Прорезывание постоянных зубов
Прорезывание любого зуба можно разделить на несколько этапов. Это распространяется и на молочные зубы: физиологический принцип прорезывания, описываемый в данном разделе, одинаков для молочных зубов, несмотря на резорбцию корней, являющуюся причиной их выпадения. Природа прорезывания и его контроль перед появлением зуба во рту несколько отличаются от прорезывания после появления, и мы рассмотрим эти основные этапы отдельно.
Прорезывание перед появлением.Во время периода формирования коронки зуба наблюдается очень медленное лабиальное или щечное перемещение зубного фолликула внутри кости, однако это фолликулярное перемещение само по себе не относится к механизму прорезывания. На самом деле изменение положения зубного фолликула крайне мало и может быть заметно только в ходе экспериментов прижизненного окрашивания, где фолликул может быть использован в качестве естественного маркера при рентгенографических исследованиях роста. Движение прорезывания начинается вскоре после начала формирования корня. Это подтверждает идею о том, что метаболическая активность внутри периодонтальной связки является его основной частью, если не всем механизмом прорезывания.
Рис. 3-23. Ортопантомограмма нормального прорезывания у 10-летнего мальчика. Обратите внимание, что постоянные зубы прорезываются по мере резорбции молочных зубов и кости. Резорбция должна происходить для обеспечения прорезывания.
Для прорезывания перед появлением необходимы два процесса. Во-первых, должна происходить резорбция кости и корней молочных зубов над коронкой прорезывающегося зуба; во-вторых, механизм прорезывания должен перемещать зуб в том направлении, где путь уже расчищен (рис. 3-23). Хотя оба эти механизма обычно функционируют в совокупности, в некоторых обстоятельствах этого не происходит. Исследования результатов задержки костной резорбции или сбоев в механизме прорезывания, когда резорбция кости идет нормальным ходом, внесли значительный вклад в решение проблем контроля прорезывания до появления.
Дефекты костной резорбции наблюдаются у мутировавших мышиных особей, соответственно обозначенных IA, когда отсутствуют резцы. У таких животных недостаточность костной резорбции приводит к невозможности прорезывания резцов, и они никогда не появляются во рту. Невозможность прорезывания зубов в результате недостаточности костной резорбции встречается также и у людей, как, например, при синдроме ключично-черепной дисплазии (рис. 3-24). У детей с таким синдромом нормальному прорезыванию препятствуют не только недостаточность резорбции молочных зубов и кости, но и тяжелая волокнистая десна и избыточное количество зубов. Все это приводит к механической блокировке прорезывания постоянных зубов, заменяющих молочные. При удалении препятствий зубы часто прорезываются и могут быть приведены в состояние окклюзии16.
Рис. 3-24. Ортопантомограмма 8-летнего пациента с ключично-черепной дисплазией, на которой видны характерные черты данной аномалии. При ключично-черепной дисплазии зубы не прорезываются из-за ненормальной резорбции, а также резорбция задерживается волокнистой массой десны. Часто наблюдается наличие сверхкомплектных зубов, как и в данном примере, создающих дополнительные механические помехи.
На примере животных было экспериментально доказано, что степень костной резорбции и степень зубного прорезывания физиологически не контролируются одним и тем же механизмом. Например, при закреплении зубного зачатка премоляра у собаки на нижней границе нижней челюсти прорезывание зуба будет механически прекращено, однако резорбция покрывающей его кости будет продолжаться в обычном темпе, приводя к образованию кистозного углубления над зафиксированным зубным зачатком17.
Рис. 3-25. Рентгенограмма пациента, имевшего перелом челюсти в возрасте 10 лет. А — сразу после перелома, при наложении костных швов для стабилизации костных сегментов. Одна из лигатур случайно привязала зачаток клыка к кости, как и в экспериментах Cahill с животными. В — год спустя. Отметим, что в данной ситуации продолжалась костная резорбция над непрорезавшимся моляром, хотя перемещения зуба не последовало. (Снимки предоставлены Dr. John Lin.)
Известны по крайней мере два случая, когда подобное было непреднамеренно произведено на ребенке, у которого непрорезавшийся постоянный зуб был по невнимательности прикреплен проволокой к нижней границе нижней челюсти в ходе наложения костных швов при переломе нижней челюсти (рис. 3-25). Результат был тот же самый: костная резорбция продолжалась, а прорезывание зуба было остановлено. В редких, но в настоящее время хорошо задокументированных случаях синдрома «первичной потери прорезывания» не происходит прорезывания зубов боковой группы, вероятно, в результате нарушения механизма прорезывания (см. главу 5). У этих индивидуумов костная резорбция идет обычными темпами, но упомянутые зубы просто не продвигаются по расчищенному пути.
Таким образом, резорбция является ограничивающим фактором скорости прорезывания перед появлением. Обычно, покрывающая кость и молочный зуб рассасываются, а механизм прорезывания перемещает зуб в промежуток, появившийся в результате резорбции. Тем не менее, что-то в прорезывающемся зубе (возможно, давление внутри фолликула или какой-либо химический индикатор) является сигналом для костной резорбции.
Несмотря на многие годы исследований, точный механизм, генерирующий силу прорезывания, остается неизвестным. Субстанции, участвующие в развитии связей в созревающем коллагене, также участвуют и в прорезывании, что дает основание полагать, что связывание созревающего коллагена в периодонтальной связке обеспечивает прорезывающую силу. В результате исследования иссеченного и рассеченного корня резцов крысы выяснилось, что как минимум один механизм прорезывания (а их может быть и более одного) располагается внутри периодонтальной связки.
Другие возможности для механизма прорезывания, помимо коллагенового созревания, заложены в кровяном давлении или потоке, усилиях, вызванных взаимодействием фибробластов, а также в изменениях межклеточных субстанций периодонтальной связки, схожих с теми, которые происходят в тиксотропных гелях18 (подробнее см. работы Marks и Schroeder). Зуб будет продолжать прорезывание после удаления его апикальной области, так что разрастание клеток, связанное с удлинением корня, не является важной частью данного механизма. Обычно, прорезывание происходит в том случае, если апикальная область остается на месте, а коронка перемещается в сторону окклюзии, однако если прорезывание механически блокируется, пролиферирующая апикальная область будет двигаться в противоположном направлении, индуцируя резорбцию там, где она обычно не наблюдается (рис. 3-26). Это часто приводит к искажениям формы корня, что называется расщеплением.
Рис. 3-26. У этого 14-летнего мальчика не произошло нормальной резорбции корня второго молочного моляра, и прорезывание первого премоляра было задержано механически. Обратите внимание на удлинение крипты этого зуба с резорбцией в апикальной области. Вероятно, также имело место некоторое искажение формы корня.
Прорезывание после появления.После появления зуба в ротовой полости происходит его быстрое прорезывание до уровня окклюзии, где он подвергается жевательной нагрузке. В это время его прорезывание замедляется, и, когда он доходит до уровня окклюзии с другими зубами, и начинается его полноценное функционирование. Прорезывание полностью останавливается. Стадия относительно быстрого прорезывания, начиная с внедрения зуба в десну до достижения окклюзионного уровня, называется всплеском после появления, в отличие от следующей фазы очень медленного прорезывания, обозначенной как юношеское окклюзионное равновесие.
С помощью современной техники стало возможным проследить кратковременные перемещения зуба в ходе прорезывания после появления, и удалось выяснить, что прорезывание происходит только между 8 ч вечера и 1 ч ночи19. Утром и в течение дня прорезывание останавливается и у зуба часто наблюдается небольшая интрузия (рис. 3-27). Вероятно, что дневные и ночные различия в прорезывании являются отражением околосуточного ритма и связаны с циклом выброса гормонов. Эксперименты с приложением давления на прорезывающийся премоляр показали, что при этом прорезьгвание останавливается лишь на 1—3 мин. Поэтому контакт прорезывающегося зуба с пищей, даже при отсутствии контакта между зубами-антагонистами, не может отражать суточный ритм прорезывания20.
Рис. 3-27. А — диаграммы ежедневного перемещения в ходе прорезывания верхних вторых премоляров, начиная с десневого появления до уровня окклюзии, у четырех детей, находившихся под ночным и дневным наблюдением в лаборатории. Обратите внимание на прорезывание в ночное время и его отсутствие в течение дня. (Цит. по: Risinger RK, Proffit WR: Arch Oral Biol 41:779-786, 1996.) В — подробный график лабораторных исследований в течение дня тех же четырех пациентов (временная шкала расширена). Модель прорезывания была одинакова для всех пациентов: значительное общее прорезывание в ночное время; интрузионные перемещения в процессе и после завтрака с тенденцией возобновления прорезывания в последующие утренние часы; более слабая интрузия во время обеда и повторная тенденция к возобновлению прорезывания к вечеру; дальнейшее прорезывание в ходе следующей ночи. (Цит. по: Gierie WV, Paterson RL, Proffit WR: Arch Oral Biol 44:423-428, 1999.)
