Вставьте пропущенные буквы.
Промышленность разв…вается, флаги разв…ваются, соблюдать ч…стоту, ч…тота радиоволн, прож…вать хлеб, прож…вать по адресу, скр…пить подписью, скр…петь на морозе, разр…дить атмосферу, разр…дить посевы.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Б…тон, б…дон, вин…грет, в…нтилятор, прив…легия, комп…стировать, электр…фицировать, эст…када, б…чевка, ижд…вение, нав…ждение, щ…вель.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни с чередующимися гласными.
1. Он весь съежился от прик…сновения. 2. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик….саясь мордочкой до кушанья. 3. Румяной з…рею покрылся восток. 4. З…рька, так звали корову из моего детства, что часто любила гоняться за детворой. 5. Пром… кательная бумага. Посевы весной вым…кают. Вым…кнуть под дождем.
Просклоняйте числительные.
485, 24, 2016, 2759328.
Вставьте пропущенные буквы и употребите в словосочетаниях или предложениях приведенные ниже слова.
Образец: съемка –съемка фильма.
1. Безлюд…е, бур…ян, б…ющий (ся), в..езд, в…юга, в…юнок, в..ющийся, гнездов…е, д…явол, д…ячок, жив…е, здров…е, из…еденный, из…ездить, из…ян, из..ятие, кочев…е, меж..ярусный.
2. Об…ездчик, об…емный, об…явленный, под…езд, п…еса, пред…явитель, раз…яснение, р...яный, с...еденный, с…ежиться, с…язвить, ш..ющий.
Спишите слова, вставляя, где нужно пропущенные буквы, составьте предложения, в которые входили бы эти слова.
1. Ил..люзия. им…тация, им…унитет, к…пелла, к…питуляция, ка…лиция, к…мпактный, ж…р, из…ляция, ил...юминатор, им ...грант, имп…зантный, импре…арио.
2. Импрес…онизм, инкас…атор, ин…крустация, интр...дукция, ип…о хондрия, ип…одром, ир… ациональный. ир…игация, к..лиграфия, к…пил…ярность, карб…нарий. кла...ицизм, клер…кал, кол…едж, ко…лектор, кол…оквиум, кол…ония.
Сопоставьте произношение приводимых ниже попарно слов. Подчеркните сочетания с неповторяющимися согласными.
Високосный –бескостный, вкусный – устный, ежечасный – несчастный, живописный – ненавистный, испанский – исландский, колосник – тростник, мавританский – голландский, магометанский – дилетантский, разный – праздный, ровесник – вестник, словесный – безвестный, трусливый – счастливый, телесный – прелестный, шампанский–шотландский.
Перепишите слова, вместо точек вставляя, где нужно, недостающие буквы.
Безлис…ный, грус...ный, двухос…ный, доблес…ный, жизнерадос…ный, закулис…ный, злос…ный, капус…ный, мелкопомес...ный, многомес…ный, неизвес…ный, ненас…ный, непричас…ный, неумес…ный, окрес…ный, опас..ный, победонос…ный, поверхнос…ный, пос…ный, сладос…ный, словес…но, совмес…ный, чес…ный, чу…ственный.
Укажите, сколько звуков в каждом из приводимых ниже слов.
Безмолвствовать, горестный, здравствовать, ненавистник, окрестность, пастбище, перекрестный, подвластный, свистнуть, хлестнуть, хрустнуть, чувствовать, шестнадцать, яростный.
Переведите данные ниже предложения на русский язык. Объясните разницу в употреблении существительных в украинском и русском языках.
1.Шановний Петре Івановичу, запрошуємо на конференцію молодих вчених. 2. Група молодих дослідників піклувалася історією нашого славетного краю. 3. Писати про людей нашого міста. 4. Звертатися до друзів за допомогою. 5. Як відомо, ми дуже зацікавлені у верстатах марки Ш-10, тому просимо терміново надіслати їх креслення і докладний опис.
ТЕМА 2
Общее понятие и категории стилистики
Стиль языка и стиль речи.
Определение понятий «стиль языка» и «стиль речи».
Стилистическая окраска слова. Функциональные стили языка. Общая характеристика отличительных черт научного и делового стиля.
Задание 1. Прочитайте текст «Стиль языка и стиль речи». Сжато запишите основную информацию.
Чтобы правильно, грамотно общаться в обществе, быть хорошим специалистом, нужно не только в совершенстве знать свою профессию, но и уметь выбрать наиболее точные и понятные языковые средства, убедив собеседника в правильности своих суждений. Этому учит такая дисциплина, как стилистика.
Немного из истории
Слово «стилистика» в переводе с латинского означает «палка с заостренным концом», которой писали на доске, покрытой воском. Писать было трудно, для правильности и точности выражения мыслей приходилось не раз стирать начертания букв, изменять зрительный образ написанного.
Таким образом, искусство пользоваться палочкой «стилом» стало восприниматься как показатель словесного мастерства, совершенства словесной культуры. С течением времени умение хорошо говорить и писать, то есть добиваться соответствия мысли и формы ее выражения, превратилось в науку – учение о формах наилучшего употребления языка в различных видах речевой деятельности, различных сферах обучения – стилистику.
В языкознании нет общепринятого определения стиль. Это слово используется в различных сферах.
Это связано с тем, что становление и формирование стилистики как науки развивалось в различных направлениях. Но мы будем понимать стилистику –как науку о средствах речевой выразительности и закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целее, ситуации и сферы общения. Выделяются, прежде всего, такие типовые и социально значимые сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая, бытовая.
Что изучает стилистика?
Она изучает выразительные возможности языка, определяет закономерности функционирования языковых средств в различных речевых разновидностях, которые образуются под воздействием внелингвистическихфакторов.
Таким образом, стилистика языка изучает стилистические ресурсы всех языковых уровней лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, такие понятия, как синонимы (лексические, грамматические, морфологические и синтаксических), их стилистическую окраску. Стилистика речи изучает выразительные возможности языка в различных аспектах речевой деятельности (научной, деловой, официальной, бытовой) в устной и письменной форме.
Ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете слово стилистика?
2. Что изучает стилистка языка?
3. Предмет изучения стилистики речи?
4. Как вы понимаете «музыкальный стиль», «молодежный стиль», «стиль одежды», «стиль поведения»?
Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте письменно и устно на вопросы.
Культура речи, ее выразительность связаны со стилистической окраской слова.Первое, что необходимо отметить, рассматривая содержание названого понятия – это его сложный характер. Понятие стилистическая окраска обычно связывается с закрепленностью слова за определенной сферой общения и с эмоционально-экспресивными качествами слова, то есть его способностью не только называть явления, но и выражать отношение к предмету мысли.
В современном русском литературном языке по сфере употребления различается:
1. Лексика межстилевая, то есть, которая употребляется всеми и в любых условиях: умный, сидеть, писать, работать, завтра.
2. Лексика книжно-письменная, которая употребляется в основном в книжных стилях: астения, исходящий, вольтметр, наниматель, адекватный.
3. Лексика устной речи. Это слова, присущие разговорно-бытовой речи. К лексике устной речи относятся слова: разговорные, профессионализмы, диалектизмы: болтать, дружок, парнишка, дружочек, черное золото (нефть), инженерá, провалиться на экзамене.
По отношению к говорящему, пишущему субъекту к выраженной им мысли различают эмоционально-экспресивную лексику.
В составе эмоционально-экспресивной лексики выделяют:
1. Слова нейтральные, лишенные стилистической окраски: хорошо, плохо, главный, умный, храбрый, совершенство, низость и другие.
2. Слова, выражающие положительную оценку действия:
- в книжно-пиьменной лексике – так называемые высокие слова, которые придают речи торжественность – отчизна, свершение, чаяния;
- в лексике устной речи разговорные слова, как то: малыш, девчурка, доченька;
- просторечные – парниша;
- диалектные– сладкий (хороший, приятный, любимый), ребенок, кокнуть (убить).
3. Слова, выражающие отрицательную оценку явления:
- в книжно-письменной лексике их еще называют неодобрительными – упрощенчество, фамильярность, красивость и др.
- в лексике устной многие разговорные и просторечные слова, выражающие иронию, насмешку, пренебрежение: домишко, рыбешка, деваха, веселушка.
Ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете выражение «стилистическая окраска слова»?
2. По какому принципу различают стилистическую окраску слова?
3. Какие типы лексики выделяют по сфере употребления?
4. Назовите группы слов, которые различают в эмоционально-экспресивной лексике?
Упражнения
1. Укажите особенности словообразования и происхождения «книжных» слов. Оцените степень употребительности этих слов.
1.Вышеупомянутый, вышеуказанный, вышеназванный; доброжелательный, добросердечный, добродетельный; злонравный, злопыхательский; самовоспитание, самовнушение, самоотречение; умозаключение, правонарушение, градостроение, местожительство, общеизвестность .
2. Аргументировать, дискутировать, констатировать, лимитировать, реагировать, стимулировать, пропагандировать, прокламировать, утрировать.
3. Попрание, забвение, сострадание, соизволение, раскрепощение, стимулирование, позирование, лимитирование.
4. Наиавторитетнейший, наикрупнейший, наиталантливейший
2.Сгруппируйте приведённые слова по типу стилевой окраски (книжные нейтральные, разговорные). За справками обращайтесь к толковым или двуязычным словарям.
рукоплескать - хлопать, беспорядок - каша, эрудит - учёный (в значении существительного), хочется - охота, хороший - славный, холодный – студёный, мальчик - парнишка, знамя - стяг, создатель - творец.
3. Выделите слова, имеющие положительную эмоционально-экспрессивную окраску, придумайте с ними предложения.
дружочек, стакан, карандашик, тетрадь, сестричка, тётенька, дяденька, стол, денек, книга, мамочка, братик, рубашечка, лист, костюмчик, чашечка папочка, журнальчик.