Задачи для практического занятия по логике предикатов
Эквивалентность высказываний
Законы идемпотентности:(от латинских слов idem — тот же самый и potens — сильный; дословно — равносильный): | P È P º P P Ç P º P |
Закон двойного отрицания: | -(-P) º P |
Законы де Моргана: | –(P È Q) º –P Ç -Q –(P Ç Q) º –P È -Q |
Свойства коммутативности: | P È Q º Q È P P Ç Q º Q Ç P |
Свойства ассоциативности: | P È (Q È R) º (P È Q) ÈR P Ç (Q Ç R) º (P Ç Q) ÇR |
Свойства дистрибутивности: | P È (Q Ç R) º (P È Q) Ç (P È R) P Ç (Q È R) º (P Ç Q) È (P Ç R) |
Закон контрапозиции: | P Þ Q º - P Þ - Q |
Другие полезные свойства: | P Þ Q º - P È Q (P Þ Q) Ç (Q Þ P) º P ~ Q |
Операции с логически истинными и логически ложными высказываниями:
Законы исключения констант:
P Ç T º P P È T º T
P Ç F º F P È F º P P Þ P º T
Закон противоречия: невозможно, чтобы противоречащие высказывания были одновременно истинными. P Ç –P º F
Закон исключения третьего: из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете одно всегда истинно, а второе — ложно, третьего не дано. P È –P º T
Закон поглощения:
для логического сложения: PÈ (P Ç Q) = P;
для логического умножения: P Ç (P È Q) = P.
Преобразования формул логики предикатов
Правило переноса квантора через отрицание
Пусть а – формула, содержащая свободную переменную х. Тогда:
!("х)а(х)º ($х)!а(х)
!($ х)а(х)º ("х)!а(х)
Правило выноса квантора за скобки
Пусть а(х) содержит свободную переменную х, формула b не содержит переменной х и нет таких переменных, которые были бы связаны в одной формуле и свободны в другой. Тогда:
($ х)(а(х)Çb)º ($ х)а(х)Çb
("х)(а(х)Çb)º (" х)а(х)Çb
($ х)(а(х)Èb)º ($ х)а(х) Èb
("х)(а(х)Èb)º (" х)а(х)Èb
Если формула b содержит переменную х, то справедливы две равносильности:
($ х)(а(х)Çb(х))º ($ х)а(х)Ç($ х)b(х)
("х)(а(х)Çb(х))º (" х)а(х)Çb(" х)(х)
Правило перестановки одноименных кванторов:
("х)("у)а(х,у)º("у)("х)а(х,у)
($х)($у)а(х,у)º($у)($х)а(х,у)
Задачи для практического занятия по логике предикатов
1. Какие из следующих выражений являются предикатами:
а) «х делится на 5» (х Î N);
б) «Река х впадает в озеро Байкал» (х пробегает множество названий всевозможных рек);
в) «х2 + 2х + 4» (x Î R);
г) «(х + у)2 = х2 + 2ху + у» (х, у Î R);
д) «х есть брат у» (х, у пробегают множество всех людей);
е) «х и у лежат по разные стороны от z» (x, у пробегают множество всех точек, a z — всех прямых одной плоскости);
ж)«ctg45°= 1»;
з) «х перпендикулярна у» (х, у пробегают множество всех прямых одной плоскости);
2. Для каждого из следующих высказываний найдите предикат (одноместный или многоместный), который обращается в данное высказывание при замене предметных переменных подходящими значениями из соответствующих областей:
а) «3 + 4 = 7»;
б) «Вера и Надежда — сестры»;
в) «Сегодня — вторник»;
г) «Город Саратов находится на берегу реки Волги»;
д) «sin 30° = 0,5»;
е) «А. С. Пушкин — великий русский поэт»;
ж) «З2 + 42 = 52»;
з) «Река Индигирка впадает в озеро Байкал»;
и) «Если число делится на 3, то оно делится на 9»;
к) «Луна есть спутник Марса»;
Построив такой предикат, постарайтесь или точно указать его область истинности, или как-то ее обрисовать.
3. Прочитайте следующие высказывания и определите, какие из них истинные, а какие ложные, считая, что все переменные пробегают множество действительных чисел:
а) ("x) ($у) (х + у = 7);
б) ($у) ("x) (х + у = 7);
в) ($х) ("y) (x + у = 7);
г) ("x) ("y) (х + у = 7);
д) [("x)( "y)(x + y = 3)]®(3 = 4);
е) ("x) [(х2 > х) ~ ((х > 1) È(х < 0))];
ж) ("а) {[($х) (ах = 6)] ~ (а ≠ 0)};
з) ("b) ($а) ("x) {х2 + ах + b > 0};
и) ("x) [((х > 1) È (х < 2)) ~ (х = х)];
к) ($b) ("а) ($х) (х2 + ах + b = 0);
л) ($а) ("b) ($х) (х2 + ах + b = 0).
4. Найдите множества истинности следующих предикатов, заданных на множестве всех точек плоскости (А, В и С — различные фиксированные точки плоскости, l — фиксированная прямая плоскости):
а) Отрезок [АВ] виден из точки X под прямым углом;
б) Точка X располагается по одну сторону с точкой А от прямой l (предполагается, что точка А не лежит на прямой l);
в) Точка X располагается на прямой l и одинаково удалена от точек Аи В;
г) Точка X симметрична с некоторой точкой отрезка [АВ] относительно точки С;
д) Точка X равноудалена от точек Аи В;
е) Точка X находится на данном расстоянии от точки В;
ж) Точка X удовлетворяет двум условиям: она одинаково удалена от точек Аи В и находится на данном расстоянии от точки С;
з) Точка X лежит на прямой между точками Аи В;
и) Точка В лежит на прямой между точками Аи X;
к) Точка X одинаково удалена от точки А и прямой l (А Îl);
л) Точка X симметрична с некоторой точкой отрезка [АВ] относительно прямой l
5. Изобразите на координатной прямой или на координатной плоскости множества истинности следующих предикатов:
а) (х> 2) Ç (х<2);
б) (х> 2) È (x<2);
в) (х> 2) ~ (x< 2);
г) (х ≥ 0) Ç (у ≤ 0);
д) (х ≥ 0) È (у≤ 0);
е) (х≥0) ® (y≤0);
ж)(|х|<3) Ç (х>2);
з) (sin х > 0) Ç (| х - 2 | < 5) Ç (lg x > 1);
и) (х2 + у2 > 1) ~ (ху < 0);
к) (|х|>2) ® (|x|<3);
л) (х> 2) ® (y < 2);
м) (х ≥ 0) ~ (у ≤ 0).
6. Выясните, равносильны ли следующие предикаты, если их рассматривать над множеством действительных чисел R, над множеством рациональных чисел Q, над множеством целых чисел Z и над множеством натуральных чисел N:
7. Введя подходящие одноместные предикаты на соответствующих областях, переведите следующие высказывания на язык логики предикатов:
а. Все рациональные числа действительные;
б. Ни одно рациональное число не является действительным;
в. Некоторые рациональные числа действительные;
г. Некоторые рациональные числа не являются действительными.
д. Всякое натуральное число, делящееся на 12, делится на 2, 4 и 6;
е. Жители Швейцарии обязательно владеют или французским, или итальянским, или немецким языком;
ж. Функция, непрерывная на отрезке [0, 1], сохраняет знак или принимает нулевое значение;
з. Некоторые змеи ядовиты;
и. Все собаки обладают хорошим обонянием;
к. Все ромбы являются параллелограммами;
л. Некоторые параллелограммы являются ромбами;
м. Ни один параллелограмм не является ромбом;
н. Некоторые ромбы не являются параллелограммами;
о. Ни один ромб не является параллелограммом;
п. Все параллелограммы являются ромбами.
Задачи для практического занятия на тему «правильные и неправильные рассуждения»
Проанализируйте следующие рассуждения на предмет их правильности. Для этого выявите логические схемы, на которых они основаны, и выясните, справедливы ли они.