Играем с суффиксом и приставкой
Суффикс(от лат. suffixus — прибитый, приколоченный) — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель — мебель-н-ый, земля — зежл-ян-ой, медведь — медвеж-онок, новый — нов-ейш-ий. Суффикс не является обязательным элементом слова.
В слове может быть один суффикс, а может быть несколько, например: множить — множ-и-телъ, чит-а-ть — читп-а-тель. Как правило, определённые суффиксы используются для образования слов какой-то конкретной части речи. Так, для образования имён существительных характерны суффиксы -ость-, -ниу (енщ-), -ак-, -ок-, -ач-, -ей-, -лец-, -тель-, -чик-, -щик-, -ист-, -ниц(а), -иц(а). Для образования имён прилагательных характерны суффиксы -н-, -телън-, -к-, -ск-, -еск-, -чат-, -ив-, -лив-, -чив-, -ав-, -ат-, -аст-, -ое- (-ев), -овск-, -инск-, -енск-. Для образования глаголов характерны суффиксы -и-, -е-, -ну-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-. Для образования местоимений характерны суффиксы -то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис.
Различаются суффиксы словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы служат для образования однокоренных слов: писать — писа-тель; оптика — оптический; опыт — опыт-н-ый. Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова. Формообразующие суффиксы выделяются в прилагательных, наречиях на -о, -е, глаголах и глагольных формах — причастии и деепричастии.
3.1. Загадочные карточки
Для этой игры необходимо изготовить пять карт, со следующими надписями: «дом», «нож», «нос», «ик», «ище».
В игре могут участвовать два ученика или две команды – две, равные по количеству учеников, группы ребят.
Каждой команде (игроку) предлагается по очереди составлять новые слова из слов (карточек) «дом», «нож», «нос» путем приставления карточек с суффиксами. После каждого правильно составленного слова ход переходит к следующему игроку (команде). Выигрывает тот игрок (команда), которые больше составят слов из данных карточек.
3.2. Приставка или префикс(от лат. prae - впереди, fixus - прикреплённый) — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать — прибежать — забежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный. В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать. Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь).
Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный.
3.3. Приставочным способомобразуются имена существительные (удача — неудача), имена прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наречия (где — нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части). Например, к основе слова (покупа} присоединяется суффикс -тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово — покупатель.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом -ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка –под-- и суффикс -ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, настольный, приморский, набело.
3.4. Бессуффиксальный способобразования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый] — зелень) или одновременно отбрасываются окончание и суффикс (отлете\тъ\ — отлёт). Таким образом, основная функция приставки и суффикса — словообразование.
3.5. Загадки приставки «с»
Учитель (родитель) предлагает ребятам придумать (вспомнить) слова (глаголы), в которых приставка «с» играет различные значения:
- движение с разных сторон к одной точке, соединение в одном месте (связать, сложить, созвать, скрепить и т.д.);
- движение сверху вниз (спрыгнуть, сбросить, слезть и т.д.);
- удаление чего-либо с какого-нибудь места, поверхности (скосить, срезать, сбрить и т.д.);
- воспроизведение чего-нибудь по какому-либо образцу (срисовать, скопировать, счертить и т.д.);
- с частицей «ся» - взаимное действие (сработаться, сговориться, созвониться и т.д.).
3.6. Бременские музыканты (Игра с приставкой «за»)
Учитель (родитель) напоминает ребятам эпизод из сказки «Бременские музыканты», когда бродячие артисты насмерть перепугали лесных разбойников, крича не своими голосами. Теперь у вас есть возможность показать эту историю, что называется, в лицах, а заодно и поупражняться в составе слова.
Для игры понадобится два набора карточек: первый – со словами «пес», «кот», «петух», «осел», «трубадур»; второй – со словами «пел», «кукарекал», «лаял», «орал», «кричал», «мяукал», «ревел», «смеялся». Ключевой карточкой в этой игре будет карточка с надписью «за».
