Изучите особенности реакции деполимеризации полиметилметакрилата
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М. СЕЧЕНОВА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ С КУРСОМ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
СТУДЕНТА_____________________ ГРУППЫ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
__________________________ОТДЕЛЕНИЯ
ФИО СТУДЕНТА _____________________________
______________________________________________
_____________________________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ___________________________
Учебный год
Москва
Дата:_________ Занятие № 1
ТЕМА: Основы техники безопасности и охраны труда в стоматологии
Задание №1.
Приведите определения:
Техника безопасности –
Охрана труда –
Задание №2.Ознакомьтесь с видами инструктажа и заполните таблицу
Виды инструктажа | Контингент, с которым проводится инструктаж | Лицо, уполномоченное для проведения инструктажа | Факторы, влияющие на необходимость проведения | Регулярность проведения инструктажа | Документы, с которыми знакомятся в процессе инструктажа |
Задание №3.Перечислите действия зубного техника перед началом работы:
1 –
2 –
3 –
Задание №4.Перечислите действия зубного техника по окончании работы
1 –
2 –
3 –
Задание №5.Перечислите внештатные ситуации и порядок действия персонала зуботехнической лаборатории при их возникновении
Внештатная ситуация | Порядок действия персонала зуботехнической лаборатории |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Задание №6.Перечислите ядовитые вещества, с которыми техник может вступить в контакт в процессе работы в зуботехнической лаборатории:
Характер токсического действия | Типичные вещества |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
Задание №7.Перечислите характеристики ожогов и действия персонала лаборатории
Виды ожогов | Первая помощь |
1. | |
2. 2.1 2.2 2.3 | |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 |
Дата:_________ Занятие № 2
ТЕМА: Характеристика металлов и сплавов, применяемых в зуботехнической лаборатории, и техника безопасности при работе с ними
Задание №1. Приведите классификацию сплавов, используемых в стоматологической практике, с примерами для каждой группы:
Сплавы
Твердые растворы Механические смеси Химические соединения
Характеристика | Характеристика | Характеристика |
Примеры | Примеры | Примеры |
Задание №2.Определите типы кристаллических решеток, ячейки которых приведены на рисунках и приведите примеры металлов, для которых характерны данные решетки:
Задание №3. В соответствии с классификацией ИСО/ТК106 «стоматология», подкомитет ПК2 «Материалы для протезирования зубов» заполните таблицу для сплавов стоматологических.
Классификационная группа | Содержание основных компонентов | Примеры материалов с указанием торговых наименований |
Задание №4.Перечислите требования, предъявляемые к сплавам, применяемым в стоматологической практике:
________________________________________
Задание №5.Охарактеризуйте технологические приемы, используемые в практике зубного техника
Литье –
Отжиг –
Закалка –
Отпуск –
Ковка –
Штамповка –
Прокатка –
Волочение –
Паяние –
Сварка –
Отбеливание –
Электроискровая обработка –
Гальваническое осаждение –
Золочение –
Палладирование –
Платинирование –
Задание №6.Перечислите правила безопасности при работе с паяльным оборудованием.
Задание №7.Опишите химизм амальгамирования серебряной амальгамы и охарактеризуйте технику безопасности при работе с ней.
Дата:_________ Занятие № 3
ТЕМА: Основы полимерных материалов и процессов полимеризации. Типы полимерных материалов в стоматологии и их применение.
Задание №1
Приведите классификацию пластмасс, применяемых в ортопедической стоматологии (пути использования)
Пластмассы в стоматологии
Задание №2. Перечислите свойства стоматологических пластмасс, обуславливающих их широкое применение в стоматологический практике.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание №3. Напишите реакции, лежащие в основе получения полиметилметакрилата на основе изобутилена, для каждой реакции укажите субстрат, реагент и механизм реакции. Перечислите вещества, обладающие токсическим действием, огнеопасные, самовоспламеняющиеся (если таковые используются на любой стадии синтеза):
Лабораторная работа №1
«Определение времени готовности формовочной массы.»
Цель работы: Научиться определять время готовности стоматологической полимерной формовочной массы.
Оборудование и реактивы: Сосуд c крышкой, шпатель стоматологический; полимер (порошок) и полимер (жидкость) базисного материала Этакрил (Акр-15) или другой по выбору преподавателя.
Для приготовления формовочной массы проводят замешивание, используя для этого полимер (порошок) и мономер (жидкость) базисного материала (по указанию преподавателя).
Усадка полимер-мономерной композиции зависит от соотношения мономера и полимера. Оптимальным является соотношение мономера и полимера 1:3 по объему или 1:2 по массе.
Ход работы:
- Описывают полимерный материал, используемый в данной работе:
Ø Название ____________________________________________________________
Ø Фирма-производитель _________________________________________________
Ø Форма выпуска ____________
- Проводят смешивание мономера с полимером в сосуде с крышкой или на стекле (при этом в мономер насыпают отмеренное количество порошка и сразу же перемешивают — нормативный расход пластмассы при изготовлении базиса съемного протеза составляет 1 г на 1 искусственный зуб).
- Сосуд с массой оставляют для набухания на 15-30 мин, (в зависимости от температуры окружающей среды). В течение этого времени консистенция массы изменяется от пескообразной до тестообразной. При получении формовочной массы различают следующие стадии: песочная (гранульная); вязкая (тянущихся нитей), тестообразная; резиноподобная.
- Описывают все стадии получения формовочной массы:
1) Песочная стадия
Появляется ________
Длится (мин) _________________________________________________________
Смесь на этой стадии используют для ____________________________________
2) Стадия тянущихся нитей (вязкая)
Характеризуется ________
Длится (мин) _________________________________________________________
Смесь на этой стадии используют для ____________________________________
3) Тестообразная стадия
Характеризуется ________
Длится (мин) _________________________________________________________
Смесь на этой стадии используют для ____________________________________
4) Резиноподобная стадия
Характеризуется ________
Длится (мин) _________________________________________________________
Смесь на этой стадии используют для ____________________________________
- Характеризуют влияние температуры на скорость набухания ____________________________
Вывод:
Задание №4
Изучите особенности реакции деполимеризации полиметилметакрилата.
Небольшой кусочек базиса протеза помещают в среднюю часть горизонтально расположенной пробирки. Осторожно нагревают это место пробирки над пламенем горелки. Полимер сначала плавится, а затем деполимеризуется (в пробирке появляются пары). Слегка наклоняют пробирку, чтобы образовавшийся жидкий мономер стекал в нижнюю, нагретую, часть пробирки. Метилметакрилат распознают по характерному запаху.
Запишите реакцию деполимеризации полиметилметакрилата:
По окончании деполимеризации, когда пробирка остынет, добавляют постепенно несколько капель бромной воды. Убеждаются в том, что при встряхивании пробирки бромная вода обесцвечивается, а запах продукта изменяется.
Запишите реакцию с бромной водой:
Задание №5. Охарактеризуйте технику безопасности при работе с полимерными материалами.