Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС. 1. Расставьте ударения в словах

ВАРИАНТ № 38

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Завидно, каучук, красивее, маркетинг, (остричь) наголо.

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Избыточный, горячечный, копеечный, сердечный, пустячный.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Конформизм, легитимный, ностальгия, остракизм, стагнация, юрисдикция.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. В театре состоялась первая премьера балета «Спартак». 2. На вечере присутствовал весь цвет театральной элиты. 3. В газете «Из рук в руки» появилось объявление о свободной вакансии на должность главного инженера предприятия.

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Обеднеть – обеднить, описка – отписка, политичный – политический, освоить – усвоить, скрытый – скрытный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 2. Задержка транспорта здорово потратила нам нервы. 3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Восьмое чудо света. 2. Титанический труд. 3. Сжечь за собой корабли.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Идеальный) мачо, (бдительный) ФБР, (старинный) монастырь-крепость, (вкусный) рагу, (пожилой) фрау.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Георгин, место, рельс, клипсы, носки.

3.Раскройте скобки. Выберите нужную форму существительного и обоснуйте свой выбор.

1. Было куплено по семисот (грамм, граммов) (сыра, сыру; сахарного песка, песку), пачка (чая, чаю) и по два килограмма (помидор, помидоров; баклажан, баклажанов). 2. Когда я вышел из леса, то увидел, что на поляне в (снегу, снеге) образовались проталины. 3. (Шума, шуму) наделал он много. 4. Как хорошо в (лесу, лесе) весной, когда все деревья в (цвете, цвету). 5. Самолет приземлился в (аэропорту, аэропорте).

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

1. Восторгаться, поклоняться, удивляться (его смелость). 2. Усваивать, овладевать (язык). 3. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 4. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 5. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 6. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Я увидел оратора, который побледнел от волнения. 2. Мы увидели полк, который возвращался с тремя турецкими знаменами. 3. Книги, которые взяты из библиотеки, нужно вернуть.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

1. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Было теплое со…нце яркий су(б,бб)отний мартовский день с…ял в Москве везде та…л сразу почерневший снег (кое)где дымились сухие пролысины тр…туаров всюду зеркально бл…стели лужи на мостовых шло много прохожих одетых уже (по)весе(н, нн)ему. В машине стало даже жарко тесно от со…нца блещущего на переднем стекле на к…поте и было легкое свободное ож…дание того что сейчас вы…дет из Москвы на подсохшее в полях ш…(с, сс)е и через сорок минут будет в загородном доме отдыха среди двоих детей и жены которых отвез на каникулы неделю назад.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 39

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Деньгам, о гусе, профессоров, ходатайствовать, эксперт.

2. Вставьте, где нужно, буквы.

Дерма…тин, преце…дент, дико…браз, конью…ктура, юрис…пруденция.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Дендрарий, депеша, инквизиция, апелляция, менеджер.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 2. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

3. Составьте словосочетания с паронимами

Оборотный – оборотливый, нестерпимый – нетерпимый, выборный – выборочный, тактичный – тактический.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. За давностью лет у нас сложился дружеский коллектив. 2. «Ботинки, - учил нас воспитатель, - нужно чистить с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову». 3. Посетитель так и ушел несолоно похлебавши.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Из мухи делать слона. 2. Лукуллов пир. 3. Кануть в Лету.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Авеню, салями, пенальти, фиаско, мацони.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Пригоршня, кухня, шпроты, ясли, тихоня.

3. От данных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы сравнительной степени. Расставьте ударения.

Круглый, полный, годный, смешной, тяжелый, четкий, ясный.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Ориентироваться (мир книг), информация (погода), чуждый (музыка), предложить (входить), превосходство (противник).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Делегаты, которые приехали вчера, разместились в центральной гостинице. 2. Студенты, которые вошли в аудиторию, заняли свои места. 3. На выставке, которая недавно открылась в Москве, представлено немало картин.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Наши рекомендации