Ситуационные задачи по частной гистологии

1. Студент интересуется участием структур надпочечников в развитии стрессовых реакций (адаптивный синдром, по Селье) и готовит на кафедре гистологии сообщение (на 5 минут) на тему: «Гистофизиология надпочечников». Он составил план своего выступления. Ответьте и Вы на поставленные вопросы.

1. Общий план строения надпочечников

2. Источники их развития

3. Зоны коркового вещества, структуры, значение, регуляция деятельности

4. Мозговое вещество, его гистофизиология, регуляция деятельности

5. Кооперация структур коркового и мозгового вещества при действии стрессовых факторов

2. При обследовании пациента (жалобы, симптоматика, основной обмен и т.д.) установлена гиперфункция щитовидной железы. Какие гистологические признаки могли бы подтвердить это? В ходе обсуждения ответьте на вопросы.

1. Источники развития щитовидной железы

2. Значение железы

3. План строения железы

4. Строение долек щитовидной железы

5. Строение структурно-функциональной единицы - фолликула в норме и гиперфункции

3. При помощи меченых антител к кальцитонину на гистопрепарате щитовидной железы выявлены определенные клетки. Что это за клетки? Обсудите ситуацию в ходе ответа на следующие вопросы:

1. Источники развития железы

2. Гормоны железы

3. План строения железы

4. Строение долек железы

5. Структура и функция парафолликулярных клеток - - -

4. У ребенка с пропорциональным сложением наблюдается задержка роста. С какими клетками гипофиза это может быть связано? Обсудите ситуацию в ходе ответа на следующие вопросы:

1. План строения гипофиза

2. Источники развития долей гипофиза

3. Регуляция и структура нейрогипофиза

4. Структура и значение аденогипофиза

5. Регуляция деятельности аденогипофиза

5. В сердце одна из оболочек имеет структуру, сходную со строением кровеносного сосуда. С чем это связано, какая это оболочка? Обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Оболочки сердца

2. Источники развития оболочек

3. Строение наружной оболочки

4. Строение средней оболочки

5. Строение внутренней оболочки

6. При бронхоспазме подвергаются сужению малые бронхи. Какие предпосылки для этого имеются в гистофизиологии этих структур? Обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Состав и значение дыхательной системы

2. План строения воздухоносных путей на примере трахеи

3. Изменения структуры бронхов в связи с уменьшением их калибра

4. Структура крупных и средних бронхов

5. Строение малых бронхов

7. При травме нарушена целостность дорзального корешка спинного мозга. Отростки каких нейронов повреждены? Для решения предложенной ситуации ответьте на следующие вопросы:

1. Расположение спинномозговых ганглиев

2. Источник развития этих ганглиев

3. План строения спинномозговых ганглиев

4. Нейроны спинномозговых ганглиев и ход их отростков

5. Значение спинномозговых ганглиев

8. У больного, перенесшего полиомиелит, имеется атрофия мышц нижних конечностей. Нейроны каких ядер спинного мозга поражены вирусом полиомиелита? Обсудите эту ситуацию, последовательно отвечая на следующие вопросы:

1. Источник развития спинного мозга

2. План его строения

3. Морфологическая и функциональная характеристика нейронов спинного мозга

4. Гистоструктура задних и боковых рогов серого вещества

5. Гистоструктура нейронов передних рогов

9. При диспансеризации у пациента заподозрена гипофункция щитовидной железы. Какие гистологические признаки могли бы подтвердить это. Обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Источники развития щитовидной железы

2. Значение железы

3. Общий план строения железы

4. Строение долек железы

5. Фолликулы щитовидной железы в норме и при гипофункции

10. После приема алкоголя у Иванова И.И. появилась неустойчивость походки. С какими структурами мозжечка это можно связать. Обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Значение мозжечка

