Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса 1 страница
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен: знать/понимать:
- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила; уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план; ЧТЕНИЕ:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты; ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
ПИСЬМО:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
ТЕКСТ:
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
МОРФОЛОГИЯ:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
ОРФОГРАФИЯ:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- свободно пользоваться орфографическим словарем;
- владеть приемом поморфемного письма;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания го предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные –графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Русский язык как развивающееся явление | Уроки усвоения новых знаний | Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности | Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, об этимологии как науке о происхождении исконно-русских и иноязычных слов, уметь работать с учебным этимологическим словарем | Выразительно прочитать стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова», подтвердить примерами мысль «Язык и стар, и вечно нов» | Записать слова Д. С. Лихачева о языке из книги «Земля родная», пояснить мысль ученого в своем рассуждении о родном языке: написать несколько предложений, развивая основной тезис | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ (12 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2-3 | Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Звук как единица речи. Звуки речи (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, шипящие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвончения согласного. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; соблюдать основные правила литературного произношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков, делить слова на слоги для пе- | Подготовить устный рассказ на тему «Как вы понимаете образное высказывание «Гласные - река, а согласные - берега звучащей речи», принадлежащее знаменитому русскому режиссеру К. С. Станислав скому?» | Доказать, что звук в слове выполняет смыслоразли-чительную роль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
,'' • | реноса, осознавать смыслораз-личительную роль ударения, определять ударение в слове, группировать слова с общностью фонетических признаков, обнаруживать ошибки в звучащей речи, уметь пользоваться орфоэпическим словарем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4-5. | Морфемика. Орфограммы в приставках и корнях слов | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О- Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц | Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе; уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокорен-ные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов | Морфемный разбор, составление слов по схемам, объяснительный диктант | Упр. 13, 14, 16. Из художественного текста подобрать отрывок с изучаемыми орфограммами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6-7 | Морфология. Орфография | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Части речи, изученные в 5 классе. Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Образование формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (носок, носков) падежей множественного числа. Ударения в краткой форме прилагательных (труден, трудна, труд- | Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова. Знать орфографические правила, уметь применять их на практике. Уметь образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать | Деформированный текст (определить части речи, вставить пропущенные буквы и знаки препинания) | Упр. 18, 25. Обозначить части речи в тексте | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
но), в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять) | слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков | ' | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-8. | P.p. Типы речи. Стили речи | Урок развития речи | Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Доминирование определенной части речи в текстах разного типа. Синонимия. Функциональные разновидности языка | Знать особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, задачу речи, умение использовать в речи существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение составлять тексты разных типов речи, опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов | Составление текстов разных типов речи с использованием синонимов | Написать сочинение на тему «Какой должна быть школьная перемена?»; решить, в каком стиле будете писать, какой тезис будете доказывать | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. i | P.p. Диалог и монолог | Урок развития речи | Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Оформление диалога. Этикетный монолог. Основная мысль текста. Письмо как разновидность текста. Адресат и адресант | Уметь составлять диалоги, в том числе этикетные; правильно оформлять диалог | Составление этикетного диалога | Составить диалог на тему «В библиотеке» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10-11 | Контрольная работа. Работа над ошибками | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12-13 | Синтаксис. Пунктуация | Повтори- тельно- обоб- щаюицие уроки | Словосочетание. Предложение простое и сложное. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. | Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор. Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. - | Тест | Написать сочинение-этюд по данному началу - первым строчкам из миниатюр М. М. -Пришвина: «Стояла на красивом месте лавочка»; «Все цветет», «Время летит, моргнуть не успел» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Контрольная работа (тест) | Урок контроля | Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. | Знать орфографические правила, изученные в 5 классе, уметь применять их на практике. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки. | Тест | ■ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (13 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Повторение изученного по разделу «Лексикология» в 5 классе | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лексическое и грамматическое значения. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари | Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов. Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения | Терминологический диктант, анализ фрагментов художественных текстов | Упр. 58, 60. Подготовить сообщение об одной из словарных статей Детской энциклопедии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | P.p. Словари | Урок развития речи | Структура словарной статьи. Словари энциклопедические, толковые, этимологические, орфографические, иностранных слов, крылатых слов и выражений, синонимов, антонимов, сло-вообразовательн ые | Знать, какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь работать со словарями, использовать справочную литературу, составлять словарную статью | Работа с текстом-отрывком из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Объяснить значения слов при помощи словаря | Подготовить сообщение об одном из русских ученых-лингвистов, используя материалы учебника, справочников, энциклопедий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | P.p. Изложение (подробное) «Собиратель русских слов» (о В. И. Дале) | Урок развития речи | Понятие текста; тема, основная мысль текста | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста | Изложение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. | Профессиональные слова | Урок усвоения новых знаний | Профессиональные слова. Сфера употребления профессиональных слов. Лексика ограниченного употребления | Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения. Уметь объяснять использование профессиональных слов в художественных произведениях | Осложненное списывание | Составить словарь профессиональных слов представителей любой профессии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | Общеупотребительные слова. Диалектизмы | Урок усвоения новых знаний | Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Употребление диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении | Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления), нормы употребления диалектной лексики. Уметь пользоваться толковыми словарями для определения того или иного слова, определять уместность / неуместность использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном произведении | Анализ текста | Найти и записать отрывок из текста художественного произведения, в котором автор использует диалектизмы. Определить значение диалектизмов, ответить на вопрос: почему диалектное слово обычно имеет синоним в общеупотребительной лексике? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | Жаргонизмы | Урок усвоения новых знаний | Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой информации, публичных выступлениях | Знать определение жаргонизмов, сферу их употребления. Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка | Редактирование текста | Составить словарь жаргонизмов 6 класса (с подбором вариантов слов литературного языка) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. | Стилистически окрашенные слова | Урок усвоения новых знаний | Нейтральные и стилистически окрашенные слова, сфера их употребления. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения | Знать определение нейтральной и стилистически окрашенной лексики, сферу употребления лексики | Выборочное списывание | Упр. 83 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | Устаревшие слова и неологизмы | Урок усвоения новых знаний | Историческая изменчивость словарного состава языка. Основные причины появления устаревших и новых слов. Образование новых слов в языке как один из путей пополнения словарного состава языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Два типа устаревших слов: архаизмы и историзмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Словари устаревших слов и неологизмов | Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке. Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы. Уметь пользоваться словарем для определения значения устаревших и новых слов, правильно использовать их в речи | Привести примеры устаревших слов, пользуясь учебником истории, ответить на вопрос: что дает история родного языка для его изучения? | Найти устаревшие слова в былине, ответить на вопрос: какие из них в словаре СИ. Ожегова сопровождаются специальной пометой? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | Исконно русские и заимствованные слова | Урок усвоения новых знаний | Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования новых слов. Основные языки -источники лексиче- | Знать определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности | Редактирование текста, насыщенного заимствованными словами, заменить заимствованные слова русскими сино- | Найти и записать происхождение слов, связанных с темами: школа, искусство, театр. Обратиться к книгам: Э. Вартаньян «Рождение сло- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
;■' | ских заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов | использования иноязычных слов. Уметь пользоваться словарями иностранных слов | нимами | ва», Л. Успенский «Почему не иначе?» Этимологический словарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | Фразеологизмы | Урок усвоения новых знаний | Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка, их использование | Знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи. Понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения | Написать начало сказки о лентяе и труженике, используя фразеологизмы; озаглавить сказку, использовать сложные предложения с союзом А | Подобрать 3-4 статьи из словаря «Крылатые слова», книги Э. Вар-таньяна «Почему мы так говорим?» и др., записать в тетрадь, проиллюстрировать (работа в группах) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | P.p. Сочинение | Урок развития речи | Тип речи -повествование. Композиция рассказа | Знать особенности повествования как типа речи, структурные элементы рассказа, уметь составлять рассказ, включая в него фразеологические обороты | Рассказ | Повторить материал, изученный по теме «Лексикология и фразеология» в 6 классе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | Систематизация и обобщение изученного по теме | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Профессиональные слова. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Жаргонизмы. Стилистически | Знать определения всех групп слов. Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; определять, | Лексический диктант. Подбор примеров с иноязычной морфемой. Работа с | Из афоризмов книги Л. Н. Толстого «Путь жизни» выписать слова- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Лексикология» | (игра «Счастливый случай») | окрашенные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы | в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Уметь определять уместность употребления слов в речи, в художественном тексте | текстом, устный рассказ в научном стиле на тему «Изменение в словарном составе русского языка» | антонимы, ответить на вопрос: как связаны советы, касающиеся правил владения словом с законами нравственности? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. | Контрольная работа | Урок контроля | Системные отношения в лексике. Лексика как развивающаяся система. Лексика ограниченного употребления. Источники пополнения лексики | Понимать системные отношения в лексике, уметь рассматривать в сопоставлении и противопоставлении синонимы и антонимы, определять их функции в тексте, группировать слова и фразеологизмы по заданному основанию, определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Уметь определять уместность употребления слов в речи, в художественном тексте | Контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ IV. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (28 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27-28. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфеми-ка» | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Морфема как минимальная значимая часть слова. Типы морфем в русском языке. Морфемный разбор слова. Зависимость правописания слова от его строения. | Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе. Уметь делать морфемный разбор слова, различать разные типы морфем, определять зависимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем | Диктант «Проверяю себя» | Упр. 113, 118,119. Заполните таблицу примерами: орфограммы в корне, в приставке, в окончании | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. | P.p. Подробное изложение | Урок развития речи | Гласные в корнях с чередованием Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле | Уметь подробно излагать текст, определять и формулировать его основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать содержание прослушанного текста, сохраняя его структуру и языковые средства выразительности, включать в повествование описание помещения | Подробное изложение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30-31. | Основные способы образования слов в русском языке | Уроки усвоения новых знаний | Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бес-суфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования | Поиск слов, соответствующих схеме. Составление слов по схеме | Упр. 124,125, определить, что обозначает и как образовано слово «посиделки», проверить себя по словарю | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. | Способы образования слов в русском языке | Урок закрепления изученного | Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бес-суфиксный). Сложение | Уметь группировать слова по общности словообразовательных признаков, определять способ и средства образования слов, различать разные виды сложения, выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анали- | Выборочный диктант, анализ текстов. Восстановить пропущенные части словообразовательной цепочки, сопоставительный | Упр. 126, 127. Подготовить устный рассказ о способах образования слов в русском языке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.' | как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари | за слова, согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени, осознавать семантические и стилистические различия слов-паронимов | анализ паронимов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. | Этимология слова | Урок усвоения новых знаний | Этимологические словари, особенности построения словарных статей в этимологических словарях. Использование этимологических словарей для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи | Знать об исторических изменениях в структуре слова, особенностях построения словарных статей в словаре. Уметь пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи | Рассказать о строении словарной статьи этимологического словаря | Упр.131, 132. Подготовить устное высказывание: зачем нужен этимологический словарь? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34-35. | Р. р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение -описание помещения | Уроки развития речи | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение - описание помещения | Знать структурные особенности описания, особенности сложного плана, отличия сложного и простого планов. Уметь составлять сложный план к сочинению; отбирать, систематизировать материал к сочинению, создавать текст в соответствии с темой и типом речи | Сочинение -описание помещения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36. | Правописание корней с чередованием | Урок усвоения новых знаний | Буквы О-А в корнях КОС-КАС | Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать | Составить текст по опорным словам | Упр. 138, 144. Заполнить таблицу примерами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37. | Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР | Урок усвоения новых знаний | Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР | Знать условия выбора букв О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать корни с чередованием | Объяснительный диктант | Упр. 145. Устное сообщение «Правописание корней с чередованием О-А» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38-39. | Правописание корней с чередованием | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Корни с чередованием О-А (ЛОЖ-ЛАГ, РОС-PACT, КОС-КАС, ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР); Е-И в корнях (БЕР-БИР, ДЕР-ДИР и др.) | Знать перечень корней с чередованием гласных, уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять правописание, списывать текст без ошибок, писать грамотно текст, воспринятый на слух, обращаться к словарям в случае затруднения, подбирать примеры с изученными орфограммами | Диктант по памяти, осложненное списывание | Сочинение по опорным словам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40. | Буквы И и Ы после приставок | Урок усвоения новых знаний | Буквы И и Ы после приставок на согласные | Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные. Уметь применять правило на практике | Словарный диктант | Упр. 153. Вставить орфограммы, графически их обозначить | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41-42. | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | Уроки усвоения новых знаний | Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ - от их значения. Определение значения приставки ПРИ- (приближение, присоединение, добавление к чему-либо, нахождение вблизи чего-либо, неполное действие) и приставки ПРЕ-(«очень», «пере-»), правильное написание приставок | Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку | Тест, выборочный диктант | Упр. 154, 155. Списать, обозначить орфограмму | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43-44. | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | Уроки закрепления изученного | Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ-иПРИ- | Правильно писать слова с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-, различать значения и правописание слов с приставками ПРИ-иПРЕ- | Подготовленный диктант, взаимопроверка | Упр. 159, 161, 164. Подготовить связный рассказ о правописании ПРЕ- и ПРИ- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45. | Соединительные О и Е в сложных словах | Урок усвоения новых знаний | Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Выбор соединительной гласной О и Е в сложных словах | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах | Словарный диктант, подобрать антонимы, заменить словосочетание сложным словом | Упр. 168, 169. Обозначить графически орфограмму | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46. | Сложносокращенные слова | Урок усвоения новых знаний | Виды сложносокращенных слов по способу их образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов; употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Осложненное списывание | Упр. 174. Подготовка к сочинению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47. | Р. р. Сочинение по картине Т. Н. Яблоневской «Утро» | Урок развития речи | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль | Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение -описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности | Сочинение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48. | Морфемный и словообразовательный разборы | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Членение слова на морфемы. Различение словообразовательного разбора и разбора слова по составу. Образование различных частей речи | Знать различия словообразовательного разбора и разбора слова по составу, уметь определять значения морфем, группировать слова по общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу | Словообразовательный разбор. Разбор слова по составу. Составление слов по схемам | Упр. 181, 182. Указать способ образования слов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49. | Правописание гласных и согласных в корне слова | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные корня. Чередующиеся гласные А-О, Е-И в корне | Опознавать изученные орфограммы в слове, группировать их, разграничивать написания проверяемых гласных от непроверяемых | Распределительный диктант | Описать свой сон, придумать интересное название к тексту, употребить слова с чередующейся гласной в корне | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50-51. | Правописание приставок | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Правописание гласных в приставках ПРЕ-ПРИ, гласных И-Ы после приставок на согласные. Приставки на 3-С | Опознавать слова с изученной орфограммой, уметь выбрать правильное написание | Распределить слова на три группы, заполнить таблицу «Правописание приставок» своими примерами | Упр. 183. Написать свободный диктант на основе упражнения, проверить и оценить свою работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52. | Контрольная работа | Урок контроля | Текст. Тема. Основная мысль. Тип. Стиль. Способы словообразования. Члены предложения. Части речи. Виды орфограмм. Структура предложения. Знаки препинания | Уметь определять тему, основную мысль, тип, стиль речи, выполнять задания по грамматике на основе исходного текста | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53. | Работа над ошибками | Урок коррекции знаний | Тип речи, стиль речи, правописание корней и приставок | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Тест | Составить словарный диктант на изученные орфограммы (объем -40 слов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ V. МОРФОЛОГИЯ (136 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя существительное (22 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Грамматическое значение существительного. Морфологические признаки имени существительного. Типы склонений. Выбор условий написа- | Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имен существительных, синтаксическую роль в предложении, выразительную роль имен существительных в речи. Уметь распо- | Доказать справедливость утверждения Л. В. Успенского «Имя существительное - хлеб языка» | Упр. 192, 200. Мини-сочинение «Роль имени существительного в русском языке» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ния падежных окончаний имен существительных | знавать существительные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, выделять существительные в нем. В художественном тексте узнавать приемы олицетворения, безошибочно писать падежные окончания существительных | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55. | Имя существительное | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Синтаксическая роль в предложении. Номинативная, коммуникативная и эмоционально-выразительная роль имен существительных в речи | Уметь распознавать существительные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли типичных суффиксов и окончаний | Ответить на вопрос: какие картины могут нарисовать существительные? | Подготовить сообщение «Роль существительных-антонимов в речи» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. | Р. р. Выборочное изложение | Урок развития речи | Выборочный пересказ исходного текста повествовательного характера. Включение описания помещения в художественном стиле. Отрывок из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» | Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, дифференцировать главную и второстепенную информацию, включать в пересказ описание | Изложение | Повторить склонение существительных в русском языке, правописание падежных окончаний имен существительных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57. | Разносклоняемые имена существительные | Урок усвоения новых знаний | Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ. Суффикс -ЕН- /-ЁН- в основе существительных на -МЯ | Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило склонения существительных на -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновывать выбор гласной в окончаниях | Объяснительный диктант | Упр. 209, 213, 214. Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58. | Несклоняе- | Урок | Несклоняемые | Знать, что большинство не- | Составить сло- | Упр. 220, соста- | ||||
мые имена | усвоения | существительные. | склоняемых существительных - | варные статьи к | вить с несклоняе- | |||||
существи- | новых | Употребление несклоняемых | заимствованные слова, их не- | 2-3 несклоняе- | мыми существи- | |||||
тельные | знаний | существительных в косвенных падежах | возможно разобрать по составу. Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах | мым существительным | тельными словосочетания | |||||
59. | Род | Урок | Род несклоняемых | Знать способы определения | Редактирование | Упр. 228. Подго- | ||||
несклоняе- | усвоения | имен существитель- | рода несклоняемых существи- | текста, записать | товить устное вы- | |||||
мых имен | новых | ных. Способы опре- | тельных. | существитель- | сказывание на | |||||
существительных | знаний | деления рода несклоняемых существительных. Употребление несклоняемых существительных в речи. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными | Уметь употреблять в речи несклоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными | ные по их толкованию | тему «Откуда появились в русском языке несклоняемые существительные и почему они не подчиняются общим правилам?» | |||||
60. | Имена | Урок | Имена существитель- | Знать об именах существи- | Мини-сочинение | Упр. 232, соста- | ||||
существи- | усвоения | ные общего рода, оп- | тельных общего рода. Уметь | с употреблени- | вить словосочета- | |||||
тельные | новых | ределение рода этих | опознавать их, согласовывать | ем слов общего | ния или предло- | |||||
общего рода | знаний | имен существительных. Согласование сказуемого и подлежащего - существительного общего рода. Употребление в речи имен существительных общего рода | подлежащее - существительное общего рода и сказуемое, употреблять в речи | рода | жения с существительными, которые дают характеристику человеку (отрицательную, положительную) | |||||
61. | Морфологи- | Повтори- | Морфологические | Знать морфологические призна- | Морфологиче- | Упр. 234. Соста- | ||||
ческий раз- | тельно- | признаки и морфоло- | ки имени существительного, по- | ский разбор | вить небольшой | |||||
бор имени | обоб- | гический разбор име- | рядок морфологического разбо- | имени сущест- | связный текст по | |||||
существительного | щающий урок | ни существительного | ра.. Уметь определять морфологические признаки имени существительного; производить его морфологический разбор, употреблять в речи | вительного, лек-сико- стилистический анализ текста по плану | теме «Увлеченность (ожидание)», указать все имена существительные | \ | ||||