Задачи к экзамену по Логике
2 Сделайте полный разбор следующих понятий:
нечетное число; недоброжелательность;
2 Какая логическая связка выражена в следующих сложных суждениях?
Днем я или пойду в библиотеку, или буду дома готовить уроки.
2 Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью кругов Эйлера:
2 Какая логическая связка выражена в следующих сложных суждениях?
Если пойдет дождь, то экскурсия в музей не состоится.
2 Какая логическая связка выражена в следующих сложных суждениях?
Коль скоро приближается буря, то медузы приплывают к берегу моря.
2 Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью кругов Эйлера:
юридический факультет — университет;
2 Подберите понятия, находящиеся в отношении:
равнозначности - к понятию «независимое государство»;
2 Сделайте новый вывод путем операции превращения:
Все студенты нашей группы являются успевающими.
2 Определите с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями:
Ни один ученик нашего класса не является филателистом, Некоторые ученики нашего класса являются филателистами.
2 Подберите понятия, находящиеся в отношении:
пересечения - к понятию «студент»;
2 Определите с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями:
Все гвоздики — цветы. Неверно, что все гвоздики — цветы.
2 Подберите понятия, находящиеся в отношении:
подчинения — к понятию «преступление»;
2 Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если нет, то в чем ошибка:
науки делятся на естественные, технические, общественные и юридические;
2 Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:
Все студенты первой группы подготовились к зачету по логике;
Некоторые студенты первой группы не подготовились к зачету по логике.
2 Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если нет, то в чем ошибка:
люди делятся на мужчин, женщин и детей;
2 Проверьте правильность следующих обобщений:
огнестрельное оружие - оружие - орудие преступления - орудие.
2 Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если нет, то в чем ошибка:
преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
2 Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:
В некоторых государствах существует монархическая форма правления.
В некоторых государствах нет монархической формы правления;
2 Установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:
Окна во всех этажах дома были ярко освещены.
Окна были ярко освещены во многих этажах дома;
2 Установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:
Большая часть машин находилась в парке.
В парке не было ни одной машины;
2 Проверьте правильность следующих обобщений:
криминалистика - юридическая наука - наука;
2 Установите, может ли быть одновременно истинной или одновременно ложной данная пара суждений:
К. похитила государственные средства.
Никаких государственных средств К. не похищала.
2 Проверьте правильность следующих ограничений понятий:
Животное, млекопитающее, голова млекопитающего.
2 Проверьте правильность следующих ограничений понятий:
Ужин, званый ужин, гости званого ужина.
2 По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий:
«криминология».
2 По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий:
«юрист».
2 По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий:
«криминология».
2 По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий:
«формальная логика».
2 Установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
Всякая наука имеет свой предмет исследования.
Ни одна наука своего предмета исследования не имеет;
2 Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем:
преступление — взятка — грабеж;
2 Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем:
вуз — институт — техникум.
2 Установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
Всякое нарушение права является общественно опасным.
Ни одно нарушение права не является общественно опасным;
2 Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем:
Город, столичный город, нестоличный город.
2 Оцените правильность следующих определений:
государство - это политическая организация;
2 Оцените правильность следующих определений:
планета - это космическое тело, не имеющее собственного излучения;
2 Оцените правильность следующих определений:
военнослужащий - человек, который носит форму;
2 Проверьте правильность следующих ограничений понятий:
дезертирство - дезертирство с оружием - дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
2 Оцените правильность следующих определений:
планета - это космическое тело, не имеющее собственного излучения;
2 Подберите понятия, находящиеся в отношении:
пересечения - к понятию «студент»;
2 Подберите понятия, находящиеся в отношении:
подчинения — к понятию «преступление»;
3 Установите вид сложного суждения, укажите его составные части:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (Всеобщая декларация прав человека).
3 Сделайте полный разбор простого категорического силлогизма:
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование. Данилов — гражданин Российской Федерации. Следовательно, Данилов имеет право на образование
3 Определите фигуру и модус следующих силлогизмов:
Теплокровные животные не являются пресмыкающимися, а ящеры - пресмыкающиеся. Значит, ящеры не являются теплокровными животными.
3 Сделайте новый вывод (если это возможно) путем операции обращения:
Работники милиции принимают присягу;
3 Завершите силлогизм, определите его фигуру и модус:
Петров отличник, так как он усердно готовится к экзаменам.