2. План строения мозжечка

3. Белое вещество мозжечка

4. Кора мозжечка

5. Структура и роль грушевидных нейронов мозжечка

11. После длительного применения стрептомицина, неомицина, хинина пациенты обращаются в клинику лор-болезней с жалобами на снижение слуха. Поражение каких структур характерно для этого? Обсудите ситуацию, отвечая на следующие вопросы:

1. Локализация органа слуха

2. Источники развития спирального органа

3. Структура перепончатого канала улитки

4. Классификация клеток спирального органа

5. Структура и роль волосковых клеток

12. Вследствие острого нарушения мозгового кровообращения коры больших полушарий головного мозга у больного 77 лет появился очаг омертвения нейронов двигательной коры. Какие клетки участвуют в резорбции некротизированного очага и его заполнении впоследствии. Обсудите это в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Строение коры больших полушарий головного мозга

2. Цитоархитектоника

3. Типы коры больших полушарий головного мозга

4. Миелоархитектоника

5. Разновидности нейроглии и их роль в коре больших полушарий головного мозга

J

13. После ранения роговицы с образованием бельма и нарушением зрения больному В. произведена кератопластика (операция трансплантации донорской роговицы). Постоперационный период не сопровождался явлениями иммунологической несовместимости и местными воспалительными реакциями. Каковы гистологические основы этого явления? Обсудите это в ходе ответов на вопросы:

1. Состав органа зрения

2. Оболочки глазного яблока и их тканевой состав

3. Источники развития оболочек глаза

4. Функциональные аппараты глаза

5. Роговица: роль, структура и ее особенности

14. Одним из серьезных заболеваний глаза является «отслойка» сетчатки, обычно имеющая определенную локализацию. Объясните эту ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Состав органа зрения

2. Оболочки глаза и их тканевой состав

3. Источники развития оболочек глаза

4. Функциональные аппараты глаза

5. Сетчатка: роль, особенности структуры, клеточный состав

15. При инструментальном обследовании травмирован эпителий слизистой оболочки дна желудка. За счет каких клеток произойдет регенерация этого эпителия. Обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Значение желудка

2. План строения стенки желудка

3. Источники развития тканевых систем желудка

4. Состав и рельеф слизистой оболочки желудка

5. Железы желудка, общий план их строения и значение. Источники регенерации эпителия
желудка

16. Студенту даны два гистологических препарата: пилорическая и фундальная части желудка. Как выбрать препарат фундальной части желудка. Обсудите это задание в ходе ответов на следующие вопросы:

1. Значение желудка

2. План строения стенки пилорического и фундального отдела желудка

3. Структура и рельеф слизистой оболочки желудка

4. Пилорические железы желудка

5. Фундальная часть желудка, фундальные железы, отличие от пилорической части

17. Больной поступил в клинику с выраженной желтушностью кожных покровов, слизистых оболочек и склеры. При морфологическом анализе пунктата печени обнаружена гибель части гепатоцитов. Какие ультрамикроскопические изменения в печени и связанные с ним последствия лежат в основе желтухи. Следует отметить, что состояние междольковых и внепеченочных желчных путей нормальное. В ходе обсуждения ответьте на вопросы:

1. Значение печени

2. Источники ее развития

3. Общий план строения печени и дольки печени

4. Структура внутридольковых синусоидных капилляров

5. Гистофизиология и расположение желчных капилляров (проточков), их
ультрамикроструктура

18. Венозный застой, сопровождающий некоторые сердечные заболевания, приводит к ухудшению трофики и снабжения кислородом печени. Какие отделы печеночных клеток будут страдать в большей степени. Обсудите ситуацию, последовательно отвечая на следующие вопросы:

1. Значение печени

2. Источники развития тканевых компонентов печени

3. Кровоснабжение печени"

4. Строение печеночных долек и междольковой ткани

5. Гистофизиология печеночных балок и гепатоцитов

19. При диспансерном обследовании пациент жалуется на боли в поясничной области. Выявлено повышение АД, а в моче обнаружен белок и выщелочные эритроциты. В каком отделе нефрона следует искать повреждение. В ходе решения предложенной ситуации ответьте на вопросы:

1. Значение почек

2. Источники развития окончательной почки

3. План строения почек

4. Гистофизиология частей нефрона

5. Почечное тельце и почечный барьер

20. В ходе гистологического исследования эндометрия, полученного путем диагностического выскабливания, обнаружено большое количество расширенных и извитых маточных желез, хорошо видны сосуды в отечном эндометрии. В какую фазу цикла взят материал. Обсудите ситуацию при ответе на следующие вопросы:

1. Источник развития матки

2. Строение стенки матки

3. Компоненты эндометрия

4. Менструальный цикл, его фазы

5. Изменения структуры эндометрия в различные фазы маточного цикла

21. При помощи меченых антител к тестостерону на препаратах яичка выявлены определенные клетки. Что это за клетки? Для решения предложенной ситуации ответьте на следующие вопросы:

1. Значение яичка

2. План строения яичка

3. Источники развития яичка

4. Извитые канальцы яичка, их структура и роль

5. Интерстициальные клетки Лейдига, их структура, расположение и значение

22. В тонкой кишке при обследовании поврежден эпителий слизистой оболочки. За счет каких клеток произойдет регенерация эпителия?

1. Значение тонкой кишки

2. Общий план строения стенки тонкой кишки

3. Слизистая оболочка тонкой кишки и ее компоненты. Рельеф слизистой оболочки кишки

4. Ворсинки, их структура и клеточный состав их эпителия

5. Крипты, клеточный состав. Камбиальные клетки

23. При анализе желудочного сока у больного выявлено снижение кислотности. С какими клетками это связано? В ходе обсуждения ответьте на вопросы:

1. Значение желудка

2. Строение стенки желудка

3. Тканевой состав и рельеф слизистой оболочки органа

4. Фундальные железы, их расположение, план строения

5. Гистофизиология клеток фундальных желез

24. Животное сразу после рождения поместили в стерильные условия. Через некоторое время при изучении препарата селезенки было обнаружено, что центры размножения в лимфатических узелках не сформировались. При объяснении этого явления необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. К какому типу органов кроветворения, согласно классификации, принадлежит селезенка

2. Общий план строения селезенки

3. Основа (строма) селезнки

4. Белая пульпа селезенки. Строение лимфатического узелка

5. Почему в селезенке животного, помещенного сразу после рождения не сформировались в
лимфатических узелках центры размножения

25. Животному удалили вилочковую • железу и через некоторое время были взяты на исследование лимфатические узлы. На препарате было обнаружено отсутствие Т-зависимой зоны. Для объяснения этой ситуации необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Классификация органов кроветворения и иммунной защиты

2. Источники развития вилочковой железы

3. Какая ткань лежит в основе долек вилочковой железы. Общий план строения органа

4. Что является Т-зависимой зоной лимфатического узла и где она расположена

5. Роль Т-лимфоцитов коркового вещества дольки вилочковой железы

26. Студенту была предложена тема для реферата на тему: «Иммунная система слизистых оболочек» на примере миндалины и червеобразного отростка. В ходе подготовки к докладу студенту необходимо ответить на вопросы:

1. Чем представлена иммунная система слизистых оболочек пищеварительного тракта

2. Общий план строения миндалины и ее тканевой состав

3. Общий план строения червеобразного отростка и его тканевой состав

4. В каких реакциях иммунитета принимают участие лимфоциты, образующиеся в
миндалинах

5. Чем осуществляется локальная иммунная защита аппендикса

27. В гистологической лаборатории студентом-кружковцем взят материал для приготовления '"' препаратов тощей и 12-перстной кишки. Какие основные положения о строении этих органов надо знать, чтобы различить эти препараты:

1. Общий план строения стенки тонкой кишки

2. Тканевой состав слизистой оболочки тонкой кишки

3. Рельеф слизистой оболочки тонкой кишки. Основные структурно-функциональные
единицы ее

