Методы, средства и процессы диагностирования автомобилей
Методы диагностирования автомобилей характеризуются сущностью диагностических параметров. Они делятся на группы (рис.16) [10]:
измерения параметров эксплуатационных свойств автомобиля (динамичности, топливной экономичности, безопасности движения, влияния на окружающую среду);
измерения параметров процессов, сопровождающих функционирование автомобиля, его агрегатов и механизмов (вибрации, нагревы, шумы и др.);
измерения геометрических величин, непосредственно характеризующих техническое состояние механизмов автомобилей.
Если первая группа методов позволяет оценить работоспособность и эксплуатационные свойства автомобиля в целом, то вторая и третья группы методов дают возможность выявить конкретные причины неисправностей. Поэтому при диагностировании сначала применяют первую группу методов, осуществляя общее диагностирование, а затем применяют методы второй и третьей групп, конкретизируя техническое состояние автомобиля, т.е. осуществляя его локальное диагностирование.
Средства диагностирования представляют собой технические устройства, предназначенные для измерения диагностических параметров тем или иным методом. Они включают:
- устройства, задающие тестовый режим;
- датчики, воспринимающие диагностические параметры в виде, удобном для обработки или непосредственного использования;
- устройства для обработки сигнала (усиления, анализа, фильтрации), для постановки диагноза, индикации результатов, их хранения или передачи в органы управления;
Классификация средств диагностирования автомобилей приведена на рис.17
Процессы диагностирования включают:
- тестовое воздействие на объект;
- измерение диагностических параметров;
- обработку полученной информации;
- постановку диагноза.
Тестовое воздействие осуществляют путем естественного функционирования объекта на заданных силовых, скоростных и тепловых режимах или при помощи стендов, подкатных и переносных устройств. Параметры измеряют съемными и встроенными измерителями-преобразователями. Обработка информации заключается в преобразовании, усилении, анализе и фильтрации диагностических параметров как по виду, так и по величине (посредством пороговых устройств). Постановка диагноза в простейшем случае состоит из сравнения полученного сигнала с нормативным. В сложных случаях применяют логические устройства.
Группа измерения параметров Группа измерения параметров,
эксплуатационных свойств а/м сопровождающих работу а/м
|
|
|
|
Ходовые качества (боковые силы Тепловое состояние (температура
на управляемых колесах, сопротив- и скорость нагрева)
ления их вращению, уводу)
Влияние на окружающую среду Наличие примесей и состав картер-
(токсичность отработавших и ного масла и отработавших газов
картерных газов, шум, вибрации,
безопасность движения)
Диагностирование по геометрическим
параметрам (зазор, люфт, свободный
ход, соосность)
Рис.16. Группа методов диагностирования автомобилей
Средства диагностирования
Внешние Встроенные
Подвижные Стацио- Перенос- Датчики Устройства Средства
станции диаг- нарные ные при- и индика- централи- для обра-
ностирования стенды боры торы зованного ботки и
съема ин- выдачи
формации информа-
ции
Смешанные
Рис. 17. Классификация средств диагностирования автомобилей