3 Сделайте новый вывод путем операции превращения:
Все студенты нашей группы являются успевающими;
3 Завершите силлогизм, определите его фигуру и модус:
Ярко красные цветы не имеют запаха. Этот цветок не имеет запаха. Следовательно…
3 Завершите силлогизм, определите его фигуру и модус:
Ни одна рыба не кормит детенышей молоком, следовательно, кит не рыба;
3 Сделайте полный разбор простого категорического силлогизма:
Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен;
3 Завершите силлогизм, определите его фигуру и модус:
Каждый честный человек прилежно занимается своим делом. Этот человек прилежно занимается своим делом. Следовательно…
3 Установите корректность разделительно-категорических силлогизмов:
Это действие или похвально, или постыдно, или нравственно или безразлично. Оно не похвально и не постыдно. Следовательно…
3 Установите корректность разделительно-категорических силлогизмов:
Право либо дано природой, либо оно основано на соглашении между людьми. Но право не дано природой, следовательно…
3 Установите корректность разделительно-категорических силлогизмов:
Это лекарство или полезно, или вредно, или бесполезно. Оно полезно. Следовательно…
3 Установите корректность условно-категорических силлогизмов:
Если на поле стоит пугало, то сторож спит спокойно. Сторож спит спокойно, следовательно…
3 Установите корректность разделительно-категорических силлогизмов:
Путь кометы есть эллипс, или парабола, или гипербола. Путь данной кометы не может быть ни параболой, или гиперболой. Следовательно…
3 Установите корректность разделительно-категорических силлогизмов:
Линии бывают или прямые, или кривые, или ломаные. Данная линия не кривая и не прямая. Следовательно…
3 Установите корректность разделительно-категорических силлогизмов:
Растения бывают или светолюбивые, или влаголюбивые, или теплолюбивые. Это растение светолюбивое. Значит, оно не теплолюбивое и не влаголюбивое.
3 Установите корректность разделительно-категорических силлогизмов:
Кинокартины бывают широкоэкранные или цветные. Данная картина не цветная. Значит, данная картина широкоэкранная.
3 Придумайте разделительно-категорическое умозаключение, построенное по утверждающе-отрицающему модусу.
3 Придумайте разделительно-категорическое умозаключение, построенное по отрицающе-утверждающему модусу.
3 Определите правильность умозаключения.
Если сопротивление в цепи возрастает, то сила тока падает. Сила тока не упала. Следовательно, сопротивление в цепи не возросло.
3 Определите правильность умозаключения.
Если пример будет сложным, то ученик с ним не справится. Ученик справился с примером. Следовательно, он не был сложным.
3 Определите правильность умозаключения.
Если температура падает, то в домах включают отопление. Температура не падает. Следовательно, в домах отопление не включили.
3 Определите правильность умозаключения.
Если температура падает, то в домах включают отопление. Температура не падает. Следовательно, в домах отопление не включили.
3 Сделайте вывод и определите правильность умозаключения:
Если бы Цезарь был суеверен, то он бы уступил просьбам предсказателя не идти в сенат. Если бы Цезарь был осторожен, то он удалил бы Брута. Цезарь не уступил просьбам предсказателя и не удалил Брута. Следовательно…
3 Сделайте вывод и определите правильность умозаключения:
Если больной подвергнется операции, то умрет вследствие слабости. Если он не подвергнется операции, то он умрет от болезни. Но больной либо подвергнется, либо не подвергнется операции. Следовательно…
3 Сделайте вывод и определите правильность умозаключения:
Если человек скуп, то он копит деньги. Если человек бережлив, то он тратит умеренно. Этот человек не копит и не тратит умеренно. Следовательно…
3 Определите, корректность энтимем:
Некоторые водные животные не являются рыбами, поскольку эти животные теплокровные.
3 Определите, корректность энтимем:
Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не есть горение.
3 Определите, корректность энтимем:
Всякий металл электропроводен, поэтому медь – металл.
3 Определите, корректность энтимем:
Некоторые студенты посещают дополнительные занятия, потому что хотят лучше разбираться в изучаемых предметах.
3 Определите, корректность энтимем:
Все студенты знают расписание своих занятий, следовательно, все они могут планировать свое время.
3 Определите, корректность энтимем:
Некоторые люди не курят. Следовательно, они заботятся о своем здоровье.
3 Сделайте новый вывод (если это возможно) путем операции обращения:
Работники милиции принимают присягу;
3 Сделайте новый вывод путем операции превращения:
Некоторые жители нашего города верующие.
3 Проанализируйте силлогизм и определите характер вывода:
Некоторые европейские страны - члены НАТО. Канада - не европейская страна. Следовательно, Канада не является членом НАТО.
3 Проанализируйте силлогизм и определите характер вывода:
Все металлы - химические элементы. Все металлы - вещества. Следовательно, все вещества - химические элементы.
3 Установите корректность условно-категорических силлогизмов:
Если эта бухта замерзает, то корабли не могут заходить в неё. Корабли не могут заходить в эту бухту. Следовательно…
3 Установите корректность условно-категорических силлогизмов:
Если человек несет деньги в финансовую пирамиду, то денег у него не будет. У этого человека нет денег. Следовательно…
3 Установите корректность условно-категорических силлогизмов:
Если у человека есть совесть, то он признает свои ошибки. Этот человек не признает своих ошибок. Следовательно…
3 Установите корректность условно-категорических силлогизмов:
Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом. Н. пал духом, следовательно…
3 Можно ли получить данный выводы с помощью полной индукции?
Все рыбы дышат жабрами.
3 Можно ли получить данный выводы с помощью полной индукции?
Всю неделю стоит жаркая погода.