Смысловая структура текста.
Язык как языковая система
Язык – естественно сложившаяся в человеческом обществе знаковая система, предназначенная в первую очередь для выполнения комплектных функций, т.е. для передачи информации от человека к человеку, от человека к группе и наоборот, а также от поколения к поколению.
Язык – знаковая система, используемая в социуме.
Функции:
1) Коммуникативная
2) Эмоционально-оценочная
3) Фактическая (общение ради общения)
4) Культурная (поэтическая)
5) Магическая (в молитвах)
6) Метаязыковая
Знак – это предмет (нечто материальное) заменяющий в процессе передачи информации тот предмет, о котором передается сообщение.
Любой знак имеет 2 стороны = план выражения (ПВ)/ план содержания (ПС), закрепленные на договоренной или эмоциональной основе.
Язык имеет иерархическую систему знаков.
Знаковая система.
Текстовая (текст)
Синтаксическая (СС,П)
Лексический (слово)
Морфологический ( морфология )
Фонетический (фонема)
В языке, знаки – это носители языковой информации – морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.
Внутреуровневые связи языковых единиц.
· Парадигматические – это связи на основе сходства или смежности (например: синонимы, антонимы, падежные формы).
· Систематические – это связи между единицами в линейном ряду.
o Фонема + фонема = морфема
o Морфема + морфема = слово
o Слово + слово = словосочетание (СС)
o СС + СС = предложение (П)
o П + П = текст.
Смысловая структура текста.
Смысловая структура текста – это его логичный каркас.
Основные элементы:
I. Главная мысль
II. Элементы общего содержания текста
a. Основные:
i. Основной констатирующий тезис (КТ).
ii. Развивающий тезис (РТ).
iii. Аналитическая оценка ситуации (АОС).
b. Второстепенные:
i. Иллюстрации к тезисам.
ii. Общий фон к цели сообщения.
Главная мысль (ГМ) = ПР + ОАП (простое двухсловное предложение)
О чем? = предмет речи (слово, реже СС)
Что главное о предмете речи (ПР) = Основной аналитический признак (ОАП).
Курс «русского языка» необходим (нужен).
КТ1 (несколько) = ОАП = новая информация1 (СПП – сложное простое предложение)
КТ1 к ГМ = необходим, т.к. учит общаться.
РТ1 = КТ1 + новая информация 1 (СПП)
РТ1 к КТ1 = учит общаться, т.к. учит грамматично писать текст.
АОС (всегда в конце текста) – раскрывает значение или следствия ситуации рассмотренной в тексте (форм в виде предложения).
В качестве иллюстрации используются: цитаты, эпизоды, цифры.
Фон всегда в начале текста (может и не быть).
Логическая схема текста – это совокупность ГМ, тезисов и АОС.
Логическая схема текста = ГМ + тезис + АОС
Типы логической схемы текста | ||
Событийный В центре события (т.к.; потому что) | Описательный Предмет или явления описывающая (как то:… ) | Обобщающий Проблемы или закономерность (т.к.; потому что, поэтому) |
Типы композиций текста в зависимости от подачи ГМ | |
Прямая (ГМ в начале) | Инверсионная (ГМ в конце) |
Способы подачи элементов | |
Эксплицитный (явная подача) | Имплицитный (скрытая) |
Смысл, строения текста зависит от стиля
Литературный язык – это часть национального языка.
Признаки:
· Нормированность
· Функциональная дифференциация (ф.с. – наиболее крупные исторически сложные разновидности литературного языка, предназначенного для использования в разных сферах в разных жиз. Общ.)
· Кодифицированность
· Устная и письменная формы речи
Разновидности национального языка:
· Диалекты
· Просторечия
· Социолекты (жаргон; молодежный; проф. Арго)
· Литературный
ГМ = ПР + АП
ПР = ( о чем?)СМИ
ОАП = (что в ПР?) манипулирует общественным мнением.
ГМ = СМИ манипулирует общественным мнением.
Фона нет.
КТ1 = ОАП + новая информация 1
КТ1 к ГМ = манипулируют общественным мнением, т.к. управляет массовым сознанием.
РТ1 = КТ1 + новая информация 1
РТ 1 к КТ1 = управляет массовым сознанием т.к. создают мифы.
Иллюстрация к КТ1 = воздействие ТВ на массовое сознание по исследованиям Маршала Маклюэна.
КТ2 к ГМ = ОАП + н.и.2
КТ2 к ГМ = манипулирует общественным мнением т.к. тоталитарны по своей природе.
КТ3 к ГМ = ОАП + н.и.3
КТ3 к ГМ = манипулирует общественным мнением т.к. предлагают выгодную владельцам интерпретацию действительности.
Илл к КТ3 = Механизм навязывания интерптитации.
