Для учителя
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособие «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Кур: лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
5. Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.
6. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
7. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
8. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.-М.: Просвещение, 1994.
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
10. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Дидактические материалы к лекциям по теме «Формы и виды контроля на уроках русского языка в 11 классе». - М.: АПК и ПРО, 2002.
11. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово PC», 2004.
12. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. -Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
13. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
14. Служевская Т.П. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. - СПб: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.
15. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
16. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
17. Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - PC», 2003.
18. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
19. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
20. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. -М.: Дрофа, 2006.
21. Меркин Г.С, Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово-PC», 2005.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
План | Факт i | ||||||||||||||||
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 час) | |||||||||||||||||
Литературный язык и язык художественной литературы | Урок усвоения новых знаний | Литературный язык и язык художественной литературы | Понимать, что литературный язык -это исторически сложившаяся высшая (образцовая) форма национального языка, язык общенародной культуры, язык нормированный, литературный язык полифункционален, используется во всех сферах общения, понимать, как соотносятся между собой понятия «язык художественной литературы» и «литературный язык» | Анализ текстов, литературная их обработка | Составить небольшой текст, опираясь на одно из высказываний: «Самая великая сила на Земле - мысль человеческая» (Ф. Абрамов), «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли» (Л.Н.Толстой) | ||||||||||||
РАЗДЕЛ II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ(5 часов) | |||||||||||||||||
2, | Научный стиль, сферы его использования, назначение | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Научный стиль, сферы его использования, назначение | Понимать цель высказывания научного стиля (передача научной информации), сферу применения в устной (доклад, лекция, научное сообщение) и письменной (учебники, словари, научные книги, энциклопедии) речи, уметь анализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей | Анализ текстов научного стиля. Упр. 384 (учебник Власенкова А.И.), прочитать отрывок из статьи Д. С. Лихачева, сделать вывод об особенностях научного стиля речи | Упр. 369, прочитать текст, определить его стиль, все слова распределить на 3 группы: общеупотребительные, общенаучные, специальные | |||||||||||
3. | Основные признаки научного стиля | Урок усвоения новых знаний | Основные признаки научного стиля | Знать основные признаки научного стиля речи: логичность изложения, точность, строгая аргументированность, отвлеченность и обобщен- | Стр. 220-223, 229-230, 236, 242, 244 (учебник Власенкова А.И.), прочитать ознакомитель- | Упр. 354, ознакомиться со структурой любого энциклопе- | |||||||||||
1 .: | ность, объективность, языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические), уметь анализировать тексты научного стиля и создавать собственные тексты в научном стиле, использовать языковые средства, соблюдать нормы языка | ным чтением, составить сложный план теоретического материала, сопоставить его со схемой (упр. 381, стр. 246). Доказать, что прочитанные вами тексты можно отнести к научному стилю речи. Упр. 342, прочитать изучающим чтением, составить тезисы на основе отрывков из статьи С. И. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов», определить стиль речи, указать его признаки, выписать слова-термины, группируя их в зависимости от области научных знаний | дического словаря. Ответить на вопрос: какие данные содержатся в словарной статье, кроме информации о значении термина? Упр. 370, прочитать тексты, определить, к какому стилю и типу речи они относятся | ||||||||||||||
4. | Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного под-стиля речи. Научно-популярные книги на русском языке как разновидности на- | Урок усвоения новых знаний | Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля речи. Научно-популярные книги на русском языке как разновидности научного стиля речи | Знать разновидности научного стиля (собственно научный, научно-популярный, научно-учебный), понимать отличия научно-популярного подстиля речи от научного, его специфику, уметь анализировать тексты научно-популярного подстиля, составлять план, конспект прослушанного или прочитанного отрывка из научно-популярной книги о русском языке, использовать языковые средства научно-популярного подстиля | Упр. 343 (учебник Вла-сенкова А. И.), проанализировать небольшой текст из учебника по физике или химии (объем - 1 страница), выявить в нем признаки научного стиля, составить план. Упр. 348, определить, к какой разновидности научного стиля относится текст. Подтвердить свой вывод, сгруппировать имеющиеся в текстах термины по предметным признакам | Упр. 199 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), прочитать текст Н. М. Шанского, доказать его принадлежность к научно-популярному стилю. Записать 2-ой абзац, объяснить знаки препинания. Подготовить устное сообщение с опорой на высказывание ученого Степа- | |||||||||||
■ ' | учного стиля речи | - | нова а. м.«специфика языка научно-популярной литературы заключается в том, что любое научное понятие, обозначаемое термином, непременно вовлекается в цепь житейских ситуаций, подчиняясь таким образом центральной проблеме научно-популярного стиля - проблеме читателя». | ||||||||||||||
5. | Основные жанры научного стиля. Словарная статья как разновидность текста научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации | Комбинированный урок | Основные жанры научного стиля. Словарная статья как разновидность текста научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации | Знать основные жанры научного стиля, характеризовать их композиционные особенности, конспектировать и составлять план учебной статьи, учебника, учебного пособия, лингвистических книг для учащихся, уметь рационально работать со словарями в поисках необходимой информации по значению, происхождению, написанию, морфемному строению слов, этимологии и стилистическому употреблению в речи; пользоваться справочной литературой при подготовке устных сообщений, докладов, рефератов | Прочитать словарную статью Е. А. Земской «Окказионализмы» из энциклопедического Словаря юного филолога. Выяснить, отвечает ли она требованиям, предъявляемым к научно-популярным текстам. Составить аннотацию к этой статье | Написать рецензию на научно-популярную книгу о языке, культуре речи, стилистике. Упр. 377, выписать из научно-популярных журналов, газет 10-15 новых терминов, относящихся к различным областям науки и техники, составить с ними словосочетания | - | ||||||||||
6. | Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля | Использовать языковые средства научного стиля в собственных высказываниях в письменной форме, выделять цитаты знаками препинания разными способами, использовать в устном сообщении специальные языковые средства эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подбор интересного иллюстративного материала, стилистические фигуры речи: обращения, инверсия, анафора и т.п.), а также языковые средства, подчеркивающие логичность, связность изложения | Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему «Многофункциональность запятой, тире, двоеточия», «Интонация и выбор знака препинания», «Лексические и фразеологические нормы русского языка», «Разноместность и подвижность русского ударения», «Фонетический принцип орфографии» | Оформить устное (письменное) сообщение на лингвистическую тему | |||||||||||
РАЗДЕЛ III. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ (15 часов) | |||||||||||||||||
7. | Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение, основные признаки | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение, основные признаки | Знать основные стилевые черты официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандар-тизованность, стереотипность построения текста, предписывающий характер деловых документов; языковые (лексические, морфологические, синтаксические) признаки, уметь опознавать тексты официально-делового стиля, анализировать их с точки зрения языковых и стилевых особенностей, использовать при создании собственных текстов устойчивые сочетания, отыменные предложения, особую лексику (официальную, канцеляризмы), числительные, | Прочитать ознакомительным чтением теоретический материал на стр. 313-314 (учебник Власенкова А.И.), сформулировать вопросы, на которые можно найти ответ в данном тексте. Упр. 457, отметить признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции РФ | Упр. 461, распределить слова и словосочетания по группам: 1) имеющие официально-деловую окраску; 2) входящие в лексику всех книжных стилей; 3) не употребляющиеся в официально-деловом стиле. Упр. 462, дать толкование | |||||||||||
