Работа редактора над композицией произведения
Композиция (от лат. сompositio составление, сочинение, соединение, упорядочение) — литературоведческий термин, обозначающий такое построение литературного произведения, которое объединяет все его части в единое целое и способствует воспроизведению целостной картины мира той точки зрения, с которой воспринимает и оценивает автор.
Композиционное построение рукописи определяется содержанием, объемом, видом текста, политическим, научным, культурным уровнем читателей, для которых данное произведение предназначено. Композиция относится к понятию формы произведения и вместе с жанром, стилем и системой образов составляет ее, но при этом композиция связана через основные образы и с содержанием произведения, поэтому построение произведения определяется общими законами композиции.
Правила построения композиции произведения: последовательность частей должна быть мотивирована; части должны быть соразмерными; приемы композиции — определяться содержанием и характером произведения.
Требования редактора к построению композиции произведения: композиционная полнота, необходимость каждой части, единство всех частей рукописи.
Различают композицию художественного и нехудожественного произведения.
Композиция художественного произведения имеет в своей основе сюжет и поэтический образ, то есть в ее основе лежат образные приемы изложения, воздействующие на эмоциональную природу человека.
Композиция нехудожественного произведения строится по законам плана, в ней используются научные и публицистические приемы изложения, основанные на законах логики и воздействующие на рациональную сторону человеческого сознания. Образность, разумеется, может встречаться и в научном, и в публицистическом произведении, но тогда мы имеем дело с единичным случаем использования образа (сравнение запаха озона с запахом арбуза или процесса решения дифференциального уравнения со штопаньем дыр), а не со сплошной образностью как в художественной литературе.
Анализ редактором композиции художественного произведения. Работа редактора начинается с анализа плана рукописей и состоит им двух этапов — составления плана предложенной ему рукописи и создания плана, включающего рекомендации редактора по композиционному изменению рукописи.
Техника составления плана заключается в членении текста на части и озаглавливании этих частей. Редактор как бы идет за автором, пытается восстановить его план, следит за развитием образов и мысли художественного произведения. Редактор должен помнить, что в художественной литературе следование поэтапному логическому плану вовсе не обязательно, иногда в нарушении логики развития сюжета надо видеть не композиционный недочет, а особый прием композиционного построения произведения, рассчитанный на повышение его эмоционального воздействия. Поэтому при редактировании композиции художественного произведения от редактора требуется большая внимательность и осторожность. Редактор должен постараться понять замысел автора и не нарушить его.
Оценка приемов композиции рукописи также входит в задачи редактора. Многообразие приемов композиции, с помощью которых достигается целостность литературного произведения, безгранична. Каждый художественный жанр располагает своей системой композиционных приемов, приемов организации материала. При анализе художественного текста редактору следует рассмотреть мотивировку использования каждого приёма с точки зрения композиции, которая должна быть поддержана содержанием и образной структурой текста. Авторские просчеты в композиции художественного произведения часто объясняются тем, что приемы композиции не связаны с содержанием материала или их связь недостаточно последовательна. В этих случаях редактор должен вмешаться, но исправления в текст вносить только с согласия автора и в художественных произведениях только рукой самого автора.
Работа редактора над композицией нехудожественного (то есть научного, официально-делового или публицистического) произведения начинается с тех же действий, что и в художественном произведении. Редактор начинает с выделения частей текста, более крупных, чем абзац. Части должны выделяться очень внимательно, а не механически, обычно в большом произведении они представляют собой сложную систему. В условиях газеты в качестве структурных элементов рукописи могут выступать статьи, объединенные единым названием рубрик, части статей с подзаголовками. Даже если материал мал и структура его не имеет никаких технических приемов деления, она должна быть изучена.
Редактор должен также обратить внимание на точность расположения частей, так как она помогает повысить информативность, увеличить познавательную ценность материала, его эмоциональное воздействие, упрощает работу над переходами от одной мысли к другой.
После выделения частей редактор составляет план нехудожественного произведения и в дальнейшем работает над ним. В его задачи входит также сравнение составленного плана с оглавлением рукописи. В небольших работах это сделать довольно легко благодаря простой системе построения рукописи. В больших произведениях это сложнее, так как там присутствует сложная структура построения, включающая в себя части, разделы, главы, параграфы, пункты и абзацы соответственно.
Вся система заголовков в произведении начинается рубрикацией (or лат rubcr красный, так же как «красная строка» в русском). В дальнейшем редактор работает над рубрикацией рукописи. Сначала редактор должен решить, насколько соответствует рубрикация рукописи замыслу автора, высказанному им в проекте первоначально, как соотносятся между собой отдельные рубрики, то есть части текста, выдержано ли сочинение и соподчинение заголовков разных рубрик. Автор в процессе написания работы может отойти от первоначального плана рукописи. Если он сделал это по объективным причинам, то редактор должен с ним согласиться.
Объективными причинами для изменения первоначального плана рукописи редактор может считать: изменение значения отдельных композиционных частей произведения в результате разработки темы; появление нового материала, которым ранее автор не располагал; перегруппировка материала в процессе работы над темой. Редактор должен разобраться во всех отступлениях от плана-проспекта рукописи и в случае оправданности внести их в оглавление и рубрикацию, чтобы иметь возможность работать далее над рубрикацией произведения.
Работа над рубрикацией нехудожественного произведения есть своеобразная разновидность мыслительной операции деления. Редактор должен помнить, что чем четче рубрикация рукописи, чем более мелкие структурные составляющие входят в нее, тем она будет популярнее и доступнее для читателя.
