С13. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ЧАСТИ С
С1. С какой целью применяют генеалогический метод исследования генетики человека?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) для выявления характера наследования признаков: доминантного или рецессивного; 2) для прогнозирования вероятности проявления наследственных заболеваний у потомков | |
Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С2. В условиях повышенной влажности и умеренной температуры на листьях пасленовых и злаковых культур развивается гриб-паразит мучнистая роса. Как с ним бороться?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) для уничтожения мучнистой росы растения опрыскивают специальными химическими препаратами; 2) ученые выводят устойчивые к этой болезни сорта | |
Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С3. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) при взлете или посадке самолета увеличивается давление на перепонку; 2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде | |
Ответ включает 2 названных выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С4. Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей — к консументам первого порядка?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка; 2) мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка | |
Ответ правильный и полный, включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С5. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) перегной → комнатная муха → паук-крестовик → большая синица → ястреб; 2) консумент третьего порядка — большая синица | |
Ответ правильный и полный, включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
С6. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе - 7,9%, в печени - 18,4%, в сердце - 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках высокое; 3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ. | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С7. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) в их клетках ядерное вещество не отделено от цитоплазмы; 2) они имеют одну кольцевую хромосому; 3) не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС; 4) не имеют специализированных половых клеток, мейоза и оплодотворения | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2-3 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
С8. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) обобщены знания о клетке как единице строения всех организмов; 2) обосновано родство живых организмов; 3) обоснована общность происхождения организмов | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С9. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните, почему это происходит в клетках названных желез, используя знания о функциях аппарата Гольджи.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) в железистых клетках идет активный синтез веществ (ферментов, гормонов); 2) в аппарате Гольджи синтезируемые в клетке вещества преобразуются, упаковываются в виде пузырьков; 3) аппарат Гольджи участвует в выносе синтезируемых в клетке веществ. | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл .................................................................................................................................................. ........................................................................................................ -............. ■■■ ■ |
С10. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) выполняет транспортную функцию: доставку кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 2) выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 3) участвует в гуморальной регуляции организма. | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С11. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) состоят из ДНК, в которой закодирована наследственная информация; 2) способны к самоудвоению за счет репликации ДНК; 3) способны распределяться в клетках, обеспечивая преемственность признаков. | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С12. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать -длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое - короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) гаметы родителей: отца - а, матери - А, а; 2) генотипы родителей: отец - короткие ресницы - аа; мать - длинные ресницы — Аа;. 3) генотипы детей: генотип трех детей с длинными ресницами — Аа; генотип двух детей с короткими ресницами - аа. | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
С13. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Элементы ответа: 1) способствует уничтожению сорняков и ослаблению конкуренции с культурными растениями; 2) способствует снабжению растений водой и минеральными веществами; 3) увеличивает поступление кислорода к корням, улучшая их дыхание. | |
Ответ правильный и полный: включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа, возможны биологические неточности | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |