К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты (кроме творческого и свободного)
Списывание как специальное орфографическое упражнение опирается в первую очередь на зрительную и моторную виды орфографической памяти. Списывание существует в двух формах: с пропуском орфограмм (осложненное) и без пропуска орфограмм (неосложненное). Осложненному списыванию предшествует либо зрительная, либо словесная, либо зрительно-словесная подготовка учащихся.
Диктант как специальное орфографическое упражнение опирается, прежде всего, на слуховую и речедвигательную орфографическую память. Из пяти видов обучающих диктантов специально орфографическими являются диктант без каких-либо изменений, диктант с изменением формы, выборочный диктант.
- словарный диктант с подсказкой
- словарный диктант с грамматическим заданием
- словарный диктант с самопроверкой
- словарный диктант с продолжением
- словарный диктант с сопоставлением
- словарный диктант с элементами игры
- словарный диктант на основе загадок
- выборочный словарный диктант
словарный диктант с использованием сигнальных карточек
Неспециальные орфографические упражнения.
К ним относятся творческие о свободные диктанты, изложения и сочинения. Конструирование заключается в образовании форм слов, в составлении словосочетаний и предложений. Подбор слов определенной структуры, например с такой-то приставкой, с таким-то корнем.
Методика ознакомления учащихся с приемами усвоения непроверяемых написаний.
Послоговое орфографическое проговаривание слова опирается на речедвигательную орфографическую память. Слово с непроверяемой орфограммой орфографически четко проговаривается по слогам учителем, затем учащиеся хором произносят это слово несколько раз по слогам.
Многократная запись слова с непроверяемой орфограммой использует возможности моторной орфографической памяти.
Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой увеличивает количество усеваемых слов.
Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами. Этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами для орфографических целей применяется в том случае, если имеется простая понятная детям этимология и если этимологически исходное слово имеет ударную гласную в корне слова.
Орфографический разбор и методика его проведения.
При изучении, повторении и обобщении правил орфографии часто используется орфографический разбор, представляющий собой вид языкового анализа, который включает обнаружение в словах орфограмм, их объяснение, указание способов проверки написаний. Орфографический разбор может быть полным , когда анализу подвергаются все орфограммы, имеющиеся в слове, и тематическим, выборочным, когда разбираются орфограммы на определенную тему.
Орфографический разбор может быть устный письменным. При проведении письменного орфографического разбора используются условные обозначения, функция которых строго регламентирована; орфограмма (буква, пробел, слитность) подчеркивается одной линией, условия выбора орфограмм – двумя; в необходимых случаях выделяется значимая часть слова, в которой находиться орфограмма или которая влияет на выбор написания.
Разновидностью орфографического разбора является морфемно-орфографический анализ слова, развивающий орфографическую зоркость учащихся, обогащающий их словарный запас, тренирующий ум.
Для проведения письменного орфографического разбора привлекаются дифференцирующие значки и графическое комментирование орфограмм:
Дифференцирующие значки
Гласные звуки
безударные ударные
1 2 3 4 5
1 безударные, проверяемые ударением: стола - стол
2 безударные, не проверяемые ударением: капитан
3 чередующиеся гласные: зори - зоря
4 беглые гласные: собрать - сбор
5 соединительные гласные: носорог
Примеры графического комментирования орфограмм, при котором причинно-следственные связи условием и нормой обозначают стрелкой: перегруженный, подъезд, пол-лимона, тяжело раненный, нигде не опубликованный и т.д.
Как отмечалось, на этапе осмысления школьниками орфографических правил эффективно привлечение их графических схем:
д-т, з-с, ж чик
пол- л…
гласн…
проп. б…
в с
на … о до … а
за из
ому (ему)
по-
и
кое- …
…-то
…-либо
…-нибудь
и алгоритмов. Под алгоритмом применительно к преподаванию русского языка понимают «развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило».
Алгоритмы