В игре участвуют пять игроков. Учитель на одном краю стола раскладывает, перевернутые надписями вниз, первый набор карточек, а на другом – второй набор. Игроки по очереди должны подойти к первому набору карточек с надписями героев сказки, вытащить любую из них и показать всем остальным. После того, как все карточки первого набора выбраны участниками игры, учитель по очереди приглашает каждого ко второму набору карточек с глаголами. Только ученик возьмет карточку, учитель сразу показывает ему свою карточку с надписью «за» - это означает, что игрок должен тут же совершить то действие, которое ему выпало по карточке – залаять, засмеяться, запеть и т.д. Все действия произносятся громко, бут-то бы сказочный герой пугает разбойников – учеников класса.
Игру можно повторить несколько раз с другими участниками.
3.7. «Приставочный мимический театр»
Для игры вновь понадобятся несколько карточек с приставками «в», «пере», «вы», «ото», «при».
Учитель вызывает по два ученика и говорит им и всем остальным ребятам, что сейчас они будут производить определённые действия с телевизором. Затем только игрокам показывает по очереди карточки, например, с «в». Игроки в форме пантомимы должны воспроизвести действия с телевизором с данной приставкой (в данном случае – включить). Все остальные учащиеся должны угадать, какое действие с телевизором изобразили игроки и назвать приставку – «главную участницу» этого действия.
Далее можно предложить трем ребятам сесть рядом друг около друга на стульчиках. В этом варианте игры ребята должны действиями воспроизвести приставки, например, «пере» - передвинуться, «при» - придвинуться. Все же остальные вновь должны догадаться, какая приставка «заставила» игроков совершить данное действие.
3.8. «Придумай слово»
Для этой игры понадобятся все наборы карточек предыдущих двух игр. Учитель предлагает всем ребятам придумать (вспомнить) любые слова с теми приставками или словами, которые он будет показывать ученикам. Затем учитель молча показывает любую карточку, например, «кот» - возможные слова: котик, Котофеевич и т.д. Или карточка «за» - замок, занавес, застолье и т.д. Можно предложить ребятам путем приставления карточек друг другу придумать несуществующее животное и пофантазировать, как бы оно выглядело.
***
4. Цепочка мини – игр «Играем в буквы»
4.1. «Заколдованное слово»
Учитель (родитель) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:
На лугу паслись две свечки (овечки),
А у нас погасли овечки (свечки).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).
4.2. «Из букв – слово»
Из словосочетания из двух – трех букв путем приставления к нему всего одной буквы образовать как можно больше новых слов:
ОМ - (сом, ром, дом, том, ком, лом и т.д.).
УК – (лук, сук, жук, бук и т.д.).
АК – (мак, рак, бак, лак и т.д.).
ОЛЬ – (боль, соль, роль, моль, ноль и т.д.).
ОЧКА – (точка, дочка, мочка, кочка, бочка и т.д.).
ОРА – (нора, гора, пора, кора и т.д.).
4.3. «Кто быстрее справится с тестом?»
Учитель (родитель) заранее на листах заготавливает текст теста, а затем раздает литы группе ребят. Задание – кто быстрее и правильно справится с тестом об основах фонетики.
Тест на знание основ фонетики
Из нескольких ответов выбери правильный и обведи его кружком.
1. А – звук – это то, что мы слышим и пишем.
Б – звук – это то, что мы слышим и произносим. (пр.)
В – звук – это то, что мы произносим и пишем.
2. А – буква – это то, что мы произносим.
Б – буква – это то же самое, что и звук.
В – буква – это специальный знак для обозначения звука на письме. Букву мы пишем, видим и читаем. (пр.)
4.4. «Грамматический мини штурм» (3-4-й класс)
Учитель в быстром темпе задает вопросы ученикам. Кто быстрее на них ответит?
- Как может изменяться имя существительное? (по числам и по падежам).
- Изменение имён существительных по падежам называется… (склонением).
- Сколько падежей в русском языке? (6).
- Перечисли их с вопросами…
- И.п – кто? что?
Р.п – кого? чего?