L 2 | |||||||||||||||||
повествовательные предложения, прямой порядок слов | слов, найти по определению соответствующий термин | ||||||||||||||||
8. | Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа | Знать форму и структуру деловых документов, требования, предъявляемые к ним, обязательные реквизиты, составлять деловые документы, используя языковые средства, характерные для официально-делового стиля | Стр. 317-319 (учебник Власенкова А. И.), прочитать, упр. 463, написать заявление в приемную комиссию вуза (СУЗа); упр. 468, составить несколько деловых бумаг с опорой на схему (заявление, заявка, доверенность) | Упр. 470, с опорой на схему составить документы: расписку, объяснительную записку. Упр. 468, составить документ от имени дирекции школы заведующему библиотекой с просьбой разрешить пользоваться фондами отдела редких книг. Определить, как будет называться документ, проанализировать языковые и грамматические средства текста | |||||||||||
9. | Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Осо- | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Особенности речевого этикета в | Владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях делового общения, анализировать фрагменты текстов разных жанров официально-делового стиля, моделировать ситуацию речевого общения в рамках основных жанров официально-делового стиля, избегать неоправданного и не-уместного употребления канцеляризмов, штампов в разговорной речи | Прочитать фрагмент из романа И. А. Гончарова «Обломов» (гл. 8, от слов «Илья Ильич сел к столу и быстро вывел: «Милостивый государь» до слов «Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол»). Назвать жанр деловой бумаги, над которой трудился Обломов. Соста- | Герою гоголевской шинели Акакию Акакиевичу Башмачки-ну поручили однажды из одного документа сделать другой. О какой переделке документа идет речь? Как при этом меняется | |||||||||||
бенности речевого этикета в официально-деловой сфере общения | официально-деловой сфере общения | вить и записать деловое письмо хозяину квартиры от имени 06-ломова. Познакомиться с рекомендациями по использованию телефона в современной жизни. Ответить на вопрос: к какому стилю можно отнести текст самих рекомендаций? Сделать вывод: в каких случаях можно столкнуться с текстами официально-делового стиля в устной речи? Записать отличительные особенности делового разговора по телефону. Оформить текст в виде памятки | его жанр? Превратить жалобу в служебную записку. Составить убедительное резюме, благодаря которому руководство фирмы примет вас на престижную работу (образец резюме найти в Интернете) | ||||||||||||||
10. | Публицистический стиль, сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Публицистический стиль, сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля | Понимать цель публицистического высказывания (информирование с одновременным воздействием на слушателя или читателя), сферы применения (общественно-экономические, политические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность, эмоциональная оценочность, призыв-ность), языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические); уметь анализировать тексты публицистического стиля | Ответить на вопрос: в чем сходство и различие публицистического и научного стиля? Стр. 250-151, 253-254, 259-260, 263-264 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, выделить новую информацию, составить сложный план, подготовить устное сообщение по плану «Стилистические особенности и признаки публицистического стиля». Упр. 385, прочитать 2 текста, указать признаки публицистическо- | Упр. 390, сгруппировать слова в зависимости от того, к какому стилю речи они могут относиться. Составить микротексты, отвечающие требованиям определенного стиля речи. Упр. 392, назвать признаки публицистического стиля, указать образные средства языка, найти авторские | |||||||||||
' | ■ | ■:- | • | ' .- | го стиля речи, проиллюстрировать примерами. Ответить на вопросы: какие языковые средства, используемые в текстах, сближают их с научными и художественными текстами? Какие средства языка помогают эмоционально воздействовать на читателя и слушателя? Найти слова и словосочетания, характерные для юриспруденции. Обозначить в них корни, ответить на вопрос: по какому принципу русской орфографии пишутся проверяемые и непроверяемые гласные в корне? | знаки препинания, определить их роль в тексте | |||||||||||
11. | Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк | Урок усвоения новых знаний | Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. Путевой очерк | Знать основные жанры публицистического стиля, их характерные особенности, требования к языковому оформлению; уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка, различать путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, создавать собственный текст в жанре путевых записок или путевого очерка | Стр. 272-273 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, записать ключевые слова. Упр. 411, озаглавить текст, выписать слова, содержащие орфограмму «ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах», доказать принадлежность текста к публицистическому стилю, сформулировать задания к тексту, связанные с лексикой, морфемикой. Упр. 412, прочитать изучающим чтением отрывок из путевого | Упр. 413, подготовить в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или поездке, в которой вам довелось участвовать | |||||||||||
*•' | очерка В. Распутина, определить, как соотносятся название, эпиграф и тема очерка. Ответить на вопрос: какие особенности текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю? | ||||||||||||||||
12. | Портретный очерк | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Портретный очерк. Особенности жанра | Понимать особенности жанра портретного очерка, владеть понятиями внешний портрет, внутренний портрет, выделять языковые средства, характерные для портретного очерка, анализировать тексты -портретные очерки, уметь создавать портретный очерк, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства языка | Стр. 280-281 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, выписать ключевые слова. Упр. 416, прочитать отрывок из очерка В. Лакшина, определить языковые средства, которые использовал автор для описания характера героя, роль однородных членов предложения в тексте, сформулировать задания к тексту по морфологии и словообразованию. Упр. 424, сформулировать мысль, которая объединяет пословицы. Определить, можно ли их использовать при написании портретного очерка | Упр. 425, написать очерк о своем товарище, друге, опираясь на вопросы, данные в упражнении. Уточнить основную мысль, составить план очерка, определить ведущий тип речи | |||||||||||
13. | Проблемный очерк | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Проблемный очерк. Особенности жанра | Понимать особенности жанра проблемного очерка, уметь анализировать текст публицистического стиля данного жанра, определять его характерные признаки и языковые средства, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка, правильно определять тип речи (рас- | Стр. 287-288 (учебник Власенкова А.И.), прочитать изучающим чтением, выписать ключевые слова. Упр. 431, сформулировать 2-3 темы, актуальные для общества или для вас | Упр. 434, написать проблемный очерк на одну из тем: «Что важнее: кем быть или каким быть?», «Что дают чело- | |||||||||||
< | суждение), сохранять его компози- | лично. Составить план | веку знания?»; | ||||||||||||||
цию, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства языка | (тезисы) проблемного очерка по одной из тем | использовать материалы из прочитанных художественных произведений, статей и журналов, соблюдать правила построения текста | |||||||||||||||
14. | Публичное | Урок | Публичное | Уметь соблюдать общие принципы | Анализ выступлений с | Подготовить | |||||||||||
выступле- | усвоения | выступле- | при подготовке публичного выступ- | нарушением правил | устное выступ- | ||||||||||||
ние | новых знаний | ние: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств в оформлении публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения | ления: принцип краткости, последовательности, принцип усиления, принцип результативности; слушать и анализировать чужую устную речь, понимать коммуникативную задачу, определять цель публичного выступления, выбирать тему, подбирать информацию, определять композицию выступления, отбирать языковые средства оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения | аргументации. Стр. 291-294 (учебник Власенко-ва А.И.), прочитать изучающим чтением. На основе теоретического материала составить памятку «Этапы речевой деятельности при подготовке к публичному выступлению» | ление «Нужно ли совершенствовать свою речь?». Составить речевой портрет литературного героя («Мертвые души», «Герой нашего времени» и т.д.) | ||||||||||||
15. | Овладе- | Урок | Овладение | Знать требования к композиции пуб- | Анализ вариантов за- | Подготовить | |||||||||||
ние | закрепле- | культурой | личного выступления, понимать цель | ключении и вступлении. | устное публич- | ||||||||||||
культурой | ния изу- | публичной | вступления, роль заключения, уметь | Анализ речи политиков | ное выступле- | ||||||||||||