КТ4 к ГМ = ОАП + н.и.4
КТ4 К ГМ = манипулирует общественным мнением, т.к. изменяют представления о реальност.
РТ1 к КТ4 = изменяют представления о реальности, поэтому оказывают информационное воздействие.
Илл к КТ4 = предвыборная компания, образ Примакова.
АОС = В России борьба за власть сопровождается борьбой за контроль над СМИ.
Лексикология.
Структура лексического значения.
Лексическое значение (ЛЗ) – содержание слова, отображение некоторого явления действительности, закрепленного за звуковой и грамматической формой. Это индивидуальное значение слова (ср. грамматическое значение) ЛЗ отражено в толковых словарях.
Структура ЛЗ :
1) Предметная соотнесенность (денотат) – это связь звукового (буквенного) комплекса с фрагментом действительности (предметом или явлением – денотатом). Денотат слова – объекты действительности, которые могут именоваться данной единицей (например: красный – связан с определенным цветом и с каждой разновидностью этого цвета).
2) Понятийное содержание (сигнификат) – мысленная модель, в которой отражается информация о денотате в виде набора определенных признаков. Совокупность существенных признаков отражаемого явления – понятие.
3) Коннотации
4) Структурная значимость
Понятие состоит из сем. Понятийное содержание
Сема – минимальная единица значения, отражающая в виде слова или словосочетания признак понятия.
Сема иерархически организованны.
- Грамматическая (категориально-грамматическая) сема (ГС)
- Лексико-грамматическая сема (ЛГС)
- Интегральная сема (ИС)
- Дифференциальные семы (ДС)
- Потенциальная сему (ПС)
Интегральные и дифференциальные семы обозначают признаки только данному понятию.
Интегральная сема – это сема соответствующая родовому признаку (например: стол – родовой признак: предмет мебели).
Дифференциальная сема – это сема соответствующая видовому признаку. (например: кастрюля – металлическая, предназначенная для варки пищи).
Грамматическая сема – это сема отражает грамматическую природу слова: принадлежность к части речи и грамматические признаки ( например: кастрюля – предмет, красный – признак, читать – действие.)
Лексико-грамматические семы – постоянно отображают понятия (например: кастрюля – ЛГС1 «нарицательно», ЛГС2 – «неодушевлённое», ЛГС3 – «конкретное»)
Потенциальная семы – это семы, которые проявляются в значении слова в условиях конкретной речевой реализации. Важно, что при этом их нет в том значении, которое зафиксировано в словаре (например: кофе – кофейный цвет, кофейный аромат).
Пример: Кастрюля – металлическая посуда предназначенная для варки пищи (С О Ш г. 2005: 269)
КС – «предмет»
ЛГС1 – «нарицательное»
ЛГС2 – «неодушевлённое»
ЛГС3 – «конкретное»
ИС – «посуда»
ДС1 – «металлическая»
ДС2 – «предназначенная для варки пищи»
Коннотация – дополнительные сопутствующие понятийному содержанию смыслы. Они выражают отношения субъекта речи к обозначаемому денотату или к слову. Важно! Что у слова есть коннотация, если есть соответствующая помета в словаре. (Книжная, просторечная и т.д.)
1) Стилистическая – это закрепленность лексической единицы за определенным функциональным стилем, на что указывают стилистические пометы. Например: разг; книж; прост.
2) Оценочная – это эмоциональная оценка именуемого предмета, который может передаваться словом наряду с названием явлений, на что указывают оценочные пометы. Например: презрительная, неодобрительные, шутливая и т.д.
3) Историческая – это коннотация, связанная с временной перспективой слова, на что указывают исторические пометы. Например: устаревшая (уста).
Структурная значимость слова – место слова в лексической системе языка.
1) Парадигматические связи слов – это связи слов на основе сходства признаков.
2) Синтагматические связи слов -это сочетаемость слов друг с другом в линейном ряду и по ним выделяется 4 типа ЛЗ слов:
· Свободное – это значение, при котором связи слова с другими словами ограниченны только предметно логически, объективным положением дел: читаю книгу, интересная книга, книга в библиотеке.
· Конструктивно обусловленное – это значение, при котором на связь слова с другими словами накладываются грамматические требования : коснуться чего? (гл .+ сущ./мест. в Р.п.) (Глагол с сильным управлением (глагол, который требует определенной синтаксической формы.))
· Фразеологический связанное – это значение, при котором связи с другими словами в П или СС ограничены языковой или культурно исторической традицией (*количественное ограничение на СС): выпучить глаза, возлагать надежду.
· Синтаксически обусловленное – это оценочное или метафорическое ЛЗ, которые проявляются, как правило, в двух синтаксических позициях: обращения и привязочной части составного именного сказуемого. Ну ты и лиса!