Совмещают функции объектно-онтологических и организационно-деятельностных схем, допуская перефункционализацию
Если рассматривать организационно-деятельностную схему, чтобы понять логику развития процесса или сущность понятия, то схема является объектно-онтологической; если же действовать в соответствии с этапами схемы как плана, предусматривающего последовательное прохождение темы, то она является оргдеятельностной, например, «Имя существительное как часть речи»рис.11.
Классификация схем
на основе четырех критериев: предназначение (цель); содержание; время построения; сопутствующие факторы.
СХЕМАТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ
При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершенные части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объему материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующей работы с текстом.
Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях, постижение смысла и значения чего-либо.
Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают сущность понятий и явлений, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.
Схема как самостоятельный предмет не может полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний — важна работа со схемой, в процессе которой задействованы все мыслительные процессы. |
Пример трехслойного строения схема Рис.12.
В схеме верхний уровень — мышление, средний — мыслекоммуникация, нижний — мыследействование.
На этапе создания схемы возникает абстрактное понятие в виде объекта, представляющую сущность понятия. В этот момент в слое мыслекоммуникации происходит визуальное восприятие информации. Далее в слое мышления идет «проработка той графической картинки, с помощью которой фиксируется первоначально возникший мыслительный образ», возникают ассоциативные связи, основанные на действии распознавания и произходит осмысление: что бы это значило? Происходит прорисовка смыслового образа и анализ того, что понятно, а что непонятно, — это мыследействование.
Затем, с поступлением следующей информации, работа со схемой продолжается: определяются составляющие представленного объекта, их относительное размещение, выделяется главное и существенное в предмете изучения, выявляются связи и взаимосвязи между элементами. В связи с этим понимание корректируется. (Создание стереотипа)
Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причем сложившиеся до этого момента представления могут измениться. |
Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.В процессе понимания письменных текстов работают не со схемой, а с текстом автора, используя схемы.
Чтобы построить схему к тексту, нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
При составлении текста автор представляет нечто целое, разбитое им на части.
Читая текст, необходимо проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения. Таким образом, необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям.