Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Почемучка»
Пояснительная записка:
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Общая характеристика программы:
Цели курса:
Образовательные
} Формирование устойчивого познавательного интереса.
} Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие
} Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
} Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
} Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
} Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы:
} Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
} Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
} Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
} Расширение кругозора учащихся.
} Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
} Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
} Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
} Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта1 час в неделю.
} 1 год обучения – 33 часа;
} 2 год обучения – 34 часа;
} 3 год обучения – 34 часа;
} 4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Форма и режим занятий:
} групповая работа;
} экскурсии;
} классные часы;
} Беседы, викторины;
} Коллективные творческие дела;
} Смотры-конкурсы, выставки;
} Экскурсии, поездки, походы;
} Трудовые дела;
} Тренинги
} Наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране
} Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
} Ролевые игры
} Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Наполняемость групп – 10 – 15 человек.
Содержание программы: