Закономерности управления различными системами. Современная парадигма (концепция) менеджмента
Закономерности управления различными системами имеют схожий характер. В связи с этим можно считать основой всех управленческих наук – кибернетику, одним из основоположников которой считают Н.Винера.
Однако закономерности управления социально-экономическими системами специфичны в силу субъективной природы многих явлений и событий.
Основные положения старой и новой мировой концепции управления
Старая концепция | Новая концепция |
1. Предприятие – это «закрытая» система 2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности - рост масштабов производства продукции и услуг 3. Главная задача менеджмента - рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда 4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда. 5. Система управления, построена на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения. | 1. Предприятие – это «открытая» система 2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности - качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей. 3. Главная задача менеджмента - быстрота и адекватность реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы 4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала. 5. Система управления ориентирована на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства. |
2.2 Управление социально-экономическими системами: методы и методология
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия.
Менеджмент, как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.
В основе метода менеджмента, несомненно, лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д. В центре исследований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента—это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.
Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать метод математического моделирования. Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимента.
Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основойменеджмента.
Методология в буквальном значении (логос — наука, знание, и методы — путь, направление познания) есть учение о методах познания. Можно говорить о двух основных концепциях определения понятия — «учение о методах познания». Одна по существу считает категории «методология» и «метод» синонимами и объявляет диалектический метод единственной методологией всех наук о природе, обществе, человеке.
Другая концепция, признавая диалектический метод всеобщим, генеральным методом познания, определяет методологию как систему, реализующую три функции:
получение, создание нового знания;
структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания, вторая — на основе использования логических форм мышления и законов логического мышления; третья — на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
Общими основами методологии менеджмента являются диалектика, абстрагирование, системный подход и принципы: единства теории и практики; определенности; конкретности, познаваемости; объективности; причинности, развития, историзма.
Прежде всего это касается методологических основ менеджмента, использования всего передового, что достигнуто мировой наукой и практикой: экономической теорией, социологией, психологией, педагогикой, математикой, кибернетикой, медициной и др.
Достигнутый уровень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду ученых прийти к определению предмета менеджмента как науки, исследующей законы и закономерности жизнедеятельности организаций и отношения работников в процессе управления. Следовательно, менеджмент использует диалектический метод, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной связи и развитии, а также применяет методы исторического и логического анализа и синтеза, системного и математического анализа, моделирования и эксперимента.
В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы — это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. В составе методов экономического исследования различают:
а) общенаучные методы;
б) локальные, специфические методы.
В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют:
а) эмпирико-теоретические и
б) теоретические методы.
Локальные научные — это методы, специфические для конкретной науки (двойной записи и калькулирования — в бухгалтерском учете, выборочный и индексный — в статистике; бюджетный, балансовый, вариантных приближений, экспертных оценок, генерирования идей, оценки управленческих решений и др. — в менеджменте и т. д.).
Общенаучные и локально-научные методы исследования используются в неразрывной связи со всеобщими методами: абстрагирования и диалектическим методом. Всеобщие методы влияют на процесс и итоги исследований. Всеобщие методы требуют, чтобы общенаучные и локально-научные методы рассматривались в единстве. Глубокое познание на основе использования какого-либо одного метода невозможно. Только в системе методов, в их взаимосвязи могут быть получены объективные выводы. Конечно, в разных предметных областях и на разных этапах исследования отдельные методы — компоненты их единой системы — могут иметь преобладающее значение. Но в целом успех может принести только система методов. Эмпирико-теоретические методы включают наблюдение, эксперимент, измерения, описания. Логико-теоретические методы включают: методы сравнения, аналитический и синтетический, историческо-логический, метод познания, аксиоматический, математические, индуктивный и дедуктивный методы, методы традукции или аналогии, моделирования, предвидения, объяснения.
Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управлений с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).
Системный подход является основой методологии менеджмента, реализующей основные методологические принципы познания.
Методологический принцип — основополагающая идея, основное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избранной им предметной области.
К числу основных методологических принципов познания, которые реализуются в системном подходе, относят: принцип единства теории и практики; принцип определенности, принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития; принцип историзма.
Практика управления и его методический аппарат формировались на протяжении многих веков, однако их систематизация и научные обобщения являются ровесниками XX в. Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация управления и моделирование управляемых процессов.