Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187).
Работа. Определение силы нервных процессов по психомоторным показателям (при помощи теппинг- теста).
Тест предложен Е.П. Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппаратуры
Оборудование: стандартные бланки - листы бумаги (203-283), разделенные на 6 (по 3 в ряд) равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Ход работы: По сигналу экспериментатора Вы должны в прямоугольниках бланка проставить точки с максимальной скоростью в течение 5 сек в каждом. Общая продолжительность работы 30 сек. Переход с одного прямоугольника на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по часовой стрелке. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Перед началом работы карандаш необходимо ставить не в первом прямоугольнике, а перед ним.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Перейти на другой квадрат». В конце работы звучит команда: «Стоп».
Обработка результатов:
1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.
2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
Анализ результатов: сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:
• Выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе;
• Ровный тип: максимальный темп удерживается на одном уровне в течение всех 30 сек, что соответствует нервной системе средней силы;
• Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5- секундного отрезка и остается на сниженном уровне. Этот тип свидетельствует о слабой нервной системе
• Промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Средне-слабая нервная система;
• Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Средне- слабая нервная система.
Рекомендации к оформлению результатов работы: Полученные данные в соответствии с вышеуказанной схемой записать в тетрадь. Провести их анализ и сделать соответствующие выводы об индивидуальных особенностях ВНД испытуемого.
Работа. Определение индивидуальной функциональной
Асимметрии человека
Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга - она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу, регуляцию деятельности и адаптацию человека к среде.
Под функциональной асимметрией мозга понимается неравнозначность деятельности парных органов с явным преобладанием одного из них. Известно, что правое полушарие головного мозга управляет левой половиной тела и доминирует у «левшей», а левое - правой и доминирует у «правшей». Правое полушарие головного мозга можно охарактеризовать как эмоционально-чувственное, конкретно-образное, интуитивно-спонтанное; осуществляющее «биологическую» адаптацию. Левое полушарие рассматривают как аналитико-рассудочное, абстрактно-логическое; осуществляющее «социальную» адаптацию.
Параметры, на основе которых определяют функциональную асимметрию человека, характеризуют либо двигательную сферу (асимметрия рук, ног), либо сенсорную (зрение, слух и т.д.).
Оборудование: ручка (карандаш), механические часы, акварельная кисточка, две одинаковых гирьки весом 100-150 г.
Ход работы: Все параметры тестируются на основе нижеприведенных тестов. Все параметры измеряются в единой шкале:
Признак | Кол-во баллов |
1. Левый | -1 |
2. Нечетко выраженный левый | -0,5 |
3. Неопределенный | |
4. Нечетко выраженный правый | 0,5 |
5. Правый |
Двигательная (моторная) асимметрия (ДА)
Задание 1. Асимметрия рук
А) Тест «Замок»: сцепите пальцы рук в замок. Доминирует рука, большой палец которой оказался сверху.
Б) Тест «Хлопок»: Похлопайте в ладоши (как в цирке или театре). Рука, которая движется активнее и сверху доминирует.
В) Тест «Поза Наполеона»: Сложите руки на груди. Рука, которая первой захватывает плечо другой, является доминирующей.
Г) Тест «Аннет»:
1. «Пишущая рука». Какой рукой вы пишите или рисуете (если обеими, то какой чаще - эта рука ведущая).
2. «Ножницы». Какой рукой человек режет ножницами.
3. «Спички». Какой рукой чиркаете спичкой.
4. «Нитки». Какой рукой вдеваете нитку в иголку.
5. «Карты». Какой рукой раздаете карты.
6. «Часы». Какой рукой заводите часы.
7. «Мяч». Какой рукой ловите и бросаете мяч.
8. «Ракетка». В какой руке держите теннисную ракетку.
9. «Нож». В какой руке держите нож.
10. «Крышка». Какой рукой отвинчиваете крышки.
11. «Молоток». В какой руке держите молоток.
12. «Зубная щетка». В какой руке держите зубную щетку.
Д) Тест «Центр письма». Возьмите в руки ручку (карандаш) и напишите любую букву, слово. Если при этом рука загибается крючком внутрь, то центр письма находится в полушарии противоположном центру управления рукой.
Задание 2. Асимметрия ног
А) Тест «Закидывание ног». Сидя закиньте ногу на ногу. Нога, которая оказалась сверху, - ведущая.
Б) Тест «Шаг». Сделайте шаг из положения стоя, ноги вместе. Для более четкого результата шаг должен быть назад. Ведущая - нога, которая делает шаг.
В) Тест «Прыжок». Из того же положения нужно подпрыгнуть на одной ноге. Ведущей является толчковая нога.
Сенсорная асимметрия (СА)
Задание 1. Асимметрия зрения (АЗ)
А) Тест «Память». Вспомните любимую книгу, фильм или сказку (в зависимости от возраста и пристрастий испытуемого). При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обследуемому. Доминирующей является сторона, в которую уводят глаза при «вспоминании».
Б) Тест «Прицеливание». Возьмите карандаш или ручку и поместите его вертикально на вытянутой руке (проба Розенбаха). Затем прицельтесь двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза испытуемому (рукой, карточкой). Глаз, при закрытии которого объект сдвигается максимально, - ведущий.
Задание 2. Асимметрия слуха (АС)
А) Тест «Часы». Перед испытуемым на стол кладут механические часы. Предлагают поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо - ведущее.
Б) Тест «Телефон». Ведущим является ухо, к которому чаще подносят трубку при разговоре.
Задание 3. Асимметрия тактильная (АТ) А) Тест «Кисть». Предлагается развернуть перед собой кисти рук ладонями вверх и ощутить их вес и размер. Кисть, которая ощущается тяжелее и больше, -ведущая.
Б) Тест «Щека». Необходима акварельная кисточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения обеих щек обследуемого (по очереди несколько раз). Щека, которая ощущает касания сильнее, - ведущая.
В) Тест «Шары». Оцените тактильное восприятие одинаковых предметов (вес 100-150 г) в обеих руках одновременно. Ведущей считается та рука, где предмет кажется больше, тяжелее.
Рекомендации к оформлению результатов работы: Оценка результатов.На основании полученных данных вычисляют следующие коэффициенты:
• коэффициент общей асимметрии (по всем тестам) - КОА;
• коэффициент моторной асимметрии - КМА;
• коэффициент сенсорной асимметрии - КСА.
Теоретически коэффициенты могут принимать значения от -100% до +100%, они рассчитываются по формулам:
КОА = Сумма значений всех асимметрий / количество всех тестов х 100%;
КМА = Сумма значений моторных асимметрий / количество моторных тестов х 100%;
КСА = Сумма значений сенсорных асимметрий / количество сенсорных тестов х 100%;
Анализ результатов.По коэффициенту общей асимметрии выделяют пять групп:
1. Лица со значительным преобладанием правых признаков (10 и более) -«явные» правши - КОА более +80%. Тип 1 отличается стремлением к жесткой логике, жесткому поведению и доминированию во всем. Работоголики, эмоциональная сфера которых развита слабо.
2. Лица с преобладанием правых признаков (3-9) - правши - от +20% до +80%. Характерны хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логическое мышление, преобладание положительных эмоций, хорошо планируют деятельность и достигают целей.
3. Лица с неопределенной асимметрией (преобладание в общей сумме признаков до 2-х левых или до 2-х правых) - «амбидекстры» - КОА от -20% до +20%. Тип 3 может распадаться на две группы:
а) слабо дифференцированные - по всем частным асимметриям значения
близкие к нулю. Представители этой группы склонны к пассивной адаптации, ведомые, неуверенные, изредка истеричные и эгоистичные;
б) разносторонние - по всем частным асимметриям значения высокие, но
взаимно компенсированные. Такие люди легко адаптируются в любых условиях и могут демонстрировать различные стратегии поведения (тенденции ксангвинии).
