| | | | | прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи, использовать глаголы настоящего времени при описании событий прошлого, глаголы прошедшего и будущего времени вместо настоящего | | | | | |
158-159. | Контрольная работа | | Уроки контроля | Тема, основная мысль текста. Тип, стиль речи. Воспроизведение текста повествования, создание текста-рассуждения | Уметь выразительно читать текст, проводить его текстовед-ческий анализ (тип, тема, основная мысль, стиль), находить изобразительно-выразительные средства языка, дополнять текст изложения своими рассуждениями о роли глаголов в тексте повествования | Изложение повествовательного характера с элементами рассуждения. Объяснить смысловые различия между глаголами смотреть - видеть. Почему эти глаголы заучиваются как исключения? | Рассмотреть любую памятку в конце учебника, заменить глаголы повелительного наклонения инфинитивом. Что изменилось в интонации и стиле памятки? Какой вариант для вас предпочтительнее? В каком стиле пишется памятка? | | | |
Наречие (30 часов) | |
160. | Наречие | | Урок усвоения новых знаний | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов | Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | Списать, подчеркнуть наречия как члены предложения, подобрать к ним синонимы, составить предложения, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов | | | |
161. | Смысловые группы наречий | | Урок усвоения новых знаний | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | Составить связный рассказ о группах наречий по значению | | | |
162. | Употребление наречий для связи предложений в тексте | | Урок закрепления изученного | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | Уметь употреблять наречия для связи предложений в тексте, составлять тексты с использованием наречий | Анализ текста. Сделать вывод о роли наречий как средства связи в тексте | Дополнить таблицу своими примерами | | |
163-164. | P.p. Сочинение-описание действий(на основе наблюдений) | | Уроки развития речи | Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) | Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | Сочинение | | |
165. | Степени сравнения наречий | | Урок усвоения новых знаний | Образование степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной), критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | Разделить текст на абзацы, записать один из них, поставить к наречиям вопросы, указать их смысловой разряд. Найти в словаре наречия, от которых можно образовать формы степеней сравнения | | |
166. | Морфологический разбор наречия | | Повтори-тельно-обоб-щающий урок | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как части речи | | |
167. | Слитное и раздельное написание | | Урок усвоения новых | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правиль- | Подобрать к наречиям синонимы с при- | Сформулировать вывод: чем может быть НЕ в на- | | |
| НЕ с наречиями на 0-Е | | знаний | | ного написания, безошибочно писать | ставкой НЕ, затем антонимы | речиях? Графически объяснить правописание НЕ с наречием | | |
168. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на 0-Е | | Урок закрепления изученного | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на 0-Е. Роль синонимичной замены наречия | Уметь соотносить правила написания НЕ с наречиями и другими частями речи, видеть структуру наречия, опознавать наречие и другие части речи с НЕ, понимать общее в выборе орфограммы, формулировать обобщенное правило | Записать по 3 слова разных частей речи, в которых НЕ выступает в качестве частицы, приставки, части корня. Заполнить таблицу своими примерами | Придумать предложения о бережном отношении к природе, употребив наречия на 0-ЕсНЕ | | |
169. | Буквы Е-И в приставках НЕ-/НИ- отрицательных наречий | | Урок усвоения новых знаний | Правописание отрицательных наречий | Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях / | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? | Составить 9 словосочетаний «гла-гол+отрица-тельное наречие», обозначить орфограмму | | |
170. | Буквы Е-И в приставках НЕ-/НИ- отрицательных наречий | | Урок закрепления изученного | Правописание отрицательных наречий, отрицательных местоимений | Уметь опознавать в тексте отрицательные местоимения и наречия, различать в них приставки НЕ-НИ, использовать в речи | Диктант «Проверяю себя» | Составить лингвистический рассказ «Буквы Е-И в приставках отрицательных наречий и местоимений» | | |
171-172. | P.p. Выборочное изложение | | Уроки развития речи | Выборочное изложение - описание внешности и действий человека | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия для передачи последовательности действий | Изложение | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | |
| 173. | НиННв | | Урок | Образование наречий | Знать способ образования на- | Используя схему | Образовать от | |
| | наречиях на | | усвоения | от прилагательных. Н | речий от прилагательных, ус- | рассуждения, | прилагательных | |
| | 0-Е | | новых знаний | и НН в наречиях на 0-Е | ловия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать | обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо | наречия, графически обозначить орфограмму | | |
174. | НиННв | | Урок | Образование наречий | Уметь отличать наречия от | Подобрать к на- | Придумать и за- | | |
| | наречиях на | | закрепле- | от прилагательных. Н | кратких прилагательных, без- | речиям с Н сло- | писать 4 предло- | | |
| | 0-Е | | ния изученного | и НН в наречиях на 0- Е | ошибочно писать, определять способ образования наречия, синтаксическую функцию в предложении, употреблять в речи | ва, от которых они образованы. Указать части речи на -0, которые не являются наречиями | жения с краткими прилагательными и наречиями, образованными от прилагательных, обозначить орфограмму | | |
175. | Буквы 0-Е | | Урок | Буквы 0-Е после ши- | Знать правило выбора и напи- | Распредели- | Распределить | | |
| | после шипящих на конце наречий | | усвоения новых знаний | пящих на конце наречий | сания букв 0-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с 0-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило | тельный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е | слова по группам | | |
176. | Буквы О-А | | Урок | Буквы О-А на конце | Уметь правильно писать, выде- | «Четвертое | Из толкового сло- | | |
| | на конце | | усвоения | наречии с приставка- | лять морфемы, определять и | лишнее». Опре- | варя выписать по | | |
| | наречии с | | новых | ми ИЗ-, ДО-, С-, В-, | анализировать роль наречий в | делить роль на- | 2 слова с разными | | |
| | приставками | | знаний | НА-, ЗА- | связных текстах | речии в тексте | приставками, придумать с ними предложения | | |
177. | P.p. | | Урок | Сочинение - описа- | Уметь формулировать замысел, | Узнать произве- | Сочинение | | |
' | | Сочинение-описание | | развития речи | ние книги. Собирание и систематизация рабочего материала | тему, основную мысль сочинения, выбирать тип, стиль и средства выразительности языка | дение по иллюстрации, описать суперобложку, сформулировать | | | |
| | - | | | | | вопросы к тексту-образцу, озаглавить и пересказать текст | | | |
178. | Дефис между частями слова в наречиях | | Урок усвоения новых знаний | Дефис между частями слова в наречиях | Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи | Составить связный рассказ о правописании наречий с дефисом | | |
179. | Дефис между частями слова в наречиях | | Урок закрепления изученного | Дефис между частями слова в наречиях | Уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте | Анализ текста-рассуждения, части которого связаны с помощью наречий и вводных слов | Прочитать стихотворение А. Яшина «Лирическое беспокойство»: определить тему, роль в тексте неопределенных местоимений и наречий, сформулировать правило дефисного написания, общего для местоимений и наречий | | |
180. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий» | Заполнить таблицу своими примерами | | |
181. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | | Урок закрепления изученного | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом; употреблять функциональные омонимы в речи; пользоваться словарем для получения информации | Составить предложения с функциональными омонимами | Составить текст, используя наречия для связи смысловых частей текста | | |
182. | Ь после шипящих на конце наречий | | Урок усвоения новых знаний | Ь после шипящих на конце наречий | Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения | Записать словосочетание, сделать вывод о правописании Ь на конце наречий | Составить 5 предложений с изученной орфограммой, обозначив ее графически | | | |
183. | Ь после шипящих на конце наречий | | Урок ~' закрепления изученного | Ь после шипящих на конце наречий | Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце | Выборочный диктант | Заполнить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи» своими примерами, составить связный рассказ на основе таблицы | | | |
184. | Слова категории состояния и модальные слова | | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи | Знать общее значение слов категории состояния, уметь сопоставлять наречия и эту групп слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте | Синтаксический разбор предложений | Составить 3-4 предложения со словами категории состояния, подчеркнуть главные члены предложения | | | |
185. | Слова категории состояния и модальные слова | | Урок закрепления изученного | Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи | Уметь сопоставлять наречия и эту групп слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова категории состояния в тексте, использовать их в текстах различных стилей и типов | Работа с текстом. Определение роли функциональных омонимов в тексте | Устное высказывание об особенностях слов категории состояния | | | |
186. | Р. р. Выборочное изложение | | Урок развития речи | Выборочное изложение - описание состояния человека или природы | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смыс- | Изложение | Контрольные вопросы | | | |
| | | | | ловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы или состояния человека | | | | | |
187-188. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие» | | Повтори- тельно- обоб- щающие уроки | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий, употреблять наречия для соблюдения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Написать сочинение-этюд по первой строчке из миниатюр М. М. -Пришвина («Опять блистательное утро», «Сирень цветет», «Никогда не поздно посадить деревце»), употребить наречия | | | |
189. | Контрольная работа | | Урок контроля | Правописание наречий. Виды разборов на основе аудируемого текста | Безошибочно писать аудируемый текст, выполнять все виды языкового разбора | Диктант с дополнительными заданиями | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | РАЗДЕЛ VI. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА (15 часов) | | |
190. | Части речи в | | Повтори- | Самостоятельные | Распознавать части речи с уче- | Объяснить, по | Подготовить ответ | | |
| русском | | тельно- | части речи: морфоло- | том разных признаков слов, | каким языковым | на вопрос: почему | | |
| языке | , | обоб- | гические признаки, | уметь определять синтаксиче- | признакам оп- | существительные, | | |
| | | щающий урок | роль в предложении | скую роль в предложении, выразительно читать тексты, выбирая наиболее подходящий для содержания и настроения тон речи | ределяется часть речи, почему местоимения часто называют заместительными словами. Чтение и анализ текста | прилагательные, числительные и местоимения называют склоняемыми частями речи? | | |
