Подготовка к прыжку запасного парашюта З-5 серии 4
Программа №2 (по СПП-97), она же №6 (по КПП-2003), она же №10 (по СПП-2010).
Цели обучения:
1. Овладение техникой свободного падения
2. Овладение техникой управления управляемыми парашютами
3. Получение навыков эксплуатации, хранения и сбережения парашютной техники
4. Изучение ТТХ, управления и укладки основных парашютов Д-1-5у, Д-1-5сер6, УТ-15, студенческих и точностных парашютных систем типа «крыло»
5. Основы работы на точность приземления (площадная точность)
6. Правила безопасности при совершении прыжков
7. Действия в особых случаях
Проводятся теоретические и практические занятия, наземная подготовка к действиям в особых случаях, сдача зачётов.
Рекомендуемая литература:
1. Руководство по воздушному десантированию в гражданской авиации (РВД ГА 99)
2. Сборник программ подготовки (СПП 97)
3. Курс парашютной подготовки (КПП 2003)
4. Сборник программ подготовки (СПП 2010)
В рамках программы обучающийся осваивает:
1. Отделение от летательного аппарата (ЛА)
2. Свободное падение (СП):
а) Контроль времени в СП
б) Контроль высоты в СП
в) Управление телом в СП
г) Стабильное падение
д) Нейтральное падение
3. Изучение ТТХ, управления, укладки основных парашютов: Д-1-5У, Д-1-5 серии 6, УТ-15, студенческих и точностных парашютных систем типа «крыло».
4. Основы работы на точность приземления.
5. Правила безопасности при совершении прыжков.
6. Действия в особых случаях.
Проводится практические и теоретические занятия, наземная подготовка к действиям в особых случаях, сдача зачётов.
Наземная подготовка
Наземная подготовка действительна 1 или 3 дня (1 день до задания 5 секунд СП включительно, далее – 3 дня). При переходе на новое задание и/или новую парашютную технику наземная подготовка сдаётся вновь с учётом изменившихся условий.
Наземная подготовка включает в себя:
· Отработку предстоящего прыжка на наземных тренажёрах
· Отработку действий в особых случаях
· Возможные теоретические вопросы по расчёту прыжка
Сдавать: Савушкину, Щербакову, если их нет, то Ибрагимову, Кудряшову, Еремину.
Типичный процесс обучения
Круглый этап:
1. Освоение отделения от ЛО «на мотор» («на поток»).
Парашют: Д-1-5У, Д-1-5 серии 6.
Укладка: «на верёвку» - принудительная расчековка ранца и стягивание чехла с купола вытяжным фалом
Высота отделения: 600-800 метров.
2. Закрепление навыков отделения, ознакомление со СП
Парашют: Д-1-5У, Д-1-5 серии 6.
Укладка: «на расчековку» - принудительная расчековка ранца вытяжным фалом, вытягивание чехла с куполом из ранца с помощью ШВП (шарового вытяжного устройства)
Высота отделения: 900 метров.
3. Освоение СП длительностью 5 секунд, контроль времени в СП, ручное раскрытие парашюта через заданный промежуток времени.
Парашют: Д-1-5у
Укладка: на ручное раскрытие с задержкой по времени.
Высота отделения: 1000 метров.
4. Освоение СП, стабильного в течении 10 секунд, закрепление контроля времени в СП, освоение контроля высоты в СП.
Парашют: Д-1-5у.
Укладка: на ручное раскрытие с задержкой по высоте.
Высота отделения: 1200 метров.
5. Освоение СП, стабильного в течении ~15 секунд, контроль высоты в СП, раскрытие по высотомеру.
Парашют:Д-1-5у.
Укладка: на ручное раскрытие с задержкой по высоте.
Высота отделения: 1400 метров.
Высота начала раскрытия: 1100 метров.
6. Стабильное падение ~20 секунд, контроль высоты, падение на ориентир, освоение ориентировки в СП.
Парашют:Д-1-5у.
Укладка: на ручное по высоте.
Высота отделения: 1600 метров
7. Освоение стабильного падения ~25 секунд, выполнение спиралей на 360⁰.
Парашют: Д-1-5у, УТ-15.
Укладка: на ручное по высоте.
Высота отделения: 1800 метров.
8. Стабильное падение ~30 секунд, выполнение сальто назад.
Парашют: Д-1-5у, УТ-15
Укладка: на «ручное» по высоте
Высота отделения: 2000 метров
9. Стабильное падение ~30 секунд, выполнение комплекса фигур спираль-сальто.
Парашют:Д-1-5у, УТ-15.
Укладка: на ручное по высоте
Высота отделения: 2000 метров
10. Выход из беспорядочного падения (БП).
Парашют: Д-1-5у, УТ-15.
Укладка: на ручное по высоте
Высота отделения: 2000 метров
11. Имитация раскрытия парашюта мягким вытяжным устройством (медузой)
Парашют: Д-1-5у, УТ-15.
Укладка: на ручное по высоте
Высота отделения: 2000 метров (при сдаче 1600 метров)
Каждое задание прыгается не менее двух раз. В случае неудачного прыжка для перехода на следующее задание необходимо два раза подряд выполнить текущее задание хорошо.
Квадратный этап:
20-30 прыжков с «крылом», осваивается ряд упражнений в СП и под куполом для закрепления навыков стабильного падения, навыков управления телом, приобретения навыков эффективного планирования в СП, приобретения навыков управления «крылом».
Порядок выполнения прыжков:
1. Прибытие на аэродром (желательно к предпрыжковым указаниям)
2. Получение парашютной техники (желательно сразу после предпрыжковых, чтобы не отвлекать и не задерживать нач. склада)
3. Укладка
4. Уточнение плана прыжка
5. Подготовка одежды и снаряжения
6. Практическая подготовка к прыжку (самостоятельная отработка элементов прыжка)
7. Подготовка книжки (печать о прохождении наземной подготовки)
8. Сдача наземной подготовки инструктору, получение подписи инструктора в книжку
9. Сдача книжки на манифест
10. Запись в ведомость наземной подготовки и плановую таблицу (действуют 1 день)
11. Медосмотр (действует 1 день)
12. Запись во взлёт с указанием высоты, задания и инвентарных номеров ОП и ЗП
13. Выход на ЛСО по 10 мин. готовности.
14. Прыжок
15. Разбор прыжка с выпускающим и инструктором (желательно сразу после подъёма)
16. Внесение ключевых моментов прыжка в книжку и фиксация подписью инструктора
Снаряжение:
1. Шлем. Без выступающих элементов, за которые могут зацепиться стропы. Должен защищать затылок, лоб и уши
2. Очки
3. Прыжковая одежда (желательно комбез, цвет желательно яркий, чтобы выпускающий лучше видел выполнение прыжка)
4. Обувь, фиксирующая голеностоп
5. Перчатки
6. Стропорез
7. Высотомер
Устройство и схема работы ранцевых парашютов:
Парашют – это устройство для безопасной доставки людей или грузов на землю.
1. Ранец – место укладки всех частей парашюта
2. Подвесная система – служит для закрепления ранца на человеке или грузе
3. Звено зачековки ранца, варианты:
· Кольцо и тросик со шпильками
· Тросик со шпильками и вытяжной фал
· Шпилька со стреньгой
4. Купол со стропами
5. Вытяжное устройство – вводит парашют в работу после расчековки ранца (на упражнении «верёвка», например –вытяжное устройство - самолёт)
Классификация парашютов:
1. По назначению
а) Людские
б) Грузовые
в) Специальные
2. По аэродинамике купола
а) Круглые (куполообразные)
б) Планирующие оболочки («крылья»)
Людские парашюты:
1. Десантные – круглые, как правило со стабилизацией, неуправляемые (Д-6, Д-5, Д-10)
2. Учебно-тренировочные – круглые, как правило управляемые, без стабилизации, укладываются как на принудительное раскрытие, так и на свободное падение (Д-1-5 серии 6 – неуправляемые, Д-1-5у, Т-4, УТ-15, П-1у и т.п.)