Правила рубрикации рукописи состоят в следующем:
1) на протяжении всего текста рукописи все его рубрики должны быть связаны с главной, заявленной как основная тема произведения (то есть логически на протяжении всего процесса деления должно выдерживаться одно основание);
2) в рукописи не должно содержаться повторов и одинаковых рубрик (то есть члены деления должны исключать один другого);
3) все рубрики вместе должны входить в объем темы главной, объединяющей их рубрики, не быть меньше или больше ее по объему (то есть все рубрики вместе должны исчерпывать тему главной, объединяющей их рубрики).
При редакторском анализе рубрикации нехудожественного произведения надо четко представлять себе тот универсальный логический класс, который охватывает вся совокупность предметов и явлений данной темы. Сопоставляя это содержание с содержанием рубрик, редактор может установить правильное соотношение между понятиями в данной области. Редактор должен также обратить внимание на то, как выполняется требование идентичности рубрикации — правильность структуры, взаимоподчинение частей, так как нечеткость рубрикации — сигнал о непорядке в изложении материала.
Рассмотрев рубрикацию, редактор должен перейти к рассмотрению построения каждой структурной единицы композиции, а чтобы иметь возможность это сделать, редактор сопоставляет содержание каждого раздела с рабочим оглавлением рукописи. В рабочее оглавление вносят все заголовки — от самого крупного до самого мелкого — рукописи с сохранением той последовательности и формулировки, в которых они даны в рукописи. Заголовки в рабочем оглавлении располагаются «лесенкой»:
Часть
Раздел
Глава
Параграф
Пункт
Основные ошибки в построении каждой структурной единицы композиции могут заключаться и следующем:
1) отходе в сторону от темы;
2) слабой связи одной мысля с другой (в данном случае редактор должен восстановить внутренние логические связи, сделать их очевидными для читателей, а не только для автора; одним из часто употребляемых приемов восстановления связи между частями рукописи является использование служебных слов, союзов, вводных слов и предложений);
3) бессистемном изложении материала;
4) повторении мыслей, формулировок, цитат (при малом объеме редактору нетрудно это заметить, при большом — он может прибегнуть к предметно-проверочному приему просмотра материала);
5) противоречиях, неправильных методах классификации. Это связано с различными логическими отношениями, которые могут существовать между двумя классами явлений или понятий: равнозначность (А. С. Пушкин — автор «Евгения Онегина»); перекрещивание (студент — отличник); подчинение (СМИ — периодическая печать); исключение (учебник — сказка);
6) логических погрешностях в определении (работа над определениями будет рассмотрена ниже, кроме этого, редактор может отыскать определение в словаре);
7) неудачной разбивке на абзацы (об этом также будет сказано ниже).
Подавляющее большинство нехудожественных материалов имеют три основные части:введение, основную часть, заключение. В небольших произведениях вводная часть и заключение иногда формально не выражены, но все же имеются.
Введение включает в себя формулировку темы, мотивировку выбора, подробное объяснение и толкование ее, формулировку цели и задач работы, показ результате исследования темы другими специалистами (обзор литературы по теме), перечисление использованных источников, обоснование актуальности, новизны, практической ценности темы, определение основных аспектов и структуры рассмотрения темы в дальнейшей работе. Выбор типа вступления зависит во многом or жанра, тематики работы, а также от творческой индивидуальности автора.
Содержание основной части произведения — изложение сути вопроса, доказательство авторской мысли при помощи системы утверждений и доводов — может быть очень сложным по структуре. Оно может быть построено от общего к частному (аналитический способ построения), от частного к общему (синтетический). Синтетический способ чаще применяют в литературе для массового читателя. В работе над основной частью произведения редактор может посоветовать автору наиболее удачный способ изложения материала.
Заключение подводит итоги всему сказанному в работе, формулирует выводы, выделяет главные мысли произведения, может (по желанию автора) включать в себя постановку проблем, которые надо исследовать в будущем.
Редактору необходимо проверить, чтобы введение и заключение в рукописи были тесно связаны с основной частью, естественно вводили читателя в тему (введение) и вытекали в качестве выводов из рассмотренных фактов (заключение). Они должны характеризоваться конкретностью и сжатостью изложения и очень небольшим объемом — по правилам риторики, введенным еще Аристотелем, вступление и заключение вместе не должны превышать одной восьмой от общего объема рукописи (правда, для гуманитарных наук де чается исключение — там объем этих частей может доходить до одной четверти общего объема рукописи).
Редактор внимательно изучает также соблюдение автором соразмерности трех основных частей произведения. Наиболее типичные ошибки при этом: растянутое введение или заключение, слишком общий их характер, идейно тематическая несвязанность с основной частью работы.
Завершает работу редактора над композицией рукописи проверка абзацного выделения. Абзац (от нем. Absatz) цельная оконченная коммуникативная смысловая единица, для выделения в тексте ее набирают с новой строки с отступом от левого края. Чаще всего, абзац — сигнал начала новой мысли. С точки зрения композиционного построения абзац является композиционно-смысловой единицей письменной речи.
Для абзаца характерны следующие черты: единая тема, логическая целостность, композиционно-семантическая соотнесенность со всем произведением.
Деление на абзацы происходит по двум причинам:
1) коммуникационно-смысловой, когда автор стремится при помощи абзаца выделить отдельные моменты произведения, наиболее важные эпизоды, границы структурных частей. Эта причина чаще встречается в нехудожественных произведениях, так как главная причина деления на абзацы — необходимость достичь логической целостности;
2) экспрессивно-стшшстической, когда автор желает подчеркнуть неожиданность или значительность действия, усилить его воздействие на читателя. Эта причина более характерна для художественных произведений.
Работа редактора над абзацным выделением завершает работу редактора над композицией рукописи.
Виды текстов.
Редактирование текстов,