191- | Словообра- | 2 | Повтори- | Словообразование | Понимать взаимосвязь морфе- | Какие виды мор- | Доказать спра- | | |
192. | зование са- | | тельно- | самостоятельных час- | мики и словообразования, | фем существуют | ведливость вы- | | |
| мостоятель- | | обоб- | тей речи | уметь определять основные | в русском язы- | сказывания | | |
| ных частей | | щающие | | способы словообразования, | ке? Показать на | М.А.Рыбниковой: | | |
| речи | | уроки | | правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слов, распознавать употребительные корни с чередованием, правильно писать наиболее распространенные слова с этими корнями, использовать в речи слова с суффиксами оценки, работать со словарями | примерах, с помощью каких словообразовательных морфем происходит образование слов, доказать, что окончание -формообразующая морфема. Составление слов по схемам. Анализ словообразовательных отношений между однокорен-ными словами | «Найти корень слова - это значит найти его внутренний затаенный смысл - то же самое, что зажечь внутри фонаря огонек» | | |
193- | Употребле- | | Повтори- | Употребление знаме- | Уместно употреблять в речи | Элементарный | Найти пословицы | | |
194. | ние знаме- | | тельно- | нательных частей речи | разносклоняемые существи- | анализ текста | и поговорки с чис- | | |
| нательных | | обоб- | | тельные, существительные с | (по группам), | лительными, | | |
| частей речи | | щающие уроки | | уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные в качестве эпитетов, глаголы в | определить особенности употребления | употребить глаголы в этикетных формулах выра- | | |
| | | | | | | | | |
| | | | \ .' ■■; | составе фразеологических оборотов в прямом и переносном значении, существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, краткие и полные прилагательные в сравнительной и превосходной степени, согласовывать глаголы в форме прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно | изученных частей речи. Наблюдение за употреблением частей речи в образцах. Редактирование текста | жения просьбы, подготовить устное высказывание о грамматических нормах русского языка, привести примеры нарушения этих норм в речи | | | |
195. | Правописание НЕ с различными частями речи | | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Правописание НЕ с различными частями речи | Уметь опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общее в написании НЕ с различными частями речи, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по обобщенной теме по плану | Составить план устного высказывания «Правописание НЕ с различными частями речи» | Устное высказывание по плану | | | |
196. | НиННв суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на -О | | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на -О | Уметь опознавать изученные части речи, видеть в них орфограммы, безошибочно писать. Различать краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую функцию, уметь обобщать изученное, делать выводы | Написать текст под диктовку, проверить и оценить свою работу | Составить устное высказывание на основе обобщенной таблицы | | | |
197. | Правописание сложных слов | | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Правописание сложных слов | Различать сложные слова с соединительной гласной и без нее, уметь безошибочно писать сложные слова | Осложненное списывание | Из орфографического словаря выписать 10 сложных существительных со слитным написанием и 10 с дефисным написанием | | | |
198. | Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих | | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, окончаниях | Уметь опознавать части речи, выделять морфему с орфограммой, делать правильный выбор и, зная условия выбора, делать обобщенные выводы на | Заполнить обобщенную таблицу на основе информации, полученной из | На примерах доказать, что после шипящих в окончаниях глаголов пишутся только | | | |
| | | | | существительных, прилагательных, глаголов, в корне слова | основе изученного | параграфов учебника | буквы Е, Ё | | |
| 199-200. | Р. р. Текст, его признаки | | Уроки развития речи | Текст, тема, основная мысль, заголовок. Строение текста. Типы и стили речи | Уметь доказывать признаки текста (единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь), уметь построить текст любого типа в соответствии с темой, основной мыслью, выбранным стилем речи, использовать лексические и грамматические средства связи предложений в тексте | Подобрать заголовок, доказать принадлежность к тексту, определить тему и основную мысль, составить план сочинения на тему «Моя любимая книга», по плану подготовить устное высказывание | Проанализировать свои сочинения, установить, какие нормы построения текста нарушены, сделать вывод | | |
| 201. | Гласные в окончаниях слов | | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Правописание гласных в окончаниях существительных, прилагательных, числительных и глаголов | Опознавать части речи, видеть морфему и орфограмму в ней, учитывать связи с другими словами в словосочетании и предложении, выбирать соответствующее правило и применять его, уметь делать обобщения на основе изученного, приводить свои примеры | Творческое списывание | Написать небольшой текст «Ветреный день в лесу», в изменяемых словах выделить окончания | | |
| 202. | Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи | | Повтори- тельно- обоб- щающий урок | Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи | Уметь различать функциональные омонимы, безошибочно писать, уместно использовать в речи | Редактирование текста | Повторение изученного | | |
| 203-204. | Контрольная работа | | Уроки контроля | Комплексный анализ текста | Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Комплексный анализ текста | ■ | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |