Методика исследования нервной системы
I. Жалобы— отличаются разнообразием:
- головная боль и головокружение (выраженность, продолжительность, время и причины возникновения ее, связь с положением тела);
- слабость, недомогание, расстройство сна;
- нарушение чувствительности (болевой, тактильной, анестезия, гиперестезия);
- изменение речи (замедление, заикание, скандированная речь),
- отставание развития речи;
- расстройство сознания, судороги, спазмы, тики, парезы, параличи, рвота, тошнота;
- нарушение координации движений (походка, письмо, прием пищи);
- вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, плохая переносимость душных помещений, чувство жара, приливы).
II. Анамнез. При сборе анамнеза обязательно получают информацию о течении беременности и родов (патология, осложнения) у матери; наследственности ребенка; особенностях психомоторного развития в раннем возрасте; перенесенных инфекционных заболеваниях; успеваемости, поведении в школе, перегрузке занятиями.
III. Осмотр дает возможность исследователю оценить:
- состояние больного, самочувствие;
- положение в постели (активное, пассивное, вынужденное) или позу при стоянии;
- сознание (ясное, затемненное, ступор, сопор, отсутствует)
- настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное)
- выражение лица (осмысленное, задумчивое и т.д.)
- размеры, состояние большого родничка;
- психомоторное развитие (соответствует возрасту, опережает, отстает)
· Физиологические рефлексы новорожденных (примитивные, спинальные):
а)рефлекс Моро (охватывания) — ударить о поверхность стола на расстоянии 15-20 см с двух сторон от головы малыша; в ответ ребенок сначала отводит руки в стороны, разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение, производя как бы охватывающее движение:
б)рефлекс Бауэра (ползания) — положить ребенка на живот, подставить к подошвам согнутых ног ладонь, при этом ребенок совершает ползающее движение (рис. 1):
в) рефлекс Робинсона (хватательный) — захватывание и прочное удерживание тонкого предмета, вложенного в руку (рис. 2)
г) рефлекс Бабкина ( ладонно-ротовой) — надавить большими пальцами на ладони ребенка, при этом он откроет рот и согнет голову, совершая поисковые движения губами (рис. 3:);
Менингеальные симптомы
а)ригидность затылочных мышц — необходимо положить руку на затылок ребенка (в положении лежа на спине) и согнуть голову так, чтобы ребенок подбородком достал грудь, при положительной реакции—боль в затылке;
б)симптом Кернига — попытаться полностью разогнуть ногу в коленном суставе, согнутую в коленном и тазобедренном суставах (при положительной реакции — боль в сшше и невозможность разогнуть ногу) (рис. 4);
в) симптом Брудзинского — резко согнуть голову ребенка, положив руки на затылок и грудь, при этом в случае положительной реакции появляется синхронное сгибание ног в коленных суставах и боль в спине (рис. 5);
Координаторные пробы
- устойчивость в позе Ромберга (испытуемого просят стоять с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки до полного соприкосновения, при патологии — падает в пораженную сторону);
- пальце-носовая и колено-пяочная проба