упр. 184, рубрика «Обратите внимание!», с. 90). Наблюдение за спряжением глаголов в будущем времени и сопоставление личных окончаний глаголов I и II спряжения в будущем времени с личными окончаниями глаголов I и II спряжения в настоящем времени.
7. Запись пословицы под диктовку: Поспешишь —людей насмешишь. Определение в словах орфограмм. Выделение личных окончаний глаголов, определение их лица, числа, времени. Ответы на вопрос: «Почему у глаголов одинаковые окончания?»
8. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: «Как различить глаголы I и II спряжения? В чём отличие личных окончаний глаголов I и II спряжения? Проверьте себя: определите по окончанию спряжение, лицо и число глагола: говор\ят\, молч\ит\, жив\ёшь\».
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 185, подготовиться к письму загадки по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 112—114).
УРОК 2 (132)
I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять спряжение глаголов по личным окончаниям; находить в тексте глаголы по заданным признакам; записывать глаголы с ударными личными окончаниями в заданной форме, обосновывать правильность написания личных окончаний; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Чтение темы урока «I и II спряжение глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения», постановка задачи урока: «Как различить глаголы I и II спряжения? Что надо знать об ударных окончаниях глаголов I и II спряжения?», определение целей урока.
2. Воспроизведение знаний об окончаниях глаголов
I и II спряжения. Грамматическая разминка: называние личных окончаний глаголов сначала I спряжения, затем II спряжения.
Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. -у (-ю)- 1-е л. …
2-е л. … I (II) спр. 2-е л. …
3-е л. … 3-е л. …
3. Проверка домашнего задания. Чтение загадки (учебник, упр. 185). Выполнение устных заданий. (Сопоставляя формы глаголов, ученики определяют, что все глаголы в единственном числе относятся ко II спряжению; глаголы ходит и бродит употреблены в форме настоящего времени, в 3-м лице единственного числа; глаголы остановишь, продырявит — в форме будущего времени, но форма лица у них разная: глагол остановишь — 2-е л., ед. ч., продырявит — 3-е л., ед. ч.) Определение орфограмм. Письмо загадки по памяти.
4. Работа над значением и написанием наречий назад и вперёд. Назад — в обратном направлении (возвращаться назад); вперёд — в направлении перед собой (идти вперёд). Слово назад образовано от имени существительного зад при помощи приставки на-; слово вперёд образовано от имени существительного перёд при помощи приставки в-. Орфограммы: назад, вперёд.
5. Упражнение в образовании от глаголов неопределённой формы глаголов настоящего и будущего времени в заданном лице и числе (учебник, упр. 186). Выполнение заданий упражнения. Учитель следит за правильной постановкой вопросов к личным формам глаголов: (что делать?) стучать — (что делаешь?) стучишь, (что делает?) стучит; (что делать?) шепнуть — (что сделаешь?) шепнёшь, (что сделает?) шепнёт.
6. Обсуждение: «Легко или трудно было записывать личные окончания глаголов?» Ознакомление с правилом написания ударных личных окончаний глагола (учебник, с. 91). Выполнение заданий упр. 187. Составление предложения с глаголом жужжать в 3-м лице множественного числа.
7. Упражнение в определении пропущенных в тексте глаголов и записи этих глаголов в нужной глагольной форме (учебник, упр. 188). Чтение текста с пропущенными глаголами. Чтение глаголов, определение их формы (неопределённая форма). Объяснение, как образовать от неопределённой формы глагола глагол 3-го лица единственного числа. Восстановление текста (чтение со вставкой глаголов), выяснение значений первого и последнего предложений, выделение сравнений. Выполнение письменного задания упражнения.
8. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение задания учителя: «Почему не нужно проверять написание ударных личных окончаний глагола? Проверьте себя: определите по окончанию время, спряжение, лицо и число каждого глагола: льёт, пойдут, сидишь, помолчим».
Домашнее задание
Выполнить задания в «Рабочей тетради (упр. 115, 116).
УРОК 3 (149)