3. Спортивные – планирующие оболочки («крыло») без стабилизации, укладываются на свободное падение, с мягким вытяжным устройством.
4. Запасные:
а) Круглые: З-5, З-5 серии 4, З-6п.
б) «Крылья»: PD-Reserve, Смарт, Tempo.
5. Спасательные – (ПЛП-60) круглый, укладывается на свободное падение, минимальный ресурс, быстрое по времени и высоте раскрытие.
6. Парашюты специального назначения. Как правило со стабилизацией, управляемые, круглые или «крылья».
ПТЛ-72, лесник – круглые
Лесник-2, Кентавр, Арбалет-2 – «крылья» со стабилизацией
Инсайдер – «крыло» на свободное падение.
Общая схема работы парашютной системы:
1. Расчековка ранца
2. Вытягивание парашюта из ранца
3. Наполнение купола
Схемы принудительного раскрытия:
1. Раскрытие ранца и стягивание чехла с купола вытяжным фалом
2. Принудительная расчековка ранца и ввод ОП с помощью ШВП
Схемы ручного раскрытия:
1. Расчековка ранца путём ручного выдёргивания кольца и ввод ОП жёстким вытягивающим устройством (круглые учебно-тренировочные парашюты, старые советские крылья – ПО-9, ПО-16)
2. Ручное раскрытие со стабилизацией
3. Раскрытие путём выбрасывания в поток мягкого вытяжного устройства (спортивные «крылья»)
Тактико-технические характеристики основного парашюта Д-1-5 серии 6 и Д-1-5У:
Купол изготовлен из перкаля (х/б ткань).
При общей массе парашютиста с парашютом 120кг обеспечивает:
а) Вертикальную скорость снижения 5 м/с.
б) Надёжную работу парашюта как при немедленном введении так и при задержки раскрытия при скорости воздушного судна не более 250 км/ч.
в) Перегрузка при раскрытии не превышает 10g.
Площадь купола: 82.5 м2.
Длина строп: 8.87 м.
Длина (радиус) купола: 5,3м.
Диаметр полюсного отверстия: 43см.
Количество строп: 28 штук.
Минимальная высота применения при горизонтальной скорости самолёта 180 км/ч при любой схеме раскрытия с немедленным введением парашюта в работу: 150м.
Горизонтальная скорость: 2,47 м/с.
Максимальное усилие на выдёргивание кольца: 16 кгс.
Технический ресурс: 200 прыжков.
Масса: 17,5 кг.
Обеспечивает совместную работу со страхующим прибором ППКУ-575А.
Способы укладки:
а) на принудительное раскрытие со стягиванием чехла.
б) на принудительное раскрытие и ввод ОП с помощью ШВП.
в) на ручное раскрытие с задержкой по времени и с задержкой по высоте.
Тактико-технические характеристики запасного парашюта З-5 серии 4:
Купол из капрона, нейтральный, неуправляемый.
Усилие на выдёргивание кольца: 16кгс.
Масса: 5кг.
Минимальная высота применения: 100 метров.
Вертикальная скорость снижения:
а) При массе 100кг: 6,5 м/с
б) При массе 120кг: 7,5 м/с
Площадь купола: 50 м2
Диаметр полюсного отверстия: 70см.
Длина строп: 6,3м.
Радиус (длина) купола: 3,6м
Количество строп: 24
Количество применений:
а) При полном отказе: 11.
б) При частичном отказе: опред. по состоянию купола.
Устройство основного парашюта Д-1-5у (Д-1-5 серии 6)
(вариант укладки на принудительное стягивание чехла)
1. Вытяжной фал – служит для принудительной расчековки ранца и стягивания чехла:
Длина – 3 метра, усилие на разрыв – 1200кг.
Имеет карабин 1, среднюю 4 и нижнюю 3 петлю, для предохранения вытяжной веревки от ожогов на нее надет чехол 2 из хлопчатобумажной ленты (ЛХБМкр-35-260) в виде полого шланга.
2. Чекующий трос (вытяжной трос) – служит для зачековки ранца. Имеет три шпильки 2, обрезиненную петлю 3, защитный чехол 4, петля чехла 5.
3. Чехол купола:
Материал – перкаль. Длина – 5,3м.
Чехол купола изготовлен из перкаля Б оранжевого цвета (арт. 7015кр), имеет форму рукава-1 длиной 5,28 м и надевается на всю длину сложенного купола.
По всей длине чехол усилен лентами-2 прочностью 150 кг (ЛХБ-25-150), которые в верхней его части образуют уздечку-3 для присоединения вытяжного шарового бесстропного парашюта (ШВП).
В верхней части чехла нашиты два кармана-4, способствующие выходу строп из сот и стягиванию чехла с купола.
В нижней части чехол имеет одну пару двойных резиновых (съемных) сот-5, одиннадцать пар резиновых (несъемных) сот-6 и две ленты для укладочной рамки-7.
Фартук чехла имеет два окна-8 для пропуска двойных резиновых (съемных) сот.
Над окнами имеются карманы для укладки в них пучков строп.
Пучки строп, вложенные в двойные резиновые (съемные) соты, зачековывают нижнюю часть чехла и препятствуют преждевременному выходу купола из чехла (допускается порыв двух сот из 11 с каждой стороны).
Предохранитель строп-9 предназначен для предохранения уложенных в соты строп от зацепления.
Две направляющих из силовых лент для вставки рамки (при укладке, для более удобной зачековки строп).
Купол
- Площадь: 82,5м2
- Материал: перкаль П.
По всей площади купол прошит силовыми лентами, образующими силовой каркас.
На полотнищах, между 27 и 28, 28 и 1, 1 и 2 стропами имеются треугольные щели для выхода воздуха избыточного давления, вследствие чего появляется горизонтальная скорость и возможность управления.
Стропы
- Длина: 8,87м
- Количество: 28
- Материал ШХБ-125 (шнур хлопчатобумажный с усилием на разрыв 125кг).
Стропа №14 промаркирована красным по всей длине (или оранжевыми манжетами у свободного конца и на кромке купола). С этой стропы начинают укладку.
К стропам 26, 27, 28 и 1, 2, 3 смонтирована стропа управления.
Подвесная система
Материал: ЛТК-1600 (лента такелажная капроновая, усилие на разрыв 1600 кг)
Имеет:
- 4 свободных конца
- Главную (круговую) лямку
- 2 ножных обхвата
- 2 наспинно-плечевых обхвата
- Грудную лямку (перемычку)
- Поясной обхват
- 2 замка крепления ЗП
- Карман для кольца на левом плечевом обхвате
- Шлейку крепления гибкого шланга (со стороны кольца)
- 1 грудной карабин
- 2 ножных карабина
- 3 ответных D-образных пряжки к карабинам
Подвесная система (рис. 11) изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг (ЛТК-44-1600) и состоит из главной лямки и двух наслинно-плечевых обхватов.
Главная лямка сострочена из ленты в два сложения, концы которых образуют два свободных конца длиной 430 мм.
На главной лямке имеются две изогнутые пряжки, предназначенные для соединения ее с наспинно-плечевыми обхватами в верхней части подвесной системы.
На главную лямку на уровне груди с левой стороны пришит карман вытяжного кольца. Выше кармана пришит гибкий шланг.
В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык и к ним пришита накладка для более удобного сидения в подвесной системе во время снижения.
Для присоединения запасного парашюта к подвесной системе в главную лямку вмонтированы две скобы крепления с фиксаторами.
Наспинно-плечевые обхваты, правый и левый, проходящие через изогнутые пряжки и окна главной лямки, образуют грудную перемычку и при помощи двух пряжек - поясной обхват, обеспечивающий регулировку подвесной системы по росту.
Наспинно-плечевые обхваты скрепляются между собой, образуя крестовину, к которой присоединяется ранец.
Наспинно-плечевые обхваты, идущие книзу от крестовины, огибают главную лямку ниже окон для поясного обхвата, образуя треугольники с закрепленными с левой стороны - карабином, а с правой - пряжкой.
Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между главной лямкой и огибающие ее в нескольких местах, образуют ножные обхваты, на которых смонтированы пряжки для регулировки их по росту. Три карабина и три пряжки, находящиеся на ножных обхватах и грудной перемычке, служат для застегивания подвесной системы.
К подвесной системе присоединяется ранец, а к пряжкам-полукольцам подвесной системы - стропы купола.
Ранец
Ранец предназначен для укладки в него купола в чехле, части строп и свободных концов подвесной системы, вытяжного шарового бесстропного парашюта и полуавтоматического прибора.
Ранец изготовлен из авизента А (арт. 6700) и состоит из дна ранца и четырех клапанов: двух боковых, одного верхнего и одного нижнего.
К верхнему клапану 1 пришиты два гибких шланга 2, головка пластины 3 для крепления шланга полуавтоматического прибора и лента-завязка 4, предназначенная для крепления шланга полуавтоматического прибора. В основании верхнего клапана имеются два окна 5 для выхода свободных концов подвесной системы.
Верхний и два боковых клапана ранца имеют отвороты с карманами 6, которые после укладки купола в ранец заправляются укладочной линейкой под нижний и боковые клапаны. Отвороты предохраняют купол от загрязнения.
Для удержания клапанов в закрытом положении на ранце имеется замыкающее устройство, состоящее из шнурового кольца 7, двух конусов 8, расположенных на клапанах ранца, четырех люверсов с пришивной шайбой 29 и одной пряжки-люверса 28.
Пятый люверс 18, установленный на правом боковом клапане между нижним и средним люверсами, предназначен для фиксации положения шарового бесстропного вытяжного парашюта внутри ранца в сложенном состоянии.
Шнуровое кольцо 7 изготовлено из шелкового шнура ШШ-80.
Быстрое раскрытие клапанов ранца обеспечивают восемь ранцевых резин 9, из которых семь одинарных и одна двойная.
Длина одинарной ранцевой резины с кулонами равна 370 мм, а двойной - 385 мм. Одним концом ранцевые резины присоединяются неразъемно к проволочным петлям на клапанах ранца.
На боковые клапаны ранца с внешней стороны по ленте периметра нашиты две косынки с пряжками 10, к которым присоединяются крепления запасного парашюта 13, предназначенные для крепления его к основному парашюту и для регулирования плотности прилегания парашюта к телу парашютиста.
Крепление запасного парашюта состоит из ленты (ЛРТ арт. 159-Т) и карабина. На внешней стороне левого бокового клапана ставится заводская маркировка.
Металлические петли 12 пришиты на ленте периметра ранца для крепления двойной ранцевой резины верхнего клапана с целью исключения зацеплений вытяжного шарового бесстропного парашюта за хвостовую гайку полуавтоматического прибора и предохранения парашютиста от удара хвостовой гайкой полуавтоматического прибора.
На правом боковом клапане 16 расположены карман прибора 14 для размещения полуавтоматического прибора, карман карабина 15, который служит карманом для карточки-заместителя паспорта и для укладки карабина вытяжной веревки, лента-завязка для крепления прибора, кольцо 20 для контровки вытяжной веревки, лента крепления шланга 21 для укладки гибкого шланга при прыжке с ручным раскрытием ранца.
