Смысловая структура текста.

Язык как языковая система

Язык – естественно сложившаяся в человеческом обществе знаковая система, предназначенная в первую очередь для выполнения комплектных функций, т.е. для передачи информации от человека к человеку, от человека к группе и наоборот, а также от поколения к поколению.

Язык – знаковая система, используемая в социуме.

Функции:

1) Коммуникативная

2) Эмоционально-оценочная

3) Фактическая (общение ради общения)

4) Культурная (поэтическая)

5) Магическая (в молитвах)

6) Метаязыковая

Знак – это предмет (нечто материальное) заменяющий в процессе передачи информации тот предмет, о котором передается сообщение.

Любой знак имеет 2 стороны = план выражения (ПВ)/ план содержания (ПС), закрепленные на договоренной или эмоциональной основе.

Язык имеет иерархическую систему знаков.

Смысловая структура текста. - student2.ru Смысловая структура текста. - student2.ru Смысловая структура текста. - student2.ru Знаковая система.

Смысловая структура текста. - student2.ru Текстовая (текст)

Смысловая структура текста. - student2.ru Синтаксическая (СС,П)

Смысловая структура текста. - student2.ru Лексический (слово)

Смысловая структура текста. - student2.ru Морфологический ( морфология )
Фонетический (фонема)

В языке, знаки – это носители языковой информации – морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Внутреуровневые связи языковых единиц.

· Парадигматические – это связи на основе сходства или смежности (например: синонимы, антонимы, падежные формы).

· Систематические – это связи между единицами в линейном ряду.

o Фонема + фонема = морфема

o Морфема + морфема = слово

o Слово + слово = словосочетание (СС)

o СС + СС = предложение (П)

o П + П = текст.

Смысловая структура текста.

Смысловая структура текста – это его логичный каркас.

Основные элементы:

I. Главная мысль

II. Элементы общего содержания текста

a. Основные:

i. Основной констатирующий тезис (КТ).

ii. Развивающий тезис (РТ).

iii. Аналитическая оценка ситуации (АОС).

b. Второстепенные:

i. Иллюстрации к тезисам.

ii. Общий фон к цели сообщения.

Главная мысль (ГМ) = ПР + ОАП (простое двухсловное предложение)

О чем? = предмет речи (слово, реже СС)

Что главное о предмете речи (ПР) = Основной аналитический признак (ОАП).

Курс «русского языка» необходим (нужен).

КТ1 (несколько) = ОАП = новая информация1 (СПП – сложное простое предложение)

КТ1 к ГМ = необходим, т.к. учит общаться.

РТ1 = КТ1 + новая информация 1 (СПП)

РТ1 к КТ1 = учит общаться, т.к. учит грамматично писать текст.

АОС (всегда в конце текста) – раскрывает значение или следствия ситуации рассмотренной в тексте (форм в виде предложения).

В качестве иллюстрации используются: цитаты, эпизоды, цифры.

Фон всегда в начале текста (может и не быть).

Логическая схема текста – это совокупность ГМ, тезисов и АОС.
Логическая схема текста = ГМ + тезис + АОС

Типы логической схемы текста
Событийный В центре события (т.к.; потому что) Описательный Предмет или явления описывающая (как то:… ) Обобщающий Проблемы или закономерность (т.к.; потому что, поэтому)
Типы композиций текста в зависимости от подачи ГМ
Прямая (ГМ в начале) Инверсионная (ГМ в конце)
Способы подачи элементов
Эксплицитный (явная подача) Имплицитный (скрытая)

Смысл, строения текста зависит от стиля

Литературный язык – это часть национального языка.

Признаки:

· Нормированность

· Функциональная дифференциация (ф.с. – наиболее крупные исторически сложные разновидности литературного языка, предназначенного для использования в разных сферах в разных жиз. Общ.)

· Кодифицированность

· Устная и письменная формы речи

Разновидности национального языка:

· Диалекты

· Просторечия

· Социолекты (жаргон; молодежный; проф. Арго)

· Литературный

ГМ = ПР + АП
ПР = ( о чем?)СМИ

ОАП = (что в ПР?) манипулирует общественным мнением.

ГМ = СМИ манипулирует общественным мнением.

Фона нет.

КТ1 = ОАП + новая информация 1

КТ1 к ГМ = манипулируют общественным мнением, т.к. управляет массовым сознанием.

РТ1 = КТ1 + новая информация 1

РТ 1 к КТ1 = управляет массовым сознанием т.к. создают мифы.

Иллюстрация к КТ1 = воздействие ТВ на массовое сознание по исследованиям Маршала Маклюэна.

КТ2 к ГМ = ОАП + н.и.2

КТ2 к ГМ = манипулирует общественным мнением т.к. тоталитарны по своей природе.

КТ3 к ГМ = ОАП + н.и.3

КТ3 к ГМ = манипулирует общественным мнением т.к. предлагают выгодную владельцам интерпретацию действительности.