4. Лица с преобладанием левых признаков (3-9) - левши - КОА от -20% до -80%. Тип 4 сходен с типом 5, но патологические тенденции выражены значительно слабее, а творческие ярче. Степень социальной адаптации умеренная.
5. Лица со значительным преобладанием левых признаков (10 и более) -«явные» левши - КОА более -80%. Тип 5 отличается склонностью к природе, творческой активности, нестандартным мышлением, чаще невербальным. С трудом подчиняется жестким социальным нормам, ритмам, при малейшем давлении могут давать невротические реакции.
По соотношению моторной и сенсорной асимметрии можно выделить следующие типы:
1. Моторная правая, сенсорная правая (МпСп) - обладает всеми характеристиками «правшей»; преобладает абстрактно-логическое мышление, склонен к обработке знаковой символической информации и соблюдению социальных норм (тип -мыслительный);
2. Моторная правая, сенсорная левая (МпСл) - оптимальный тип для обучения, адекватно реагирует на новую сложную информацию и хорошо регулирует свое поведение (тип - познающий);
3. Моторная левая, сенсорная правая (МлСп) - импульсивный, склонен к простым решениям в сложных ситуациях, слабо способен к регуляции своего поведения (тип -действующий);
4. Моторная левая, сенсорная левая (МлСл) - преобладает конкретно-образное мышление, низкая способность к соблюдению социальных норм, опасность неадекватных реакций, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, высокая тревожность, ранимость (тип - художественный).
Выводы и обсуждение результатов работы: На основании проведенных исследований сделайте заключение об индивидуальной асимметрии.
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187).
Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами, предложен Р. Кеттеллом.
Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8-9 классов).
Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»).
Инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых выяснить особенности Вашего характера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильный» или «неправильный» ответы, так как они отражают лишь особенности, присущие различным людям. Если же Вы хотите получить рекомендации, правильно отражающие особенности проявлений Вашего характера в различных ситуациях, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво.
Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» — перечеркните крестиком левый квадратик, если ответ «в», то средний квадратик, ответу «с» соответствует правый квадратик.
Отвечая, помните:
— вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности, представляйте типичные ситуации, не задумываясь над деталями;
— не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову;
— старайтесь отвечать на несколько ответов в минуту, тогда Вы закончите работу примерно за 35 минут;
— старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно ответить действительно невозможно, (не более одного « неопределенного» ответа на 5-6 вопросов);
— не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд;
— возможно, некоторые вопросы Вам будет сложно отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение».
Текст опросника
1. Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
2. Я готов отвечать на каждый вопрос так искренне, как только возможно: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
3. Я бы предпочел временами жить в доме, который находится: | ||
а) в обжитом городе; | в) нечто среднее; | с) одиноко в глухих лесах. |
4. Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справиться со своими трудностями: | ||
а) всегда; | в) обычно; | с) редко. |
5. Я чувствую некоторое беспокойство при виде диких животных, даже если они находятся в прочных клетках: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
6. Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний: | ||
а) да; | в) иногда; | с) нет. |
7. Я делаю саркастические (язвительные) замечания по поводу людей, если они этого, по-моему, заслуживают: | ||
а) обычно; | в) иногда; | с) никогда. |
8. Мне больше нравится классическая, чем эстрадная музыка: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
9. Если бы я увидел дерущихся соседских детей, то я: | ||
а) дал бы им возможность договориться самим; | в) не знаю, что предпринял бы; | с) рассудил бы их. |
10. При общении с людьми я: | ||
а) с готовностью вступаю в разговор; | в) нечто среднее; | с) предпочитаю спокойно оставаться в стороне. |
11. По-моему интереснее быть: | ||
а) инженером-строителем; | в) не уверен; | с) драматургом. |
12. Я остановился бы на улице скорее, чтобы посмотреть на работу художника, чем слушать, как ссорятся люди: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
13. Обычно я могу ладить с самодовольными людьми, несмотря на то, что они хвастаются или слишком много о себе воображают: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
14. По лицу человека всегда можно заметить, что он нечестный: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
15. Было бы хорошо, если бы отпуск (каникулы) был более продолжителен, и каждый был бы обязан его использовать: | ||
а) согласен; | в) не уверен; | с) не согласен. |
16. Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
17. Я говорю о своих чувствах: | ||
а) только если это необходимо; | в) нечто среднее; | с) охотно, когда представится возможность. |
18. Время от времени у меня возникает чувство неопределенной опасности или внезапного страха по непонятным причинам: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
19. Когда меня неправильно критикуют за что-то, в чем я не виноват, я: | ||
а) не испытываю чувства вины; | в) нечто среднее; | с) нечто среднее. |
20. За деньги можно купить почти все: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
21. Моим решением руководит больше: | ||
а) сердце; | в) сердце и разум в равной степени; | с) разум. |
22. Большинство людей были бы больше счастливы, если бы они были ближе друг к другу и поступали также, как все: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
23. Иногда, когда я смотрю в зеркало, мне трудно разобраться, где у меня правая, а где левая сторона: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) нет. |
24. При разговоре я предпочитаю: | ||
а) высказывать свои мысли так, как они приходят мне в голову; | в) нечто среднее; | с) сначала сформулировать получше свои мысли. |
25. После того, как меня что-то сильно рассердит, я довольно быстро успокаиваюсь: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
26. При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать: | ||
а) плотником или поваром; | в) не уверен; | с) официантом в хорошем ресторане. |
27. На общественные должности меня выбирали: | ||
а) очень редко; | в) иногда; | с) много раз. |
28. «Лопата» относится к «копать», как «нож» относится к: | ||
а) острый; | в) резать; | с) указывать. |
29. Иногда я не могу заснуть, потому что какая-нибудь мысль не выходит из головы: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
30. В своей жизни я почти всегда достигаю поставленных целей: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
31. Устаревший закон следует изменить: | ||
а) только после глубокого основательного обсуждения; | в) не уверен; | с) как можно скорее. |
32. Я чувствую себя «не в своей тарелке», когда мне приходится работать над чем-нибудь, что требует быстрых действий, результаты которых могут повлиять на других людей: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
33. Большинство знакомых считают меня интересным рассказчиком: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
34. Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, я: | ||
а) принимаю их такими, как они есть; | в) нечто среднее; | с) испытываю отвращение и возмущение. |
35. Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
36. Я всегда рад оказаться среди людей, например, в гостях, на танцах, на какой-либо коллективной встрече: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
37. В школе я предпочитал (или предпочитаю): | ||
а) заниматься музыкой, пением; | в) нечто среднее; | с) выпиливать и мастерить что-либо. |
38. Если меня назначают руководителем чего-либо, я настаиваю на том, чтобы мои указания выполнялись, иначе я отказываюсь от этой работы: | ||
а) да; | в) иногда; | с) нет. |
39. Важнее, чтобы родители: | ||
а) помогали детям развивать свои чувства; | в) нечто среднее; | с) обучали детей сдерживать свои чувства. |
40. Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел: | ||
а) постараться улучшить организацию работы; | в) нечто среднее; | с) следить за результатами и соблюдением правил. |
41. Время от времени у меня появляется потребность в интересной физической деятельности: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
42. Я предпочел бы скорее общаться с вежливыми людьми, чем с грубоватыми и любящими возражать: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
43. Я чувствую себя очень униженным, когда меня критикуют в присутствии группы людей: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
44. Если меня вызывает начальство, то я: | ||
а) пользуюсь случаем, чтобы попросить о чем-то нужном мне; | в) нечто среднее; | с) боюсь, что это связано с какой-нибудь оплошностью в моей работе. |
45. В наше время требуется: | ||
а) больше спокойных, солидных людей; | в) не уверен; | с) больше «идеалистов», планирующих лучшее будущее. |
46. При чтении я сразу замечаю, когда автор произведения хочет меня в чем-то убедить: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
47. В юности я принимал участие в нескольких спортивных мероприятиях: | ||
а) иногда; | в) довольно часто; | с) многократно. |
48. Я поддерживаю порядок в моей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
49. Иногда у меня возникает чувство напряжения и беспокойства, когда я вспоминаю, что произошло в течение дня: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я разговариваю, интересуются тем, что я говорю: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
51. Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть: | ||
а) лесником; | в) не уверен; | с) учителем средней школы. |
52. На праздники и дни рождения я: | ||
а) люблю делать подарки; | в) неопределенно; | с) считаю, что делать подарки - довольно неприятная вещь. |
53. «Усталый» относится к «работе», как «гордый» к: | ||
а) улыбка; | в) успех; | с) счастливый. |
54. Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других: | ||
а) свеча; | в) луна; | с) электрический свет. |
55. Друзья меня подводили: | ||
а) очень редко; | в) иногда; | с) довольно часто. |
56. У меня есть качества, по которым я определенно выше большинства людей: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
57. Когда я расстроен, я стараюсь скрыть свои чувства от других: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
58. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения: | ||
а) чаще, чем раз в неделю (т. е. чаще, чем большинство); | в) примерно раз в неделю (т. е. как большинство); | с) реже, чем раз в неделю (т. е. реже, чем большинство). |
59. Я считаю, что возможность вести себя непринужденно важнее, чем хорошие манеры и уважение к существующим правилам поведения: | ||
а)верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
60. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
61. Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
62. У меня хорошее чувство ориентировки в незнакомом месте (мне легко сказать, где север-восток-юг-запад): | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
63. Если кто-нибудь рассердится на меня, то я: | ||
а) постараюсь его успокоить; | в) нечто среднее; | с) раздражаюсь. |
64. Встречаясь с несправедливостью, я скорее склонен забыть об этом, чем реагировать: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
65. Из моей памяти часто выпадают несущественные тривиальные вещи, например, названия улиц, магазинов: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
66. Мне бы понравилось жизнь ветеринара, лечение и операции на животных: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
67. Я ем со вкусом, не всегда так аккуратно и тщательно как другие люди: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) неверно. |
68. Бывают времена, когда у меня нет настроения видеть кого бы то ни было: | ||
а) очень редко; | в) нечто среднее; | с) довольно часто. |
69. Иногда меня предупреждают о том, что в моем голосе и манерах слишком проявляется возбуждение: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
70. В юности, если я расходился во мнении с родителями, то я: | ||
а) оставался при своем мнении; | в) нечто среднее; | с) соглашался с их авторитетом. |
71. Я предпочел бы заниматься самостоятельной работой, а не совместной с другими: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
72. Мне бы больше понравилась спокойная жизнь в моем духе, чем слава и шумный успех: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
73. В большинстве случаев я чувствую себя зрелым человеком: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
74. Замечания в мой адрес, которые позволяют себе некоторые люди, меня больше расстраивают, чем помогают: | ||
а) часто; | в) иногда; | с) никогда. |
75. Я всегда способен управлять проявлением своих чувств: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
76. Начиная работу над полезным изобретением я бы предпочел: | ||
а) разрабатывать его в лаборатории; | в) нечто среднее; | с) заниматься его практической реализацией. |
77. «Удивление» относится к «странный», как «страх» относится к: | ||
а) «смелый»; | в) «тревожный»; | с) «ужасный». |
78. Которая из последующих дробей отличается от двух других: | ||
а) 3/7; | в) 3/9; | с) 3/11. |
79. Кажется, некоторые люди игнорируют и избегают меня, хотя я не знаю почему: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
80. Отношения ко мне людей не соответствуют моим добрым намерениям: | ||
а) часто; | в) иногда; | с) никогда. |
81. Употребление нецензурных выражений вызывает у меня возмущение, даже если не присутствуют лица другого пола: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
82. У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
83. Я бы очень не хотел находиться в таком месте, где нет таких людей, с которыми можно поговорить: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) нет. |
84. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
85. Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал: | ||
а) довольно часто; | в) иногда; | с) почти никогда. |
86. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать, и предоставляю слово другим: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
87. Я предпочитаю читать: | ||
а) реалистические описания военных и политических сражений; | в) нечто среднее; | с) роман, где много чувств и воображения. |
88. Когда люди пытаются мною командовать, то я поступаю как раз наоборот: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
89. Начальник или члены моей семьи критикуют меня только тогда, когда к этому действительно есть повод: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
90. На улицах или в магазинах мне не нравится, когда некоторые люди пристально разглядывают других: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
91. Во время длительной поездки я бы предпочел: | ||
а) читать что-нибудь серьезное, но интересное; | в) неопределенно; | с) провести время беседуя с кем-нибудь из пассажиров. |
92. В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко разговариваю, хотя это выглядит невежливо и нарушает спокойствие: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
93. Если знакомые плохо обращаются со мной и показывают свою неприязнь, то: | ||
а) меня это совершенно не трогает; | в) нечто среднее; | с) я расстраиваюсь. |
94. Я смущаюсь, когда меня хвалят или говорят мне комплименты: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
95. Я бы предпочел иметь работу: | ||
а) с постоянным окладом; | в) нечто среднее; | с) с большим окладом, который бы зависел от моей способности показать людям, чего я стою. |
96. Чтобы быть информированным, я предпочитаю получать сведения: | ||
а) в общении с людьми; | в) нечто среднее; | с) из литературы. |
97. Мне нравится принимать активное участие в общественной работе: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
98. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание будет уделено всем мелочам: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
99. Даже самые незначительные неудачи иногда меня слишком раздражают: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
100. Сон у меня всегда крепкий, я никогда не хожу и не разговариваю во сне: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
101. Для меня интереснее работа, при которой: | ||
а) нужно разговаривать с людьми; | в) нечто среднее; | с) нужно заниматься счетами и записями. |
102. «Размер» так относится к «длине», как «нечестный» к: | ||
а) «тюрьма»; | в) «нарушение»; | с) «кража». |
103. «АБ» так относится к «ГВ», как «СР» относится к: | ||
а) «ПО»; | в) «ОП»; | с) «ТУ». |
104. Когда люди ведут себя неразумно, то я: | ||
а) молчу; | в) не уверен; | с) высказываю свое презрение. |
105. Если кто-нибудь громко разговаривает, когда я слушаю музыку: | ||
а) могу сосредоточиться на музыке, не отвлекаться; | в) нечто среднее; | с) чувствую, что это портит мне удовольствие и раздражает<. |
106. Меня лучше характеризовать как: | ||
а) вежливого и спокойного; | в) нечто среднее; | с) энергичного. |
107. В общественных мероприятиях я принимаю участие только тогда, когда это нужно, а в иных случаях избегаю их: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
108. Быть осторожным и не ждать хорошего лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
109. Думая о трудностях в своей работе, я: | ||
а) стараюсь планировать заранее, прежде чем встретить трудность; | в) нечто среднее; | с) считаю, что справлюсь с трудностями по мере того, как они возникнут. |
110. Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
111. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить, чтобы побудить людей что-либо сделать, обычно об этом просят меня: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
112. Интересно быть: | ||
а) консультантом, помогающим молодым людям выбирать профессию; | в) нечто среднее; | с) руководителем технического предприятия. |
113. Если я уверен, что человек несправедлив или ведет себя эгоистично, я указываю на это, даже если это связано с неприятностями | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
114. Иногда я говорю глупости ради шутки, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
115. Мне бы понравилось быть газетным критиком в разделе драмы, театра, концертов: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
116. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда приходится долго сидеть на собрании: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
117. Если кто-нибудь говорит мне что-то неправильное, то я скорее подумаю: | ||
а) «он - лжец»; | в) не уверен; | с) «по-видимому, он плохо информирован». |
118. Я чувствую, что мне угрожает какое-то наказание, даже когда я ничего плохого не сделал: | ||
а) часто; | в) иногда; | с) никогда. |
119. Мнение о том, что болезнь также часто бывает от психических, как и от физических факторов, сильно преувеличена: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
120. Торжественность и величие традиционных церемоний следует сохранить: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
121. Мысль о том, что люди подумают, будто я веду себя необычно или странно, меня беспокоит: | ||
а) очень; | в) немного; | с) совсем не беспокоит. |
122. Выполняя какое-либо дело, я бы предпочел работать: | ||
а) в составе коллектива; | в) не уверен; | с) самостоятельно. |
123. У меня бывают периоды, когда мне трудно избавиться от чувства жалости к себе: | ||
а) часто; | в) иногда; | с) никогда. |
124. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
125. Я всегда могу без труда изменить свои старые привычки и не возвращаться к прежнему: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
126. Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть: | ||
а) адвокатом; | в) не уверен; | с) пилотом или капитаном судна. |
127. «Лучшее» так относится к «наихудшее», как «медленное» к: | ||
а) «быстрое»; | в) «лучшее»; | с) «быстрейшее». |
128. Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить буквенный ряд: РООООРРОООРРР...: | ||
а) ОРРР; | в) ООРР; | с) РООО. |
129. Когда приходит время осуществить то, что я планировал и на что надеялся, я обнаруживаю, что уже пропало желание делать это: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
130. Большей частью я могу продолжать работать тщательно, не обращая внимания на шум, создаваемый другим: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
131. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне важными, независимо от того, спрашивают ли они об этом: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
132.Много свободного времени я провожу в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых я получал удовольствие: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
133. Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые рискованные выходки «смеха ради»: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
134. Вид неубранной комнаты очень раздражает меня: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
135. Я считаю себя общительным открытым человеком: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
136. В общении я: | ||
а) свободно проявляю свои чувства; | в) нечто среднее; | с) держу свои переживания «про себя». |
137. Я люблю музыку: | ||
а) легкую, живую; | в) нечто среднее; | с) чувствительную. |
138. Красота поэмы восхищает меня больше, чем красота хорошо сделанного оружия: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
139. Если мое удачное замечание остается незамеченным окружающими, то я: | ||
а) смирюсь с этим; | в) нечто среднее; | с) даю людям возможность услышать его еще раз. |
140. Мне бы понравилось работать фотокорреспондентом: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
141. Нужно быть осторожным в общении с незнакомыми, так как можно, например, заразиться: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
142. При поездке за границу я бы предпочел быть под руководством экскурсовода, чем самому планировать маршрут: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
143. Меня справедливо считают упорным и трудолюбивым, но не слишком преуспевающим человеком: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
144. Если люди пользуются моим хорошим отношением в своих интересах, то я не возмущаюсь этим и вскоре об этом забываю: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно |
145. Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю: | ||
а) увидеть, кто же «победил»; | в) нечто среднее; | с) чтобы спор разрешился мирно. |
146. Я предпочитаю планировать что-либо самостоятельно, без вмешательства и предложений со стороны других: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
147. Иногда чувство зависти влияет на мои действия>: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
148. Я твердо верю, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право быть начальником: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
149. Когда я думаю обо всем, что еще предстоит сделать, у меня появляется чувство напряженности: | ||
а) да; | в) иногда; | с) нет. |
150. Когда зрители мне что-либо кричат во время игры, меня это не трогает: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
151. Интереснее быть: | ||
а) художником; | в) не уверен; | с) организатором культурных развлечений. |
152. Которое из следующих слов не относится к двум другим: | ||
а) любые; | в) некоторые; | с) большинство. |
153. «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к: | ||
а) «шип»; | в) «красивые лепестки»; | с) «аромат». |
154. У меня бывают яркие сновидения, мешающие мне спать: | ||
а) часто; | в) иногда; | с) практически никогда. |
155. Если по пути к успеху стоят серьезные препятствия, я все-таки предпочитаю рискнуть: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
156. Когда я нахожусь в группе людей, приступающих к какой-то работе, то само собой получается, что я оказываюсь во главе их: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
157. Мне больше нравится в одежде спокойная корректность, чем бросающаяся в глаза индивидуальность: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
158. Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в оживленной компании: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
159. Я не обращаю внимания на доброжелательные советы других, даже когда эти советы могли бы быть полезными: | ||
а) иногда; | в) почти никогда; | с) никогда. |
160. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
161. Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
162. Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью утверждения: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
163. В школе я предпочитал (предпочитаю): | ||
а) русский язык и литературу; | в) не уверен; | с) математику или арифметику. |
164. Меня иногда огорчало, что обо мне за глаза отзывались неодобрительно без всяких к этому причин: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
165. Разговор с простыми людьми, которые всегда придерживаются общепринятых правил и традиций: | ||
а) часто вполне интересен и содержателен; | в) нечто среднее; | с) раздражает меня, потому что ограничивается мелочами. |
166. Некоторые вещи настолько раздражают меня, что предпочитаю вообще не говорить на эти темы: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
167. В воспитании важнее: | ||
а) относиться к ребенку с достаточной любовью; | в) нечто среднее; | с) выработать нужные привычки и отношение к жизни. |
168. Люди считают меня положительным, спокойным человеком, которого не трогают превратности судьбы: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
169. Я считаю, что общество должно руководствоваться разумом и отбросить старые привычки или ненужные традиции: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
170. Думаю, что в современном мире важнее разрешить: | ||
а) вопросы нравственности; | в) не уверен; | с) разногласия между странами мира. |
171. Я лучше усваиваю материал: | ||
а) читая хорошо написанную книгу; | в) нечто среднее; | с) участвуя в обсуждении вопроса. |
172. Я предпочитаю идти своим путем вместо того, чтобы действовать в соответствии с принятыми правилами: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
173. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что я прав: | ||
а) всегда; | в) обычно; | с) только если это целесообразно. |
174. Мелочи иногда невыносимо «действуют мне на нервы», хотя я и понимаю, что они не существенны: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
175. Под влиянием момента я редко говорю вещи, о которых потом очень сожалею: | ||
а) верно; | в) не уверен; | с) неверно. |
176. >Если бы меня попросили участвовать в шефской деятельности, то я бы: | ||
а) согласился; | в) не уверен; | с) вежливо сказал, что занят. |
177. Которое из следующих слов не относится к двум другим: | ||
а) широкий; | в) зигзагообразный; | с) прямой. |
178. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» к: | ||
а) нигде; | в) далеко; | с) где-то. |
179. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я вскоре забываю об этом: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
180. Меня считают человеком, которому обычно в голову приходят хорошие идеи, когда нужно разрешить какую-либо проблему: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
181. Я способен лучше проявить себя: | ||
а) в трудных ситуациях, когда нужно сохранить самообладание; | в) не уверен; | с) когда требуется умение ладить с людьми. |
182. Меня считают человеком, полным энтузиазма: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
183. Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если она связана с некоторой опасностью: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) нет. |
184. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно: | ||
а) верно; | в) нечто среднее; | с) неверно. |
185. Мне нравится работа, требующая добросовестного отношения, точных навыков и умений: | ||
а) да; | в) нечто среднее; | с) >нет. |
186. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |
187. Я уверен в том, что не пропустил ни одного вопроса и на все ответил как следует: | ||
а) да; | в) не уверен; | с) нет. |