Предохранительный клапан 19, который является продолжением правого бокового клапана, застегивается четырьмя кнопками-турникетами 17 после затяжки ранца.
Предохранительный и нижний клапаны имеют металлические пластины 27 для придания жесткости.
Дно ранца 23 с внешней стороны имеет четыре пары петель 22 для крепления подвесной системы к ранцу, шлевки 11 для направления ранцевых резин.
На дне ранца с внутренней стороны по боковым и нижней сторонам периметра рамы жесткости нашиты карманы, левый и правый 24, и клапан 31, препятствующие сдуванию уложенного в чехол купола со дна ранца в момент раскрытия парашюта и обеспечивающие последовательное вытягивание чехла с уложенным в него куполом.
По внутренним сторонам карманов пропущен ранцевый шнур.
У верхнего клапана ранца карманы имеют отверстия 25, под обтачку которых для жесткости вставлены металлические кольца.
В отверстия пропускаются резиновые соты 26, которые замыкаются пучками строп, Резиновые соты крепятся петлей-удавкой к шнуру, пристроченному к верхнему клапану ранца у рамы жесткости. Шнур и место крепления соты со шнуром прикрыты шлевками.
1. Внутренняя часть:
а) Две резиновых соты в верхней части ранца (участвуют в формировании поддерживающих клапанов – в них укладывают два нижних сложения чехла)
б) Два поддерживающих клапана – упорядочивают выход чехла из ранца
в) Нижних предохранительный клапан – предохраняет стропы от износа
2. Внешняя часть
а) Правый клапан (если смотреть со спины)
1. Четыре люверса (1, 2, 4 – элементы чекующего приспособления, 3 - смотровой)
2. Защитный клапан с жёсткой пластиной и 4 турникетами
3. 3 шубных петли для ранцевых резин
4. Проволочное кольцо для фиксации троса
5. Карман для монтажа страхующего прибора
6. Шлейка гибкого шланга
б) Левый клапан
1. Люверс
2. Проволочное кольцо с мягкой петлёй (<неразборч>)
3. Конус – элемент чекующего приспособления
4. 3 шубных петли
5. Заводской и инвентарный номера парашюта
в) Нижний клапан
1. Пряжка-люверс
2. Одна шубная петля
г) Верхний клапан
1. Конус
2. Шубная петля
3. Байонетная пластина для монтажа страхующего прибора (гарантирует, что при срабатывании прибора не произойдёт его подтягивания к чекующему приспособлению)
4. 2 гибких шланга
3. Спинка ранца
а) 9 шубных петель для ранцевых резин
б) 2 шлейки для пропуска ранцевых резин (резинки должны быть пропущены через шлейки!)
в) Шлейка крепления ранца к подвесной системе (больших нагрузок на соединение нет, ранец можно отстегнуть от подвесной, при раскрытом парашюте на ранец нагрузки нет, только на подвесную)
г) 2 косынки с лентами для подтяга запасного парашюта (ленты после подтяга должны быть завязаны на узел для предотвращения их самопроизвольного ослабления).
Подготовка к прыжку запасного парашюта З-5 серии 4
1. Внешний осмотр парашюта на предмет симметричности и эстетичности (неровно торчащие клапаны, выдернутые свободные концы).
2. Осмотр на предмет отсутствия снега, льда, грязи, любых посторонних предметов:
а) чекующего приспособления
б) гибкого шланга
в) кармана кольца
г) окон СК (свободных концов)
3. Убедиться, что слабина троса согнана в кольцо.
4. Правильное положение шпилек – ближайшая к кольцу до упора, дальняя оплёткой упирается в люверс, между шпильками петля из троса (чтобы можно было расчековать парашют руками в случае не нахождения кольца).
5. Наличие пломбы на чекующем приспособлении с датой укладки. С момента укладки должно быть меньше 3 месяцев.
6. Наличие и исправное состояние ранцевых резин: две двойных на нижнем, на верхнем, и по одной на правом и левом клапанах.