4. Клеточный состав эпителиального пласта тонкой кишки

.5. Особенности строения двенадцатиперстной и тощей кишки

28. При изучении препарата «аорта» студенту необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Происхождение сосудов

2. Общий план строения стенки сосудов

3. Классификация артерий

4. Особенности строения подэндотелиального слоя аорты

5. Особенности строения средней оболочки аорты, а также особенности общего строения
всего сосуда

29. Студенту на экзамене предложили определить, чем отличаются препараты артерии и вены мышечного типа. Для этого студенту необходимо ответить на вопросы:

1. Источник развития кровеносных сосудов

2. Классификация сосудов

3. Общий план строения стенки артерии и вены

4. Классификация артерий

5. Отличие артерии и вены мышечного типа

30. При подготовке реферата на тему «Микроциркуляторное русло» изучались микрофотографии капилляров скелетной и сердечной мышечной ткани, гипофиза, селезенки и печени. В процессе работы над рефератом необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие сосуды относятся к микроциркуляторному руслу

2. Что положено в основу классификации капилляров. Общий план строения капилляра. На
чем основывается классификация трех типов капилляров

3. Что характерно для капилляров соматического типа и в каких органах они встречаются

4. Что характерно для фенестрированных капилляров и в каких органах они находятся

5. Что характерно для капилляров перфорированного типа. В каких органах они находятся

31. Будущему врачу и, особенно, гинекологу необходимо знать строение и функцию яичника. При подготовке к занятию студенту необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Функциональное назначение яичников

2. Общий план строения яичников

3. Чем образовано корковое вещество

4. Чем образовано мозговое вещество

5. Овогенез. Стадии овогенеза

32. При проведении пластических операций в полости рта врачу - стоматологу необходимо знать некоторые закономерности строения слизистой оболочки ротовой полости, а также распределение мелких слюнных желез:

1. Общий план строения слизистой оболочки ротовой полости

2. Типы слизистой оболочки ротовой полости. Примеры типов

3. Особенности строения верхней поверхности языка

4. Общий план строения губы

5. Особенности слизистой оболочки губы и нижней поверхности языка

33. У больного обнаружено заболевание поджелудочной железы. В крови обнаружено повышенное содержание сахара. Какие сведения, связанные с гистофизиологией этого органа, необходимо знать врачу:

1. Развитие поджелудочной железы

2. К какомы типу желез относится поджелудочная железа и общий план ее строения

3. Функциональное назначение и строение экзокринной части

4. Гистофизиология эндокринной части

5. С недостаточностью каких эндокриноцитов панкреатического островка связано
заболевание пациента

34. Гистологу необходимо определить какие особенности строения можно обнаружить при изучении молочной железы. В связи с этим необходимо ответить на следующие вопросы:

1. К какому типу желез относятся молочные железы по своему происхождению

2. Общий план строения молочной железы

3. Какие возрастные изменения можно отметить в ювенильной молочной железе и в зрелой
неактивной молочной железе

4. Как регулируется деятельность функционирующей молочной железы

5. Особенности гистоструктуры лактирующей молочной железы

35. Чтобы отдифференцировать препарат пищевода и ободочной кишки студенту предложили в ходе разрешения этой ситуации ответить на следующие вопросы:

1. Общий план микроскопического строения пищеварительной трубки

2. Строение слизистой оболочки пищеварительной трубки

3. Источники развития пищеварительной трубки

4. Особенности строения эпителиальной выстилки слизистой оболочки пищевода и
ободочной кишки

5. Отличительные особенности строения пищевода и ободочной кишки " ...............

36. Студенту предложили определить два препарата: околоушной и подчелюстной железы. Предлагается обдумать эту ситуацию в ходе ответа на следующие вопросы:

1. Слюнные железы ротовой полости. Развитие слюнных желез. Источник развития слюнных
желез

2. Общие принципы строения крупных слюнных желез

3. Характеристика слюнных желез по характеру вырабатываемого секрета

4. Функции слюнных желез. Состав слюны

5. Особенности строения околоушной и подчелюстной слюнных желез

37. Ребенок, играя, получил ссадину кожу пальца (повреждение поверхностных слоев эпидермиса). Учитывая особенности строения кожи, объясните, какие структуры будут принимать участие в процессе регенерации. В ходе объяснения, ответьте на следующие вопросы:

1. Основные функции кожи

2. Состав кожи

3. Гиподерма. Источники развития. Строение

4. Дерма (собственно кожа). Источники развития. Слои дермы. Нервные окончания в дерме
кожи (рецепторы кожи)

5. Эпидермис. Источники развития. Основные диффероны эпидермиса. Диффероны,
принимающие участие в процессах ороговения кожи, ее регенерации. Пролиферативная
единица.

38. У опытного животного удалили эпифиз. Это привело к преждевременному половому созреванию. Объясните это с точки зрения строения и функции органа. В ходе объяснения ответьте на следующие вопросы:

1. Источники развития эпифиза

2. Общий план строения эпифиза

3. Строение дольки органа

4. Возрастная инволюция эпифиза

5. Значение гормонов, выделяемых эпифизом. Зависимость деятельности органа от времени
суток.

39. Для изучения некоторых отделов мужской половой системы, студенту был дан препарат, на котором хорошо видны концевые отделы и выводные протоки, окружающая соединительная ткань содержит большое количество гладких миоцитов. Определите, что это за орган. В ходе описания его, ответьте на следующие вопросы:

1. Состав мужской половой системы

2. Источник развития предстательной железы

3. План строения железы. Клеточный состав концевых отделов

4. Структура концевых отделов и выводных протоков

5. Функции железы. Возрастные изменения

40. Патологические переломы костей связаны с быстрым разрушением костной ткани. Может ли это быть связано с нарушением деятельности паращитовидной железы. В ходе ответа, раскройте, пожалуйста, следующие вопросы:

1. Место паращитовидной железы в классификации эндокринных желез

2. Гистогенез

3. План строения железы

4. Клеточный состав паращитовидной железы

5. Значение железы. Взаимодействие с другими железами эндокринной секреции.

41. Студенту на занятии по изучению выделительной системы (мочевыводящие пути) были предложены два препарата. На одном в мышечной оболочке были видны два слоя, на другом - три слоя. Определите и Вы, к каким отделам относятся оба препарата. В ходе объяснения ответьте на следующий вопросы:

1. Состав мочевыводящих путей

2. Оболочки мочевыводящих путей

3. Тканевой состав слизистой оболочки

4. Мышечная оболочка, ее особенности в различных отделах

5. Сходство и различие отдельных отделов мочевыводящих путей

42. Студенту для выступления на занятии по изучению периферической нервной системы была предложена тема «Периферический нерв». В ходе доклада нужно ответить на следующие вопросы:

1. Что такое периферический нерв

2. Оболочки нерва. Эндоневрий

3. Периневрий

4. Эпиневрий

5. Источники регенерации нервных волокон периферического нерва

43. Известно, что у человека постоянно происходит рост и обновление волос. С какими структурами это связано. В ходе объяснения, раскройте следующие вопросы:

1. Производные кожи. Что такое волос

2. Состав волоса. Корковое и мозговое вещество

3. Части волоса. Корень, стержень волоса. Структуры, их формирующие

4. Волосяной фолликул,- его составляющие

5. Структуры, обеспечивающие рост, восстановление волос и их трофику

44. Известно, что желчь, содержащаяся в желчном пузыре имеет более темную окраску. Объясните причину этого явления с точки зрения строения желчного пузыря:

1. Значение желчного пузыря

2. Источники развития

3. Строение стенки

4. Особенности строения мышечной оболочки

5. Рельеф слизистой оболочки. Состав слизистой оболочки

Наши рекомендации