Илл к КТ3 = Механизм навязывания интерптитации.

КТ4 к ГМ = ОАП + н.и.4

КТ4 К ГМ = манипулирует общественным мнением, т.к. изменяют представления о реальност.

РТ1 к КТ4 = изменяют представления о реальности, поэтому оказывают информационное воздействие.

Илл к КТ4 = предвыборная компания, образ Примакова.

АОС = В России борьба за власть сопровождается борьбой за контроль над СМИ.

Лексикология.

Структура лексического значения.

Лексическое значение (ЛЗ) – содержание слова, отображение некоторого явления действительности, закрепленного за звуковой и грамматической формой. Это индивидуальное значение слова (ср. грамматическое значение) ЛЗ отражено в толковых словарях.

Структура ЛЗ :

1) Предметная соотнесенность (денотат) – это связь звукового (буквенного) комплекса с фрагментом действительности (предметом или явлением – денотатом). Денотат слова – объекты действительности, которые могут именоваться данной единицей (например: красный – связан с определенным цветом и с каждой разновидностью этого цвета).

2) Понятийное содержание (сигнификат) – мысленная модель, в которой отражается информация о денотате в виде набора определенных признаков. Совокупность существенных признаков отражаемого явления – понятие.

3) Коннотации

4) Структурная значимость

Понятие состоит из сем. Понятийное содержание

Сема – минимальная единица значения, отражающая в виде слова или словосочетания признак понятия.

Сема иерархически организованны.

- Грамматическая (категориально-грамматическая) сема (ГС)

- Лексико-грамматическая сема (ЛГС)

- Интегральная сема (ИС)

- Дифференциальные семы (ДС)

- Потенциальная сему (ПС)

Интегральные и дифференциальные семы обозначают признаки только данному понятию.

Интегральная сема – это сема соответствующая родовому признаку (например: стол – родовой признак: предмет мебели).

Дифференциальная сема – это сема соответствующая видовому признаку. (например: кастрюля – металлическая, предназначенная для варки пищи).

Грамматическая сема – это сема отражает грамматическую природу слова: принадлежность к части речи и грамматические признаки ( например: кастрюля – предмет, красный – признак, читать – действие.)

Лексико-грамматические семы – постоянно отображают понятия (например: кастрюля – ЛГС1 «нарицательно», ЛГС2 – «неодушевлённое», ЛГС3 – «конкретное»)

Потенциальная семы – это семы, которые проявляются в значении слова в условиях конкретной речевой реализации. Важно, что при этом их нет в том значении, которое зафиксировано в словаре (например: кофе – кофейный цвет, кофейный аромат).

Пример: Кастрюля – металлическая посуда предназначенная для варки пищи (С О Ш г. 2005: 269)

КС – «предмет»

ЛГС1 – «нарицательное»

ЛГС2 – «неодушевлённое»

ЛГС3 – «конкретное»

ИС – «посуда»

ДС1 – «металлическая»

ДС2 – «предназначенная для варки пищи»

Коннотация – дополнительные сопутствующие понятийному содержанию смыслы. Они выражают отношения субъекта речи к обозначаемому денотату или к слову. Важно! Что у слова есть коннотация, если есть соответствующая помета в словаре. (Книжная, просторечная и т.д.)

1) Стилистическая – это закрепленность лексической единицы за определенным функциональным стилем, на что указывают стилистические пометы. Например: разг; книж; прост.

2) Оценочная – это эмоциональная оценка именуемого предмета, который может передаваться словом наряду с названием явлений, на что указывают оценочные пометы. Например: презрительная, неодобрительные, шутливая и т.д.

3) Историческая – это коннотация, связанная с временной перспективой слова, на что указывают исторические пометы. Например: устаревшая (уста).

Структурная значимость слова – место слова в лексической системе языка.

1) Парадигматические связи слов – это связи слов на основе сходства признаков.

2) Синтагматические связи слов -это сочетаемость слов друг с другом в линейном ряду и по ним выделяется 4 типа ЛЗ слов:

· Свободное – это значение, при котором связи слова с другими словами ограниченны только предметно логически, объективным положением дел: читаю книгу, интересная книга, книга в библиотеке.

· Конструктивно обусловленное – это значение, при котором на связь слова с другими словами накладываются грамматические требования : коснуться чего? (гл .+ сущ./мест. в Р.п.) (Глагол с сильным управлением (глагол, который требует определенной синтаксической формы.))

· Фразеологический связанное – это значение, при котором связи с другими словами в П или СС ограничены языковой или культурно исторической традицией (*количественное ограничение на СС): выпучить глаза, возлагать надежду.

· Синтаксически обусловленное – это оценочное или метафорическое ЛЗ, которые проявляются, как правило, в двух синтаксических позициях: обращения и привязочной части составного именного сказуемого. Ну ты и лиса!

Наши рекомендации