Электродвигатели постоянного тока параллельного возбуждения и их основные характеристики
На рис.5.18 изображена схема электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Рис.5.18. Электрическая схема электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения
В цепь якоря включен пусковой реостат , а в цепь шунтовой обмотки включен реостат возбуждения . Oбмотка возбуждения электродвигателя имеет большое сопротивление. Она состоит из большого числа витков тонкого провода. Обмотка якоря имеет небольшое сопротивление . При подаче постоянного напряжения ток двигателя определяется выражением .
В момент пуска двигателя последовательно с якорем полностью вводят пусковой реостат , тогда пусковой ток двигателя определяется выражением . При этом сопротивление подбирают так, чтобы выполнялось равенство . Номинальный ток указывается на щитке двигателя, тогда .
При вращении якоря двигателя в якорной обмотке возбудится ЭДС , где - конструктивная постоянная машины, - частота вращения якоря в об/с, Ф – величина магнитного потока, измеряемая в веберах. Направление противоположно .
Пусковой реостат включается во время пуска двигателя на (2 3)с до достижения частоты вращения якоря . Реостат при пуске выведен, а ток возбуждения максимален. С помощью реостата возбуждения устанавливают значение тока и выводят пусковой реостат .
Характеристика холостого хода двигателя при (рис.5.19) снимается без нагрузки.
При уменьшении тока возбуждения или магнитного поля статора частота вращения якоря будет увеличиваться, и двигатель может пойти "вразнос". Обрыв обмотки возбуждения ОВ приводит к возрастанию тока якоря и сгорания обмотки якоря.
Рис.5.19. Характеристика холостого хода электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения
Механическая характеристика двигателя при , (рис.5.20) снимается с нагрузкой на валу. При этом момент равен моменту вращения или электромагнитному моменту и определяется по формуле:
. (5.8)
Рис.5.20. Механическая характеристика электродвигателя постоянного тока
Механические характеристики двигателей используются при проверке работоспособности приводов станков и машин.
Регулировочная характеристика двигателя постоянного тока при , (рис.5.21) снимается с нагрузкой. Характеристика поволяет стабилизировать частоту вращения двигателя.
Рис.5.21. Регулировочная характеристика электродвигателя постоянного тока