Водитель автобуса был оштрафован.
Механик не подготовил автобус к рейсу.
раздел 5 «логико-эпистемические аспекты аргументации. способы обоснования знания»
164. Какие рассуждения называют индуктивными
ведущие от общего к частному
Ведущие от истинных посылок как к истинным, так и к ложным заключениям
ведущие от истинных посылок к истинному заключению
ведущие от частного к общему
165. Аргументы – это высказывания
истинность которых не установлена
в которых утверждается истинность или ложность тезиса
Истинность которых уже установлена
166. Сопоставьте названия риторических фигур с их определениями
(1) предварение | (4) указание видов вместо рода, частей вместо целого |
(2) анафора | (1) формулировка возможных возражений оппонентов и самостоятельный ответ на них |
(3) уступка | (3) соглашение с противоположной позицией, чтобы более эффектно ее опровергнуть |
(4) разделение | (2) повторение звуков, слов, оборотов в начале нескольких предложений |
167. Какой метод установления причинно-следственных связей соответствует приведенным примерам:
(1) Изменяя интенсивность освещения растения мы можем наблюдать, что изменяется интенсивность зеленой окраски растения. Отсюда заключаем, что наличие освещения является либо причиной, либо необходимым условием, либо релевантно сопутствующим обстоятельством преобразования хлорофилла в растениях | (2) метод единственного различия |
(2) Затылочные доли полушарий мозга являются необходимыми условиями зрительного рефлекса. Это установлено рядом опытов на животных: при удалении затылочных долей обоих полушарий зрительный рефлекс исчезает | (1) метод сопутствующих изменений |
(3) Наблюдаемое движение Урана расходилось с вычисляемым, - оно то замедлялось, то ускорялось. Требовалось найти причину. Было известно какое количество нарушения обязано влиянию известных светил. Однако какому-то количеству нарушения требовалось найти причину. Нужно было предположить существование еще какой-то неизвестной планеты, принимающей участие в определении пути Урана. Такой планетой оказался Нептун | (3) метод остатков |
168. Определите, являются ли следующие умозаключения аналогией свойств, аналогией отношений или иными?
(1) С самого начала я был поражен сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин... . В некоторых отношениях поведение нервной системы очень близко к тому, что мы наблюдаем в вычислительных устройствах (Норберт Винер) | (2) аналогия свойств |
(2) Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет (Леонардо да Винчи) | (1) аналогия отношений |
(3) Даже животные "умозаключают" до некоторой степени путем аналогии. Так, битая собака боится каждой палки, и существует немного собак, которые не убегут, если вы сделаете вид, будто поднимаете камень, хотя бы на этом месте не было никакого камня (Джевонс) | (3) иное |
169. Какие выводы могут быть получены при помощи полной индукции?
Все биологические виды эволюционируют
Все войны приводят к гибели людей
Все студенты нашего университета занимаются спортом
Все злокачественные опухоли неизлечимы
170. Аргумент – это
пример из жизни
логическое рассуждение
Высказывание, посредством которого осуществляется обоснование другого высказывания
теоретический вывод
171. Парадокс – это
Утверждение, с истинностью которого трудно или невозможно определиться
непреднамеренная логическая ошибка, нарушение законов и правил логики
намеренная логическая ошибка
умозаключение с пропущенными посылками
172. Наиболее эффективно убедить человека можно при помощи
Слова
эмоционального воздействия
внушения
силы
173. Укажите, к каким элементам аргументации относятся следующие ошибки
(1) обращение к чувствам участвующих в дискуссии (споре) | (2) к демонстрации |
(2) отсутствие отношений логического следования между тезисом и аргументами | (3) к тезису |
(3) отход от обсуждаемого положения, его «потеря» или подмена | (1) к аргументам |
174. Определите, к какому типу правил аргументации относятся следующие
(1) в доказательстве не должно быть «круга» | (2) правило тезиса |
(2) обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения | (3) правило аргумента |
(3) доводы должны быть полностью или частично обоснованы | (1) правило демонстрации |
175. Как избежать ошибки «круг в доказательстве»?
не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов
продемонстрировать наименьшее число аргументов
выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается