Количественные числительные
Количественные числительные делятся на следующие группы:
1) обозначающие целое число (две книги, девятнадцать страниц, тридцать пять метров);
2) собирательные, обозначающие несколько предметов как единое целое (двое ребят, четверо офицеров, семеро козлят, трое саней);
3) дробные, называющие дробные числа (две третьих, пять седьмых, две пятых).
Склонение количественных числительных
5-20, 30 | 40, 90, 100 | 50-80, 200-900 (склоняются обе части) | |
И.п. | пять | сорок, сто | триста, шестьдесят, восемьсот |
Р.п. | пяти | сорока, ста | трехсот, шестидесяти, восьмисот |
Д.п. | пяти | сорока, ста | тремстам, шестидесяти, восьмистам |
В.п. | пять | сорок, сто | триста, шестьдесят, восемьсот |
Т.п. | пятью | сорока, ста | тремястами, шестьюдесятью, восьмьюстами |
П.п. | (о) пяти | (о) сорока, ста | (о) трехстах, шестидесяти, восьмистах |
Склонение составных количественных числительных
У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят.
И.п. | Девятьсот шестьдесят пять |
Р.п. | Девятисот шестидесяти пяти |
Д.п. | Девятистам шестидесяти пяти |
В.п. | Девятьсот шестьдесят пять |
Т.п. | Девятьюстами шестьюдесятью пятью |
П.п. | (о) Девятистах шестидесяти пяти |
Собирательные числительные
Образованы собирательные числительные от соответствующих количественных при помощи суффиксов [оj] и [ер] = два + оj = двое, четыре + ер = четверо.
К собирательным также относятся числительные оба и обе (оба ребёнка, обе реки, оба озера, обе ученицы).
Числительное оба употребляется с существительными:
1) мужского и среднего рода и при склонении имеет в корне гласную О: обоих мальчиков, обоим мальчикам, в обоих озёрах;
2) женского рода и при склонении имеет в корне гласную букву Е: обеих учениц, обеим ученицам.
Собирательные числительные употребляются:
1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (шестеро учеников, четверо отдыхающих);
2) с существительными дети, люди, ребята (двое детей, трое людей, семеро ребят), а также с существительными, обозначающими детёнышей животных (четверо волчат, пятеро лисят);
3) с существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (трое суток, четверо ножниц) или обозначают парные предметы (двое туфель).
В формах косвенных падежей собирательные числительные, сочетающиеся с одушевлёнными существительными, обычно заменяются количественными числительными (двумя детьми, тремя учениками); форма двоими, троими менее употребительна.
С существительными, обозначающими лиц женского пола, собирательные существительные не употребляются (две сестры, четыре девочки).
Дробные числительные
Служат для обозначения дробного числа: две десятых пути, одна третья класса. Первая часть дробного числительного представляет собой количественное числительное, вторая часть – порядковое числительное.
Дробные числительные изменяются по падежам, причём склоняются обе их части:
И. п. две третьих;
Р. п. двух третьих;
Д. п. двум третьим;
В. п. две третьих;
Т. п. двумя третьими;
П. п. (о) двух третьих.
Порядковые числительные
Обозначают порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы: который? какой?: пятый, тринадцатый, двадцать восьмой.
Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
Начальная форма порядкового числительного – форма мужского рода единственного числа И. п.: первый, пятидесятый, двадцать второй.
При склонении составных порядковых числительных склоняется только последнее слово:
И.п. | Девятьсот шестьдесят пять |
Р.п. | Девятьсот шестьдесят пятого |
Д.п. | Девятьсот шестьдесят пятому |
В.п. | Девятьсот шестьдесят пятого |
Т.п. | Девятьсот шестьдесят пятым |
П.п. | (о) Девятьсот шестьдесят пятом |
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
К местоимению можно задать вопросы: кто? что? (я, он, мы), какой? чей? (этот, наш), как? где? когда? (так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задавать, зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (чей?) сын ходит в школу. Там (где?) ему (кому?) нравится.
Общее грамматическое значение местоимений – указание на предметы, признаки, количество без называния их.
Морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.
По значению местоимения делятся на следующие разряды:
1. Личные: 1 лицо – я, мы;
2 лицо – ты, вы;
3 лицо – он, она, оно, они.
2. Возвратное: себя.
3. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько?
4. Относительные: те же вопросительные, только без знака вопроса; служат для связи придаточного предложения с главным, выступают в качестве союзных слов.
5. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, чей-то, какой-то, кто-либо, что-либо, кое-кто, кое-какой.
6. Притяжательные: мой, твой, её, их, свой, наш, ваш.
7. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.
8. Определительные: каждый, всякий, весь, сам, самый, иной, любой, другой.
9. Отрицательные: никто´, ничто´, никако´й, ниче´й, не´кого, не´чего.
Правописание местоимений
1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис, например: что-то, какой-либо, как-нибудь.
Примечание. Если после приставки кое- стоит предлог, то она пишется раздельно: кое у кого, кое с кем, кое о ком.
2. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения – ни, например: некого, никого, нечего, ничего, нечему, ничему.
3. При отсутствии предлога в отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно; при наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно (предлог ставится между частицей и местоимением, в результате образуется сочетание из трёх слов). Например: никого – ни у кого, нечем – не с чем, никаких – ни при каких.
4. Следует различать написание сочетаний: