Задания для аудиторной работы. Задание 1. Какие типы речевых ошибок обнаруживаются в следующих примерах?

Задание 1. Какие типы речевых ошибок обнаруживаются в следующих примерах?

а) Энский район области добился по дорожному строительству более лучших успехов, чем его соседи; б) Секвойя – величайшее хвойное дерево на земле; в) Н.В. Гоголь создал более реалистические образы; г) Единица – самое меньшее целое положительное число; д) В самом ближайшем будущем мы поедем на экскурсию; е) Стабфонд за короткий срок пополнился около пятьсот семьдесят девятью миллионами долларов? ё) Встречающиеся на его пути трудности он успешно преодолевает; ж) Наша молодёжь хотят быть похожими на героев Краснодона; з) Андрей Болконский оказывал моральную поддержку на Пьера Безухова; и) Картина написана известным художником маслом.

Задание 2. Что вы знаете о сочетаемости слов. В данных ниже примерах укажите случаи нарушения лексической, стилистической и грамматической сочетаемости слов. Дайте исправленные вами варианты предложений.

1) В горячих точках духовно могут выстоять только мужественные пацаны. 2) Спектакль оказал на ребёнка большое впечатление. 3) Есть вопросы, которые не выполнены из-за нашей неорганизованности. 4) Примите, пожалуйста, дорогой юбиляр, наши поздравления с постигшим вас юбилеем. 5) В самое ближайшее время вы станете героем нашей рубрики. 6) Часть моряков выступили против тех договоренностей, которые были достигнуты на совещании по Черноморскому флоту. 7) Таблетки стали покрываться сладкими покрытиями. 8) У нас в Абакане столько много водоёмов. 9) Шарапов сел за стол и короткопалыми ладошками разгладил газетный лист. 10) Какое отвратительное личико у этого ребёнка.

Задание 3. Насколько удачными или неудачными являются, по вашему мнению, следующие преобразования фразеологизмов, взятые из публицистических текстов. Приведите к ним узуальные (т. е. языковые) фразеологизмы (для этого воспользуйтесь фразеологическими словарями русского языка).

1. Ведь мальчишку хоть корми хлебом, хоть не корми, а на стройке полазить – это святое. 2. С тех пор и Запад, и Россия сделали много ошибок. Превратили НАТО в некую гору преткновения, о которую разбиваются любые попытки политического сближения. 3. Впрочем, по поводу цен воздух можно сотрясать до бесконечности. 4. Неудивительно, что оно и стало той последней каплей, которая переполнила терпение Семьи. 5. Подойти я к ней тогда не решился: она москвичка, я одессит, провинциал. Расстояние огромного размера. 6. Версия с технической неполадкой на борту не выгодна и властям, которые в последнее время всё чаще любят играть военно-морскими мускулами. 7. Тем более что с одним высказыванием по поводу натовских пристрастий Грузии последний попал, что называется «пальцем в небо» пусть, мол, вступают, куда хотят, хоть в Лигу сексуальных реформ. 8. Тем более что на Ким Чен Ира у г-на Путина давно вырос большой зуб. 9. Неужели всё в России перемалывается, становится мукой, из которой, как ни в чём не бывало, выпекается новая жизнь? 10. Просто всё происходило деловито, …даже буднично. Не первая война, люди знают, что делать, крыльями понапрасну не хлопают.

Задание 4.Определите причины нарушения синтаксических норм в следующих примерах. После каждого предложения дайте правильный вариант.

1) Метеоролог объявил перед полетами, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды. 2) Прочитав драму «Гроза», перед нами возникает вопрос: «Правильно ли поступила Катерина?» 3) Криминальная сводка сообщает, что певец прыгнул с шестого этажа, приняв галлюциногенные препараты. 4) Многие заказчики считают, что будто завод не в состоянии выполнить их заказы. 5) На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для поимки преступников. 6) Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейс, выполняющиеся судном нашего пароходства, должны иметь возможность, быстрого прохождения медкомиссии. 7) Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 8) На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует их избранной специальности. 9) Стены украшают плакаты, воздушные шары и разноцветные флажки. 10) Пугачёв грозно прикрикнул, что кто из моих людей смеет обижать сироту. 11) В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.

Задание 5.Повторите сведения о системе языковых норм и типах речевых ошибок. Особое внимание обратите на классификации лексических, фразеологических и синтаксических ошибок. Проанализируйте в таблице данные ниже примеры с ортологической (нормативной) точки зрения. Образец таблицы см. в задании 2 домашней работы № 4.

1) В сказке выведен образ Иванушки и образина Бабы Яги. 2) Обломов ничем не интересовался, никуда не ходил – ни в парк, ни просто по улице вечером, ни на танцы, ни в кино. 3) Гаврик был сиротой, но не круглой – у него был дедушка. 4) Тихон Щербатый всегда ходил пешком, так как не любил ходить верхом. 5) Руки Павла Петровича говорили о том, что он сидел сложа руки. 6) В одном из резвящихся жеребцов Муртабай сразу признал свою кобылу. 7) Писал Маяковский и о дураках, и бюрократах с гордостью за хороших людей. 8) Мцыри, увидев монастырь, упал без памяти, где и был найден. 9) Печорин выстрелил, и Грушницкий рассеялся как дым. 10) Анна Каренина ещё юношей вышла замуж. 11) Кабаниха приказала Тихону, чтобы Тихон приказал Варваре, чтобы она следила за Катериной, чтобы Катерина во всём слушалась свекровь. 12) Илья Муромец хорошо играл и плясал на гуслях. 13) Родители Ильи Муромца были простые колхозники. 14) На охоту выходят после дождей, чтобы оставленные следы человеком смыло. 15) У них было две засады. Сидя там, их одолевали комары. 16) В нашем доме есть старики и малыши, которые ещё не ходят в школу. 17) Один овец поднял голову и хотел что-то сказать. 18) Немецко-фашистские захватчики напоили Андрея Соколова водкой и дали ему хлеба. 19) Эх! – восхитительно прошептал Павел.

Примечание.Образец выполнения см. в задании 2 домашней части.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3

Тема:Учение о коммуникативных качествах речи: типы коммуникативные качества речи, система коммуникативных качеств речи

Теоретическая часть

Задание 1. Усвойте суть основных понятий занятия.

Коммуникативные качества речи, типы коммуникативных качеств речи, правильность, богатство, точность, ясность, логичность, уместность, чистота, целесообразность, выразительность, этичность, эстетичность, эффек-тивность.

Задание 2.Подготовьтесь к беседе на тему занятия по следующим вопросам и заданиям.

1. Почему речь, соответствующую нормам литературного языка, нельзя назвать коммуникативно совершенной? Какими ещё свойствами должна характеризоваться речь, чтобы она соответствовала критериям речевого мастерства?

2. Определите понятие «коммуникативные качества речи» и кратко охарактеризуйте языковую и содержательную их составляющую.

3. На каком основании в системе коммуникативных качеств наиболее тесно связаны друг с другом следующие их группировки: правильность и богатство речи; точность, ясность и логичность речи; чистота и уместность речи; выразительность и эстетичность (красота) речи; этичность и целесообразность речи?

4. Охарактеризуйте правильность и богатство речи как коммуникативные качества. Почему при несовпадении содержательной стороны этих качеств у них много общего в языковом аспекте? Чем это обусловлено?

5. Определите точность и ясность речи как коммуникативные качества.

6. Кратко охарактеризуйте такие типы первого качества, как содержательная (фактическая) точность, понятийная точность, терминологическая точность, мыслительная точность. Каковы языковые и неязыковые условия соблюдения перечисленных видов точности речи?

7. Отличается ли с точки зрения языковой и неязыковой структуры (устройства) от точности ясность речи? Ваш ответ мотивируйте. Каковы языковые и неязыковые условия соблюдения данного качества?

8. Какие требования предъявляют различные функциональные стили к точности и ясности речи как коммуникативным качествам?

9. С какими другими коммуникативными качествами, а также нормами литературного языка наиболее тесно связаны два рассматриваемых качества?

10. Что такое логичность речи? Со знанием и применением каких логических закономерностей связано это качество?

11. Какие виды логичности речи выделяются? Охарактеризуйте их.

12. Назовите языковые и неязыковые факторы создания логичности речи. На каких уровнях языка и речи проявляется это качество?

