Выполните следующие задания
I. Восприятие текста.
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите стиль речи.
3. Какие типы речи сочетаются в этом тексте? Какой основной тип речи?
4. Найдите тезис, его обоснование, вывод.
II. Анализ языковых единиц.
1. Найдите в тексте слово, суффикс которого придает слову лексическое значение «немножко, слегка». Приведите свои примеры слов с этим суффиксом. Какой частью речи являются эти слова?
2. Выпишите из текста сложные слова, объясните, как они образованы.
3. Укажите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова, в какой форме употребляются. Объясните их образование.
4. Расскажите, чем осложнены предложения в тексте.
Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.
Билет № 16
1. Составьте сложный план на тему «Основные функциональносмысловые типы речи».
Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться.
Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий.
(По В.Пескову.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста (докажите своё мнение).
6. Тип текста (докажите своё мнение).
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.
9. Произведите фонетический разбор слова конечно.
10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам:
12. Произведите морфологический разбор слова Орлово.
13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.
14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.
15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их.
16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.
Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.
Билет № 17
1. Составьте простой план на тему «Основные виды языковых норм современного русского литературного языка».
Комплексный анализ текста
Прочитайте текста, выполните задания.
1) Читая Пушкина, мы не можем не обратить внимание на чисто звуковую сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских стихах, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно, выразительностью самих звуков, составляющих слова.
2) Откуда у Пушкина это внимание к отдельным звукам в стихотворной строке? 3) Почему он, когда ему это нужно в художественных целях, так широко пользуется повторами того или иного звука? 4) Сам ли он изобрел этот способ делать свою поэтическую речь подчеркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения?
5) Нет, конечно. 6) Все это лежит в природе нашего родного русского языка... 7) Все приемы словесного мастерства, которыми теперь так щедро пользуются поэты, родились первоначально в народной среде, в устном безымянном творчестве. 8) Из народной среды этот прием звукового повтора перешел и в литературную речь. 9) Встречается он, конечно, и у Пушкина. 10) Следует заметить, что применяется он поэтом очень искусно.
(B.А. Рождественский. Читая Пушкина)
Задания
1. Передайте главный смысл текста одним сложным предложением.
2. К какому функциональному стилю относится текст? Обоснуйте свое мнение.
3. Какие виды связи встречаются в тексте? Подтвердите это примерами из текста.
4. Укажите, сколько мягких звуков в слове конечно.
5. Сделайте морфемный разбор всех глаголов во 2–6-м предложениях.
6. Укажите номер предложения, соответствующего следующей характеристике: вопросительное, сложное, сложноподчиненное с придаточным условия.
7. Выпишите все слова с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова».
8. Сделайте пунктуационный разбор. Объясните постановку знаков препинания в 1-м предложении. Составьте его схему.
9. Дайте аргументированный ответ на развернутый вопрос: «Какова роль в тексте вопросительных предложений, предложений с вводными словами?».
Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.
Комплексный анализ текста
Прочитайте текст, выполните задания.
1) В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. 2) Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя. 3) Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин прежде всего произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи и которые вступали в противоречивые отношения в разнообразных диалектологических и стилистических столкновениях и смешениях до начала XIX века. 4) Это были: а) церковнославянизмы, являвшиеся не только пережитком феодального языка, но и приспособлявшиеся к выражению сложных явлений и понятий в разных стилях в современной Пушкину литературной (в том числе и поэтической) речи; б) европеизмы (преимущественно во французском обличье) и в) элементы живой русской речи, широким потоком хлынувшие в стиль Пушкина с середины 20-х годов. 5) Правда, Пушкин несколько ограничил литературные права русского просторечия и простонародного языка, в особенности разных областных говоров и наречий, а также профессиональных диалектов и жаргонов, рассматривая их с точки зрения глубоко и своеобразно понимаемой им «исторической характерности» и «народности», подчинив их идеальному представлению об общепонятном языке «хорошего общества». 6) Однако «хорошее общество», по мнению Пушкина, не пугается ни «живой странности» простонародного слога, восходящего главным образом к крестьянскому языку, ни нагой простоты выражения, свободного от всякого «щегольства», от мещанской чопорности и провинциального жеманства. 7) Пушкин стремится к созданию демократического национально-литературного языка на основе синтеза книжной культуры литературного слова с живой русской речью, с формами народно-поэтического творчества.
(В.В. Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX веков. 1934 г.)
Задания
1. Что вы знаете об авторе данного текста? Напишите о нем, взяв за образец словарную статью энциклопедического словаря.
2. Подберите к тексту два заголовка, отражающих:
а) тему высказывания;
б) его основную мысль.
3. Укажите, какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте. Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.
4. Какие слова и словосочетания можно отнести к терминологическим? Выпишите их, дайте толкование.
5. Проведите фонетический разбор слова рассматривая.
6. Сделайте словообразовательный и морфемный разбор слова приспособлявшиеся.
7. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста?
8. Укажите предложения с вводными словами и оборотами. Определите их значение.
9. Укажите номера предложений с двумя и более рядами однородных членов. Постройте их схемы.