Традиционные методы антропологии. Измерительные методы исследования. Антропометрические инструменты. Кефалометрические точки и размеры. Составление кефалометрического профиля
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
1. Антропологический инструментарий: ростомер, весы, динамометр ручной, измерительная лента, толстотный циркуль, скользящий циркуль (штангенциркуль); стол, стулья; спирт и вата для дезинфекции рук и инструментов.
2. Столы, стулья; спирт и вата для дезинфекции рук и инструментов.
3. Антропологические бланки по числу студентов в группе.
4. Таблицы и схемы по теме занятия.
5. Мультимедийный проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31.
Мотивация
Представления о традиционных методах антропологии, изучение основ измерительного метода, антропометрических инструментов, кефалометрических точек и размеров, овладение методикой кефалометрии дают основу для дальнейшего изучения антропометрии и оценки физического развития, приближают студента к основам проведения физикального обследования в клинике внутренних болезней, стоматологии, педиатрии и хирургии.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-16 в части способности и готовности использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка: изучить традиционные методы антропологии – кефалометрию, освоить антропологический инструментарий, изучить основные антропометрические точки на голове человека, составить кефалометрический профиль с определением основных размеров по антропометрическим точкам; участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы, анатомия человека в пределах темы «Краниология».
Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, акушерство, детские болезни, судебная медицина, лор болезни.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ определение антропометрии; основные требования к проведению антропометрического исследования; требования к выборке для антропологического исследования, назначение антропометрических инструментов, основные антропометрические точки головы; измерительные признаки; роль антропометрии в клинической практике терапевта, хирурга, акушера – гинеколога, стоматолога (ОК-5; ОК-8; ПК-6, ПК-31).
УМЕТЬ определять степень выраженности антропологических признаков с помощью таблиц, пользоваться антропометрическим инструментарием, определять основные размеры головы человека, определять степень выраженности антропологических признаков с помощью оценочных таблиц, заполнять антропологический бланк; работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).