публичной речи | ченного | речи. Особенности речевого этикета в | выбирать наиболее эффективный из вариантов вступлений и заключений в зависимости от типа речи и избранного жанра, владеть способами из- | и общественных деятелей. Упр. 438, дать оценку речей, описанных в | ние на одну из тем: «Можно ли в наши дни стать Ионы- | ||||||||||||
публицистических сферах общения | ложения материала, раскрывая тему в зависимости от характера аудитории, создавать собственные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, аргументированно отстаивать свою точку зрения, свои взгляды, выбирать речевую тактику и языковые средства адекватно характеру речевой ситуации | «Воспоминаниях» В. В. Вересаева. Упр. 439, проанализировать отрывок из устного рассказа А. Андроникова об академике Л. В. Щербе | чем?», «Моя совесть и я». Решить речевую ситуацию: конфликт между одноклассниками. Подготовить убедительную речь, которая позволит ребятам принять непопулярное решение, но выйти из затруднительного положения. Задача: воздействовать на волю и чувства одноклассников, преодолеть дистанцию между собой и слушателями | ||||||||||||||
16- 17. | Контрольная работа | Уроки контроля | Текст и его комплексный анализ. Сочинение на основе исходного текста (задание С в формате ЕГЭ) | Уметь проводить орфографический и пунктуационный разборы, текстовед-ческий и языковой анализ текста и его фрагмента, выполнять задания с развернутым ответом (задание С в формате ЕГЭ), создавать на основе исходного текста собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать его, формулировать позицию автора, выражать свое отношение к прочитанному, соглашаясь или не соглашаясь с позицией автора, строить текст, оформляя его в соответствии с речевыми и языковыми нормами | Анализ текста, задания типа А и В. Задание С | Упр. 541 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), записать отрывок из работы философа и филолога А. Ф. Лосева «Мировоззрение и жизнь», определить тему и основные мысли текста. Доказать, что текст относится к публицистическому стилю, объяснить | |||||||||||
' | - | • ■ | знаки препинания и подчеркнутые орфограммы. Ответить на вопрос; кого, по мнению автора, можно назвать хорошим учеником? | ||||||||||||||
18. | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка | Понимать особенности языка художественной литературы по цели высказывания (эмоционально-эстетическое воздействие на слушателей, читателей), уметь анализировать художественные тексты, находить специфичные языковые средства: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексические и фразеологические (эмоционально-экспрессивная лексика, метафоры, олицетворения, сравнения и др.), морфологические, синтаксические (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и др.) | Ответить на вопрос: что представляет собой художественный стиль? Какова сфера его употребления и основные функции? Доказать справедливость слов писателей, которые определяли художественную речь как «искусство пластического изображения посредством слова» (А. М. Горький), как «живопись словом» (С. С. Сергеев-Ценский) | Упр. 514, прочитать главы из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Рассказать о языке Лескова (особенности лексики, речевых оборотов, средств художественной выразительности) | ' | ||||||||||
19. | Основные признаки художественной речи | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобрази-тельно-выразитель-ных средств, языковых средств других функ- | Уметь адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый тексты, определять позицию автора, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, анализировать художественные тексты, определяя специфичные черты, опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте | Стр. 340-341 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, составить план, проиллюстрировать средства художественной выразительности примерами из изученных литературных произведений. В случае необходимости для определения понятий обратиться к литературоведческому или лингвистическому | Упр. 527 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), доказать, что это художественный текст. Найти слова, употребленные в переносном значении, сгруппировать слова по видам изученных орфограмм | |||||||||||
циональных разновидностей языка | словарю. Ответить на вопрос: каковы взаимоотношения художественного стиля с другими стилями? | ||||||||||||||||
20- | Использо- | Повтори- | Использова- | Уметь анализировать художествен- | Выделить эмоциональ- | Упр. 522 (учеб- | |||||||||||
21. | вание | тельно- | ние изобра- | ные тексты, создавать собственные | но-экспрессивные сред- | ник Власенкова | |||||||||||
изобрази- | обобщаю- | зительно- | тексты в художественном стиле, ис- | ства во фрагменте по- | А. И.), прочитать | ||||||||||||
тельно- | щие уроки | выразитель- | пользовать метафоры, сравнения, | вести М. А. Булгакова | текст, охаракте- | ||||||||||||
вырази- | ных средств | олицетворения и т.д. как средства | «Собачье сердце» (мо- | ризовать худо- | |||||||||||||
тельных | в художест- | выразительности речи, определять | нолог пса Шарика), вы- | жественную ма- | |||||||||||||
средств в | венной речи. | роль разных стилей речи в художест- | явить и проанализиро- | неру и стиль | |||||||||||||
художест- | Использова- | венных произведениях, производить | вать средства экспрес- | писателя, опре- | |||||||||||||
венной | ние разных | лингвистический анализ художест- | сивного синтаксиса, ис- | делить тип речи, | |||||||||||||
речи. Использование разных стилей речи в художественных произведениях | стилей речи в художественных произведениях | венного текста | пользованного М. Цветаевой в стихотворении «Солнце - одно, а шагает по всем городам...» Ответить на вопрос: какой тип односоставных предложений преобладает в стихотворении М. Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю...» С чем это связано? Отметить все случаи использования авторских знаков препинания. Какую роль они играют в организации текста? Проанализировать стилистическую роль собственно вопросительных и вопросительно-риторических высказываний во фрагменте повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (прямая речь профессора Преображенского) | указать его признаки, выписать средства связи (лексические, синтаксические). Упр. 537, провести наблюдение над элементами народной речи в поэме А. Блока «Двенадцать». Выявить элементы публицистического стиля, сделать вывод о языке поэмы | |||||||||||||
5 | 6 | |||||||||||||||||
РАЗДЕЛ IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (2 часа) | |||||||||||||||||
22-23. | Культура письменного общения | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров | Использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, эффективность достижения поставленной коммуникативной задачи, языковое оформление текста, использовать основные приемы информационной переработки текстов различных стилей и жанров, уместно употреблять цитирование, использовать информацию исходного текста для создания собственного высказывания; выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать разнообразие грамматических конструкций, лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с нормами литературного языка | Разноаспектный анализ текста (смысловой, ре-чеведческий, языковой) | Упр. 47 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), прочитать отрывок из книги Л. Васильевой «Созвучие». Доказать, что это текст публицистического характера. Определить тему, основные мысли текста, найти ключевые слова, определить средства связи между предложениями и абзацами (самоконтроль осуществить на стр. 48-49). Написать изложение с элементами сочинения на основе данного текста (высказать свое отношение к тому, о чем в тексте говорится) | |||||||||||
РАЗДЕЛ V. ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ И ИХ ФОРМ. РАЗДЕЛЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ (12 часов) | |||||||||||||||||
24. | Правописание корней, приставок, окончаний | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Правописание корней, приставок, окончаний | Уметь опираться на ведущие принципы русской орфографии, обнаруживать орфограммы в корнях, приставках и окончаниях, группировать слова по видам орфограмм, прово- | Тестовые задания типа А в формате ЕГЭ. Осложненное списывание с творческим заданием | Упр. 526 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), записать текст, объяснить | i | ||||||||||
l_ 4 | |||||||||||||||||
дить грамматический анализ слов для выбора правильного написания окончаний, выбирать правильный способ действия при выборе написания, соблюдать нормы орфографии на письме | знаки препинания и орфограммы, подчеркнуть грамматические основы сложных предложений, определить тему, основные мысли текста. Доказать, что это текст художественного стиля, определить слова, употребленные в переносном значении | ||||||||||||||||
25. | Правописание суффиксов различных частей речи | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Правописание суффиксов различных частей речи | Уметь опираться на ведущий принцип русской орфографии (морфологический), применять знания по фонетике, лексике, морфемике, слово-• образованию, морфологии в практике правописания, соблюдать орфографические нормы | Тестовые задания типа А в формате ЕГЭ. Выборочный диктант | Упр. 523 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), записать текст, объяснить знаки препинания и орфограммы, подчеркнуть грамматические основы в 1-ом предложении, определить тему, основные мысли текста. Доказать, что это текст публицистического стиля | |||||||||||
