Глава 1. частная спортивная физиология
1.1. Критерии классификации физических упражнений………………..13
1.2. Физиологическая характеристика спортивных поз и
стандартных нагрузок……………………………………………………15
1.3. Физиологическая характеристика стандартных
циклических и ациклических движений………….………………….17
1.4. Физиологическая характеристика нестандартных движений…….20
Глава 2. Физиологическая характеристика состояний организма
При спортивной деятельности
2.1. Роль эмоций при спортивной деятельности и
механизмы их проявления……………………………………...22
2.2. Предстартовые состояния и их формы……………………………..24
2.3. Разминка, врабатывание, «мертвая точка» и «второе дыхание»….26
2.4. Физиологические основы утомления спортсменов ……………….28
2.5. Физиологическая характеристика восстановительных процессов..30
Глава 3.Физиологические механизмы и закономерности развития
Физических качеств
3.1. Формы проявления, физиологические механизмы и
функциональные резервы силы................................................................36
3.2. Формы проявления, физиологические механизмы и
функциональные резервы быстроты…………………………………….38
3.3. Формы проявления, физиологические механизмы и
функциональные резервы развития выносливости…………………….41
3.4.Понятие о ловкости и гибкости: физиологические
механизмы закономерности их развития…………
Глава 4. Физическая работоспособность спортсменов и ее тестирование4. 1. Методы тестирования физической работоспособности
Лабораторная работа № 1.Исследование физиологических сдвигов при
работе максимальной мощности………………...….63
Лабораторная работа № 2. Исследование физиологических сдвигов при
работе субмаксимальной мощности………………...66
Лабораторная работа № 3. Физиологический анализ разминки……………...72
Лабораторная работа № 4. Влияние активного отдыха на восстановление работоспособности……………………………….…...76
Лабораторная работа № 5. Исследование силовых способностей человека...79
Лабораторная работа №6. Определение физической работоспособности
при помощи теста PWC170…………………………....87
Лабораторная работа № 7. Определение физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту и оценка его результатов..98
Лабораторная работа № 8. Определение максимального потребления кислорода (МПК)……………………………………103
Тестовые задания по физиологии физического воспитания и спорта……… …………………………………………………………………...113
Темы рефератов………………………………………………………….124
Вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену……………….125
Примерный перечень вопросов к экзаменам по спортивной физиологии……………………………………………………………………….127
Должные величины некоторых физиологических показателей организма при выполнении физических нагрузок и в покое……………….131
Словарь терминов………………………………………………………..135
Применяемые обозначения и сокращения……………………………..142
Ответы на тестовые задания по спортивной физиологии…………….143
Список используемой литературы……………………………………...144
Сценарий видеофильма №1
Преподаватель: знакомит студентов с темой лабораторной работы, целью работы, объектом исследования и оборудованием.
Лабораторная работа № 1
Тема. Исследование физиологических сдвигов при динамической циклической работе максимальной мощности.
Цель: изучить вегетативные реакции организма человека на физическую нагрузку максимальной интенсивности.
Объект исследования: человек.
Преподаватель: В нашей работе будут принимать участие двое студентов с разным уровнем тренированности.
Оборудование:секундомер, тонометр с фонендоскопом, велоэргометр.
Преподаватель: запишите в тетради тему, цель работы, объект исследования, оборудование, ход работы, нарисуйте таблицы, в которых будут отражаться полученные данные в ходе эксперимента.
Преподаватель: напоминает о характеристике работы максимальной мощности
Работа максимальной мощности это динамическая циклическая работа длительностью не более 20 - 30 секунд с интенсивностью 95-100 % от максимальной. К этой работе относится легкоатлетический бег на 60, 100, 200 м; плавание 50 м; велогонка на 500 м. Длительность поддержания максимальной интенсивности зависит от уровня тренированности.
Кратковременность усилий двигательного аппарата во время работы и инертность вегетативных систем приводит к своеобразному «разрыву» между уровнями функционирования этих систем. В силу этого работа протекает в анаэробных условиях, а повышение активности вегетативных систем обнаруживается после прекращения работы.
На дистанции 100 м за 12 секунд спортсмен успевает провентилировать всего 5-6 л, а в первые минуты восстановительного периода легочная вентиляция возрастает до 50-70 л/мин, частота дыхания по сравнению с покоем увеличивается в 4-5 раз.
К основным механизмам утомления следует отнести исчерпание клеточных резервов макроэргов (АТФ, КрФ), утомление нервных центров вследствие мощной эфферентной импульсации к скелетным мышцам и снижение сократительной способности мышц вследствие анаэробного характера работы.
Отличительные черты работы максимальной мощности:
· Высокие энергетические затраты организма.
· Анаэробные условия работы.
· Предельный уровень функционирования ЦНС.
· Быстрая утомляемость.
Таким образом, спортивная работа максимальной мощности, определяется в основном количественным уровнем креатинфосфата (КрФ) и функциональной устойчивостью нервных центров к предельному ритму возбуждения.
Преподаватель. Для регистрации функциональных показателей у двух студентов в покое, после нагрузки и в восстановительном периоде необходимо создать две бригады. В состав каждой бригады входит по 3 человека.
Ход работы читает студент:
Ход работы:
1) определить ЧСС, АД, ЧД в состоянии покоя у двух испытуемых; (Съемка)
2) выполнить физическую нагрузку максимальной интенсивности на велоэргометре в течение 30 секунд с мощностью 200 Вт; (Съемка)
3) сразу после выполнения физической нагрузки измерить ЧСС, АД, ЧД и эти же показатель на каждой минуте восстановительного периода (на 1-, 2-, 3-, 4- и 5-й минутах); (Съемка)
4) занести полученные результаты исследований в таблицы (изменение ЧСС, АД, ЧД);
5) построить графики, отражающие полученные результаты исследований;
6) сделать анализ полученных результатов исследований и выводы.
Результаты исследований
Протокол № 1
Таблица 1
Изменение ЧСС (уд/мин) в покое, при работе и в восстановительный период
Время | Покой | Нагрузка | Восстановительный период (мин.) | |||||
Студент № 1 | За 15 с | |||||||
За 1 мин | ||||||||
Студент № 2 | За 15 с | |||||||
За 1 мин |
Таблица 2
Изменение АД (мм рт. ст.) в покое, при работе и в восстановительный период
Давление | Покой | Нагрузка | Восстановительный период (мин.) | |||||
Студент № 1 | Систолическое | |||||||
Диастолическое | ||||||||
Пульсовое | ||||||||
Студент № 2 | Систолическое | |||||||
Диастолическое | ||||||||
Пульсовое |
Таблица 3
Изменение ЧД в покое, при работе и в восстановительный период