13. Охарактеризуйте лексические, синтаксические и текстовые условия соблюдения логичности речи. (Каковы условия логичности речи на уровне высказывания? На уровне группы высказываний? Каковы условия логичности речи на уровне связного текста?).

14. Как проявляется логичность речи в разных функциональных стилях речи?

Практическая часть

Задание 1.Проанализируйте следующие тексты. Какими ярко выраженными достоинствами хорошей речи они характеризуются. Обоснуйте ваше мнение.

Текст 1

Самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.

В целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли (Д.С. Лихачёв).

Текст 2

В драме бразильского театрального критика, драматурга, писателя Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград» древнегреческий философ Ксанф, угощая начальника стражи Афин Агнотоса, приказал своему рабу Эзопу подать самое лучшее блюдо. Эзоп принес язык. Ксанф спросил: «Почему язык – лучшее блюдо?» Эзоп ответил: «Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказываем войскам победить».

После этого Ксанф повелел рабу принести самое плохое блюдо. Эзоп принёс язык, сказав6 «Язык – это самое скверное, что есть в мире. Это источник всех интриг, начало всех дрязг и виновник всех споров. Прибегают к языку бесталанные поэты и философы, не умеющие мыслить. Язык лжёт, скрытничает, искажает, сквернословит, выражает трусость, клянчит, осыпает проклятиями, лебезит, уничтожает, клевещет, предаёт, соблазняет, совращает. Языком мы говорим «умри», «каналья», «подлец». Языком мы говорим «нет»… Вот почему, Ксанф, нет ничего хуже языка».

Примечание. Текст взят из учебного пособия Л.А. Введенской, М.Ю. Семёновой «Русский язык. Практикум» (М., Ростов н/Дону, 2006, с. 8-9).

Задание 2.Прочитайте текст. Установите, какое объективное свойство самого языка в нём демонстрируется. Определите, что достигается приёмом обыгрывания устойчивых оборотов языка. Выпишите все преобразованные фразеологизмы из данного текста и приведите к ним языковые параллели.

Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят.

Утро было ясное, как божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости вниз к стаду.

На пастбище телята разбрелись – кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошом, который он ошибочно принимал за чистую монету.

Послышался звон. Откуда он?» – подумал Макар и посмотрел вокруг сквозь пальцы.

Примечание. Текст взят из учебного пособия Л.А. Введенской, М.Ю. Семёновой «Русский язык. Практикум» (М., Ростов н/Дону, 2006, с. 211-212).

Задание 3.Какие из данных ниже текстов, взятых из книги Л.В. Успенского «Культура речи» (М., 1976), характеризуют понятие «коммуникативно совершенная речь», а какие – «коммуникативно несовершенная речь»? Дайте обоснованные рассуждения в отношении каждого текста. Какими антикачествами речи отличаются тексты, в которых наблюдаются коммуникативные сбои?

1. Дорогой мой сын Игорь! Я не сомневаюсь, что ты не в состоянии оценить всю силу моей любви к тебе, но знай, что она не имеет пределов и что, рассуждая по справедливости, ты должен отвечать на неё примерно таким же по силе чувством!

2. Заявление директору школы: «Раз уж мой лоботряс, Валерий Гнездиков, с треском провалился на экзамене по математике, прошу Вас дать ему переэкзаменовку осенью».

3.Ну, многоуважаемый Валерий Никанорович! Поскольку вами был допущен ряд грубых ошибок в экзаменационной работе по математике, я вынужден отменить своё обещание приобрести для вас велосипед и отложить исполнение его до более благоприятного времени.

4. Хорош гусь! Проворонил математику? Ну что же: сел в калошу, так и знай – никакого велосипеда, пока не исправишься, и в глаза нет увидишь!

Задание 4.Расположите предложения в приведённых абзацах из книги В.С. Поликарпова «История науки и техники» в соответствии с требованиями логичности речи. Логические связи какого уровня и между какими средствами языка и речи вы установили, выполнив данное задание?

Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле.

Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное – порох – имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношении.

Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызвало яркую вспышку и легкий взрыв.

Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха.

Первоначально изобретение пороха приписывается и арабам, и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае.

В Китае в течение нескольких столетий она использовалась для фейерверков и ракет.

Наши рекомендации