Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. 1. Составьте тезисный план на тему «Признаки официальноделового стиля речи, сферы его использования и назначение»
Билет № 12
1. Составьте тезисный план на тему «Признаки официальноделового стиля речи, сферы его использования и назначение».
Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.
Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.
(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.
На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.
Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.
(По Н.Никонову.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
17. Озаглавьте текст.
18. Докажите, что это текст.
19. Тема текста.
20. Основная мысль текста.
21. Стиль текста (докажите своё мнение).
22. Тип текста (докажите своё мнение).
23. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
24. Произведите фонетический разбор слова облетев.
25. Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.
26. Выпишите из текста антонимы к слову горит.
27. Подберите к последнему предложению синтаксический синоним.
28. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
29. Произведите морфологический разбор слова (я) смотрю.
30. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.
31. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения.
32. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и графически обозначьте их.
Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.
Билет № 13
1. Составьте тезисный план на тему «Язык художественной литературы и его особенности».
Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.
Комплексный анализ текста
Прочитайте текст, выполните задания.
1) Способов передавать в речи этикетные значения невероятно много. 2) Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем (хотя не всегда сами это замечаем) и то, с кем и в какой обстановке говорим. 3) Поэтому речи, не имеющей никакого отношения к этикету, пожалуй, вообще не бывает. 4) Если в языке выработалось несколько стилей (книжная речь, разговорная, научный стиль, деловой и т.д.) и есть различия в речи отдельных общественных групп (речь образованных людей и необразованных, литературная и диалектная, речь молодых и немолодых и т.д.), то уже сам выбор типа речи оказывается этикетным знаком, выражает отношение к слушателю или к тому, кого мы упоминаем.
5) Давайте вспомним выразительный диалог из рассказа И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха»:
– Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович: видите, картофель испекся.
– А пусть дрыхнет, – равнодушно заметил мой верный слуга, – набегался, так и спит.
Я заворочался на сене. Ермолай встал и подошел ко мне.
– Картофель готов-с, извольте кушать.
6) Просторечное слово дрыхнуть и разговорное набегаться не относятся к специальным этикетным средствам. 7) Но с помощью этих стилистически окрашенных слов Ермолай в первой фразе так же определенно выразил свое пренебрежение к барину, как во второй фразе специальными средствами этикета – почтительную зависимость и готовность служить ему.
(В.Гольдин. Речь и этикет)
Задания
1. Укажите стиль текста и тип речи.
2. Определите жанр текста и его ведущие признаки.
3. Сколько букв и звуков [ф] в 7-м предложении?
4. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему?
5. Выпишите из текста все причастия, разберите их по составу.
6. Выпишите из 7-го предложения все служебные части речи и назовите их.
7. Объясните написание не в словах текста. Укажите, какой частью речи являются эти слова.
8. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
9. Укажите предложения со вставными конструкциями.