Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и функции удовлетворения потребностей человека.
Анатомия человека - наука, изучающая происхождение и развитие, формы и строение организма человека, пропорции тела и его частей, отдельные органы, их макро- и микроскопическое строение. Анатомия исследует основные этапы развития человека в процессе эволюции, особенности строения тела и его органов в различные возрастные периоды, особенности строения организма в условиях воздействия различных факторов внешней среды. В науке анатомии используются различные методы изучения организма. В соответствии с этими методами выделяют различные разделы науки.
Макроскопическая анатомия - изучает строение тела и органов
человека на уровне, доступном невооружённому глазу.
Микроскопическая анатомия - изучает строение органов при помощи микроскопа, С появлением микроскопа в анатомии выделились гистология - учение о тканях и цитология - учение о клетке, её строении и функциях.
Систематическая анатомия (нормальная) - изучает строение здорового человеческого организма. Известно, что показатели нормы имеют колебания, т.к. каждый человек имеет свои особенности, поэтому говорит о вариантах нормы. Но если есть норма, значит, есть и отклонения от нормы. Наиболее резко выраженные стойкие врождённые отклонения от нормы называют аномалиями.
Наиболее резко выраженные аномалии строения тела, имеющие внешние Проявления называют уродствами. Их изучает наука тератология.
Топографическая анатомия - изучает расположение органов друг относительно друга.
Пластическая анатомия - изучает пропорции тела.
В своём развитии человек проживает несколько этапов. Поэтому важно рассматривать анатомию и физиологию тела человека с учётом его происхождения, т.е. в филогенезе, а также учитывать особенности развития конкретного человека- онтогенез.
Этапы жизни человека:
1. Пренатальный период (в/ утробный).
Доплацентарный плацентарный
2. После рождения — постнатальный период.
Новорож дённость - до 1 месяца жизни.
Грудной возраст - до 1 года жизни.
Возраст молочных зубов - до 12 -13 лет.
Подростковый возраст - до 18 лет.
Зрелый возраст - от 18 лет.
Пожилой возраст -
Старческий возраст -
Возраст долгожителей -
Всё живое состоит из клеток. У клеток есть внешние и внутренние потребности (пить, есть, дышать, выделять, размножаться). Из клеток "сотканы” ткани, из тканей - органы, из органов системы органов и целостный организм. И все потребности передаются каждому следующему уровню. Организм человека многоуровневый, сложный.
Этот сложный организм ощущает на себе влияние: 1. Геосферы - от того, в каких географических условиях живёт организм, зависит его внешний вид (в Африке люди темнокожие и имеют курчавые волосы» в степях и пустынях - узкий разрез глаз и «плоское» лицо),
2. Биосферы - влияет химический состав воды, почвы, микроорганизмы, живущие в окружающей среде и т.д.
3. Социосфера влияет на человека даже больше, чем биосфера. Её влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Социосфера формирует потребности человека, возможность хорошо питаться, одеваться, обучаться, отдыхать, вредные привычки и т.д.
Все потребности американский учёный А. Маслоу систематизировал и выделил 14 основных потребностей, которыми может обладать человек:
- дышать
-пить
-есть
-двигаться
-выделять
-поддерживать t° тела
-поддерживать своё состояние
-спать и отдыхать
-одеваться и раздеваться
-быть чистым
-избегать опасности
-общаться
-поклоняться
-работать
-играть и учиться
Все эти потребности он разделил на группы:
1 .Базистые:
1) Физиологические (низшие) - пить, есть, спать, двигаться, прикосновение и секс.
2) Безопасность - надёжность, защита, кров, одежда, помощь.
II. Социальные - одобрение, понимание, привязанность, любовь,
семья, дружба.
III. Высшие:
1)Самоуважение и уважение окружающих: поощрение, уважение, самоуважение, успех, владение имуществом.
2) Самовыражение - достижения, самостоятельность, личное
отличие.
Эти потребности определяют поведение человека. В первую очередь должны удовлетворяться низшие, жизненно важные потребности и только после этого человек думает об удовлетворении высших потребностей. А. Маслоу расположил все потребности в следующем порядке, таким образом, создав иерархию потребностей человека:
5.Самовыражение
4.Самоуважение и уважение окружающих
3.Социальные
2.Безопасность
1.Физиологические
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких общих факторов:
1) Возраст.
2) Окружающая среда.
3) Знания, умения, желания и способности человека.
4) Уровень здоровья.
5) Культура.
6) Материальное благополучие и социальные условия.
Если человеку удаётся удовлетворить свои потребности, то человек чувствует себя здоровым, ему комфортно. Если человек не может осуществить свои потребности, он чувствует дискомфорт или заболевает.
Потребность - это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.
Способы удовлетворения потребностей:
1) Самоудовлетворение - человек может сам поесть, попить, одеться и т.д.
2) Удовлетворение с посторонней помощью - например, когда человек болен и не может сам удовлетворить свои потребности.
Механизмы самоудовлетворения потребностей:
1) Врождённые, генетически запрограммированные автоматически работают наши внутренние органы, изменяется метаболизм. Это бессознательное поведение человека.
2) Приобретённые в процессе жизни человека сознательное поведение, психологические реакции конкретного человека.
Структуры, удовлетворяющие потребности человека:
1) Исполнительные (основные) - это системы органов (пищеварения, дыхания и т.д.)
2) Вспомогательные, н-р кровеносное русло.
3) Регуляторные, например нервная система и эндокринные железы.
Анатомия тела человека изучаются с учётом функций каждого органа и системы органов. В то же время без знания строения органов и их систем нельзя глубоко изучить функцию органов. Структура и функция тесно связаны между собой и определяют друг друга.
При изучении анатомии мы отталкиваемся от «нормального» строения тела человека, т.е. здорового человека. Поэтому пользуемся такими понятиями как норма, здоровье, жизнь.
Здоровье - это такое состояние, когда взаимоотношения организма человека с внешней средой в нормальных (физиологических) условиях находятся в состоянии равновесия.
Норма - это особая форма приспособления к условиям внешней среды, при которой организму обеспечивается оптимальная жизнедеятельность.
Жизнь - это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей средой; с прекращением этого обмена веществ, прекращается и сама жизнь.
Живой организм представляет собой единое целое, в котором деятельность клеток, тканей, органов; физиологических систем согласована и связана.
Анатомия изучает форму и строение человеческого организма в
связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования.
Понятие “тело человека”
1. Тело человека состоит из трёх частей:
1)голова, 2)туловище, 3)конечности.
2. Тело человека состоит из систем органов.
Систему органов составляют органы, имеющие общее происхождение, единый план строения и единую функцию.
1)Нервная система - головной мозг, спинной мозг, периферические нервы.
2)Дыхательная система - воздухоносные пути и лёгкие,
3)Сердечнососудистая система - сердце и сосуды.
4)Пищеварительная система - язык, зубы, пищевод, желудок,
кишечник, печень, ЖВП, поджелудочная железа, слюнные
железы.
5)Мочевыделительная - почки, мочеточники, мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал.
6)Репродуктивная система - матка, яичник, яичко и т.д.
7)Мышечная система - все мышцы.
8)Костная система - скелет.
9)Лимфатическая система - тимус и иммунная система.
3.Аппарат органов - это совокупность органов, имеющих различное происхождение и план строения, но объединённых общей функцией.
4.Полости тела человека: они образуют вместилища для жизненно
важных органов и защищают эти органы.
Полости не сообщающиеся с окружающей средой:
Череп - защищает и вмещает головной мозг.
Позвоночный канал - защищает и вмещает спинной мозг. Грудная клетка - защищает и вмещает сердце, лёгкие, трахею, пищевод, крупные сосуды (аорту и т.д.)
Костный таз - органы мочевой и половой систем.
Брюшная полость - всю пищеварительную систему после пищевода и почки, брюшную аорту и надпочечники-
Сообщающиеся с окружающей средой, н-р ротовая полость, брюшная полость у женщин.
Полости, заполненные жидкостями: спинномозговой канал - спинномозговой жидкостью (ликвор), в котором «плавает» спинной мозг и головной мозг. Синусы головного мозга - заполнены кровью. Полости сосудов - кровью, лимфой. Брюшная полость - серозной жидкостью и т. д.