26. | Слитное, дефисное и раздельное написание слов и их частей | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Слитное, дефисное и раздельное написание слов и их частей | Уметь опираться на лексико-семантический принцип написания, уметь выбирать правильный способ действия при выборе написания, группировать слова по видам орфограмм, соблюдать орфографические нормы | Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ. Взаимодиктант | Упр. 205 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), записать, объяснить знаки препинания, графически | |||||||||||
4 J | |||||||||||||||||
■ ■ | - | объяснить правописание наречий и прилагательных. Упр. 411, записать текст, подчеркнуть грамматические основы, объяснить знаки препинания и правописания слов. Раскрыть скобки | |||||||||||||||
27-28. | Пунктуация как система правил правописания. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативная постановка знаков препинания | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Пунктуация как система правил правописания. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативная постановка знаков препинания | Применять основные принципы пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям: отделительные, разделительные и выделительные; соблюдать пунктуационные нормы литературного языка | Упр. 485 (учебник Дей-киной А. Д., Пахновой Т. М.), заполнить таблицу. Упр. 497, ответить на вопрос: какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из книги Шкловского В., объяснить знаки препинания. Упр. 498, произвести синтаксический и пунктуационный разбор текста | Упр. 519 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей | |||||||||||
29. | Орфоэпические нормы. | Повтори- тельно- обобщаю- | Орфоэпические нормы. Фонетиче- | Уметь производить фонетический анализ слов, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфо- | Тестовые задания типа А в формате ЕГЭ | Упр. 115 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. | |||||||||||
Фонетический анализ слова | щий урок | ский анализ слова | эпических норм, соблюдать нормы произношения | М.), выписать слова сначала с твердым [к], а затем с мягким. Упр. 121, указать ударные слоги | ||||||
30. | Лексическое значение слова. Лексическая норма | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Лексическое значение слова. Лексическая норма | Уметь производить лексический анализ слова, выбирать из синонимичного ряда нужное слово с учетом его значения и стилистических свойств, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм, соблюдать лексические нормы в собственной речи | Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ. Работа с текстом | Упр. 150 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), прочитать текст, доказать, что это текст публицистического стиля. Объяснить смысл заглавия, значения слов, орфограммы и пунктограммы в тексте | ||||
31. | Морфологический анализ слов. Морфологические нормы | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Морфологический анализ слов. Морфологические нормы | Уметь проводить морфологический анализ слов, определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам, оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм, соблюдать нормы употребления форм слов | Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ. Работа с текстом | Упр. 209 (учебник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), прочитать текст, определить стиль и тип речи, выписать слова с приставками, указать части речи. Упр. 210, прочитать текст, привести примеры слов, имеющих одинаковый состав и образованных одним и тем же способом. Указать элементы рассуждения | ||||
32. | Синтакси- | Повтори- | Синтаксиче- | Уметь соблюдать в речевой практике | Тестовые задания типа | Упр. 430 (учеб- | ||||
| | ческие нормы | тельно-обобщаю-щий урок | ские нормы | основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить словосочетания разных типов, предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым | А и В в формате ЕГЭ. Работа с текстом. Редактирование текста | ник Дейкиной А. Д., Пахновой Т. М.), указать виды связи между сложными предложениями и их частями. Упр. 440, списать, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выполнить синтаксический разбор ССП | ||||
33- | Контроль- | Уроки | Тема, | Уметь понимать и интерпретировать | Сочинение на основе | |||||
34. | ная работа | контроля | основная мысль. Стиль, тип речи. Изобрази-тельно-выразитель-ные средства языка | содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка | исходного текста, задание типа С в формате ЕГЭ. Задания типа В с кратким ответом | .'■■-■'.' ':■■■■■. | ||||
35. | Резерв |