Д.п – кому? чему?
В. п –кого? что?
Т.п – кем? чем?
П.п – о ком? о чём?
- В каком падеже стоит имя существительное «любовь»? (И.п. – именительный падеж).
- Как называется имя существительное в именительном падеже единственного числа? (Начальная форма).
- Сколько букв и сколько звуков в данных словах: труд (4б., 4зв.), гвоздь(6б., 5зв.), сила(4б., 4зв.), словарь(7б., 6зв.), холодильник(11б., 10зв.).
4.5. «Слова с цифрами»
Вспомните или придумайте сами такие слова, в которых «закрались» цифры, например, 40-а – сорока. Напишите эти слова на листе бумаги или на классной доске с помощью цифр.
Варианты ответов: смор1а - смородина, по2л - подвал, элек3к - электрик, ме3ка - метрика, 100л - стол, ви3на - витрина, па3от - патриот, о5 - опять, 100рона - сторона, 100янка - стоянка, пи100лет - пистолет, 7я - семья, 100п - стоп, 100н- стон, 100лб – столб, 3тон – тритон, 2жды – дважды и т.д.
4.6. «Приставь слово к слову»
Уже знакомая игра, в которой к заданному началу слова надо прибавить окончание и получить новое. У кого получиться больше слов?
Аква-…; астр(о)- …; аэро-…;
Бол-….; грамм(а)-…; диа-….;
Жур-…; кап-…; ман-….;
Микро-….; порт-….; тека-…;
Теле- …; термо-….; фон-….; цирк-…
***
5. Мы составить анаграмму сможем вместе, сможем сами!
К словесным задачам или головоломкам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.
Анаграмма– это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).
Рассмотрим некоторые возможные варианты.
1. Анаграмма к любому заданному слову. Это самый простой способ составления анаграммы. Возможные варианты (примеры):
- подберите несколько анаграмм к следующим словам: рост, клоун. (Ответы: рост – сорт – торс – трос; клоун – колун – кулон – уклон);
- подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, волос, старик, кобура).
2. Анаграммы с подсказкой. Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова - намекнуть на область, к которой оно относится, или отобрать слова одной лексической группы. Например: переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: кума, смола, угар, шпала. (Ответы: мука, масло, рагу, лапша).
3. Анаграммы - рассуждалки.Это более сложный прием, требующий большего проявления логического мышления. При таком способе составления анаграммы не требуется называть слова, из которых будет составлено другое, а намекнуть (подсказать, описать) на значение первого слова, из которого надо составить другое. Например:
- как из вкусной булочки, умело переставив буквы, получить маленькую лодку? (Плюшка – шлюпка);
- как из электричества, переставив буквы в одном слове, получить мурлыкающе животное? (Ток-кот);
- переставив буквы в слове, превратите вредного грызуна в породистую лошадь. (Крыса – рысак);
- из того, на чем сидят, сделай то, на чем едят. (Стул-стол);
- из того, что не хватает, сделай то, чем можно мыть. (Мало-мыло).
Будет интересней, если между группой ребят устроить конкурс по составлению анаграмм. Участникам игры дается несколько слов и предоставляется 5-7 минут. За это время они должны получить несколько новых слов. Выигрывает тот, кто больше составит анаграмм по заданным словам. Предлагаем несколько слов для составления анаграмм: актер (терка и т.д.), ручка (чурка и т.д.), колесо, крона, налим, карп, пират, ракета, сокол, сосна, топор, факир, шутка, автор, рост, карта, материк, коршун.
4. Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Например:
Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).
5. Анаграммы – перевертыши. Этот способ представляет собой составление слов, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, сорт – трос.
Например,
Задачу ты решишь свободно,
Я - небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос - сон).
Способы загадывания анаграммы – перевертышеймогут быть и такими:
- как из музыкального произведения создать отметину от удара на теле, прочитав первое слово справа налево? (Марш – шрам);
- прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; дорожку в сорт яблок; недовольный гул голосов в инструмент для рубки. (Бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор).
***