Механизм прорезывания после появления зуба несколько отличается от механизма до появления — переплетение коллагеновых волокон становится более выраженным после того, как зуб подвергается окклюзионной функции. Так же изменяется и механизм контроля (рис. 3-28).
Рис. 3-28. Схематичное изображение равновесия между силами, обеспечивающими прорезывание и противоположными им, после того как зуб появился в ротовой полости.
Очевидно, поскольку зуб подвергается жевательной нагрузке, направленной противоположно прорезыванию, общая скорость прорезывания должна замедляться, что и происходит на самом деле. У человека, после того как зубы достигают окклюзионного уровня, прорезывание становится практически незаметным, хотя и продолжается. В ходе юношеского равновесия функционирующие зубы прорезываются со скоростью, параллельной вертикальному росту ветви нижней челюсти (рис. 3-29). В процессе роста нижняя челюсть отходит от верхней, создавая пространство для прорезывания зубов. Однако то, как контролируется прорезывание зубов, чтобы его скорость совпадала с ростом нижней челюсти, пока неизвестно. И поскольку при несовпадении прорезывания зубов с ростом нижней челюсти формируются серьезные ортодонтические аномалии, этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Рис. 3-29. Степень прорезывания зуба после достижения окклюзии равна степени вертикального роста ветви нижней челюсти при нормальном типе роста. В ходе вертикального роста увеличивается расстояние между челюстями, а зубы верхней и нижней челюстей обычно делят это пространство поровну. Обратите внимание одинаковое прорезывание верхних и нижних моляров у данного пациента между 10 (черные линии) и 14 (красный цвет) годами. Это нормальная модель роста.
Степень прорезывания, которая необходима для компенсации роста челюсти, наилучшим образом может быть оценена при наблюдении того, что происходит с зубом после анкилоза (т.е. слияния с альвеолярной костью). Зафиксированный в ходе анкилоза зуб через некоторое время «погружается», когда другие зубы продолжают прорезываться, а он остается на том же вертикальном уровне (рис. 3-30).
Рис. 3-30. Нижние вторые молочные моляры у пациента с первичной адентией вторых премоляров подверглись анкилозу задолго до окончания прорезывания остальных зубов. Их интрузия была вызвана прорезыванием соседних постоянных зубов. Обратите внимание, что первые постоянные моляры наклонены в медиальном направлении над погруженными молочными молярами.
Общее расстояние прорезывания первого постоянного моляра составляет около 2,5 см. Около половины этой дистанции зуб проходит после достижения окклюзионного уровня в ходе функционирования. Если первый моляр подвергается анкилозу в раннем возрасте, что, к счастью, случается довольно редко, он может «погрузиться» до такой степени, что будет полностью закрыт десной в ходе прорезывания остальных зубов и увеличения высоты альвеолярного отростка (рис. 3-31).
Рис. 3-31. У этой 15-летней девочки первый моляр перестал расти вскоре после его появления в возрасте 6 или 7 лет. В то время, когда была проведена реставрация, зуб был близко к окклюзионной линии. Это ярко иллюстрирует степень прорезывания, которое необходимо после начального окклюзионного контакта первых моляров.
Так как прорезывание идет параллельно с ростом челюстей, не удивительно, что всплеск прорезывания зубов в ходе полового созревания сопровождается также и всплеском роста челюстей. Данная модель прорезывания зубов в сочетании с ростом челюстей подтверждает концепцию контроля скорости прорезывания усилиями, противоположными прорезыванию, а не способствующими ему. После появления зуба в полости рта на него оказывается усилие, противоположное прорезыванию, в процессе жевания, а также дополнительное давление мягкой ткани губ, щек или языка при контакте с зубами. Расстройства координации между челюстным ростом и прорезыванием зубов часто способствуют развитию ортодонтических проблем.
После завершения всплеска роста при половом созревании наступает завершающий этап прорезывания зубов, называемый окклюзионным равновесием у взрослых. В ходе взрослой жизни зубы продолжают прорезываться крайне медленно. При потере своего антагониста в любом возрасте зуб может ускорить свое прорезывание, демонстрируя тот факт, что механизм прорезывания остается активным и способным производить значительное перемещения зуба даже в старшем возрасте.
С возрастом может наблюдаться стираемость зубов. При крайне сильной стираемости прорезывание может не справляться с компенсацией потери зубной структуры, что приводит к уменьшению вертикальных размеров лица. Однако у большинства индивидуумов любая стираемость зубов компенсируется дополнительным прорезыванием, так что высота лица остается неизменной и даже слегка увеличивается на четвертом, пятом и шестом десятках жизни (см. раздел о созревании и старении в главе 4).
Таблица 3-3